Москва 24

Культура

29 августа, 2016

10 неизвестных: школьные годы в советской живописи

К 1 сентября, когда все школьники вновь сядут за парты, редакция m24.ru собрала живописные произведения, связанные с началом учебного года

Федор Решетников "Опять двойка", 1952

По понедельникам большинство московских музеев не работают. Но это не значит, что у публики нет возможности познакомиться с прекрасным. Специально для понедельников редакция m24.ru запустила новую рубрику "10 неизвестных", в которой мы знакомим вас с десятью произведениями мирового искусства, объединенных одной тематикой. Распечатывайте наш гид и смело отправляйтесь с ним в музей, начиная со вторника.

1 сентября уже совсем скоро, а это значит, каникулы закончились и дети возвращаются за школьные парты. По этому случаю m24.ru подготовил подборку графических и живописных работ, посвященных учебе и знаниям.

Харьковский А. "Награда учителю", 1951

Харьковский А. "Награда учителю", 1951

Абрам Харьковский был "внучатым учеником" Ильи Репина: он учился у Юрия Бершадского, который в свою очередь посещал мастерскую великого художника. Окончив графическое отделение Одесского художественного института, Харьковский перебрался в Ленинград, где поступил в Институт живописи, скульптуры и архитектуры им.Репина. Здесь его педагогами стали Исаак Бродский, Сергей Герасимов и Игорь Грабарь. Эта школа оказала большое влияние на живописную манеру художника: яркие цвета, сложная композиция, смелые повороты фигур – все это говорит о серьезной подготовке и насмотренности автора.

Богомолов А. "Стол сына. Школьные годы", 1972

Богомолов А. "Стол сына. Школьные годы", 1972

Анатолий Богомолов также был учеником ленинградской художественной школы, но, окончив Репинский институт, переехал в Ульяновск. Здесь он вел выставочную деятельность, преподавал живопись и графику, а также писал жанровые картины на тему жизни и быта советских детей и молодежи. Картина "Стол сына" – типичный натюрморт, каких Богомолов написал множество. В каждом из них он использовал характерные приметы времени: марки, открытки, модели самолетов и пионерские галстуки.

Яблонская Т. "Утро", 1954

Яблонская Т. "Утро", 1954

Татьяна Яблонская училась в Киеве и принадлежит украинской художественной школе. Повседневная жизнь, которую она изображала на своих картинах, выглядит просто, но при этом совершенно не скучно. Лишенные советской идеологической патетики, ее герои выглядят очень естественно, они читают, разговаривают друг с другом, поливают цветы, или, как девочка на картине "Утро" делают зарядку, то есть занимаются обыкновенными повседневными делами.

Прохоров К. "Разговор за чаепитием", 1956

Прохоров К. "Разговор за чаепитием", 1956

Украинский художник Константин Прохоров практически всю жизнь прожил в Крыму, отсюда и тематика его картин. Большую часть его творческого наследия составляют горные пейзажи, виды Севастополя и других городов. В "Разговоре за чаепитием" художник изображает юных пионеров лагеря "Артек" в Гурзуфе, который считался лучшим в СССР. За окном – море, цветущие деревья и виднеющиеся вдали горы.

Баскаков Н. "В школьном саду", 1969

Баскаков Н.Н. "В школьном саду", 1969

Николай Баскаков был учеником выдающегося художника, одного из лидеров соцреализма, Бориса Йогансона. Переняв у своего учителя живописную манеру, навыки построения монументальной композиции, Баскаков остался в стороне от прославления коммунизма и героических историй. Его герои – это всегда простые люди: колхозники, сторожа, рабочие и так далее. Даже если он изображает Ленина, то это не "вождь на трибуне", а человек, читающий книгу или сосредоточенно работающий в своем кабинете. На картине "В школьном саду" изображены девочки, ухаживающие за яблонями. В центре композиции оказывается пионерка, на которую устремлены взгляды других героев картины, но это не задает никакой назидательной морали.

Сварог В. "И.В. Сталин и члены Политбюро среди детей в ЦПКиО им. М. Горького, 1939", 1952

Сварог В. "И.В. Сталин и члены Политбюро среди детей в ЦПКиО им. М. Горького, 1939", 1952

Композиция "Сталин и дети" в конце 1940-х – начале 1950-х годов выделилась в отдельный самостоятельный жанр, в котором работали самые разные художники. Игорь Грабарь отмечал, что художнику Сварогу были свойственны "исключительная любовь к сегодняшнему дню, зоркость", что он не пропускал важных событий и умел отразить их суть в своих произведениях. Но на самом деле несмотря на точность названия, на картине представлено не какое-то конкретное событие, а собирательный образ.

Титов Я. "Прием в пионеры"

Титов Я.В. "Прием в пионеры"

Прием в пионеры был одним из главных событий в жизни каждого советского школьника, наряду с поступлением в первый класс и выпускным. Обычно в пионеры принимали в 10 лет: третьеклашки торжественно произносили пионерскую клятву 22 апреля. Ну а тех, кто учился очень хорошо, принимали в пионеры раньше остальных – на ноябрьские праздники.

Дунчев С. "В школу", 1954

Дунчев С.Я. "В школу", 1954

Сложно представить другой период в истории искусства, когда детям в живописи отводилось бы столько же внимания, как в соцреализме. Идеологически-насыщенное искусство активно эксплуатировало образ пионеров в качестве яркого символа будущего коммунизма. Дети на таких картинах всегда изображались счастливыми, здоровыми, стремящимися к новым знаниям.

Сулименко П. "Праздник авиации"

Сулименко П.С. "Праздник авиации"

Украинская художественная школа была одной из мощнейших в советском искусстве, и Петр Сулименко был ее ярким представителем. Большую часть творческого наследия Сулименко составляют рисунки, сделанные во время поездок в Египет, Сингапур, Вьетнам, Марокко, Алжир, Тунис, Гвинею и другие страны, а такие картины, как "Праздник авиации", являются скорее исключением, чем правилом.

Дейнека А. "Пионер", 1934

Дейнека А. "Пионер", 1934

Александр Дейнека был одним из главных советских художников. Его живописи, графике и моизаикам посвящены целые исследования, и не последнее место в творчестве этого художника занимают детские образы. Картина "Пионер" является одной из самых интересных в этом ряду: здесь появляются яркие колористические акценты, а у героя – сосредоточенно-задумчиво-мечтательное настроение, не слишком характерное для детской непосредственности.

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

Следите за новостями:

Больше не показывать
Яндекс.Метрика