Москва 24

Культура

13 июля 2015, 19:13

10 неизвестных: самые чувственные произведения искусства в ГМИИ им. Пушкина

arts-museum.ru / Франсуа Буше "Геркулес и Омфала", 1732-1734

M24.ru запускает новую рубрику "10 неизвестных", в которой мы будем писать о десяти произведениях мирового искусства из собрания московских музеев, объединенных одной тематикой. На этой неделе – топ-10 самых чувственных работ из собрания ГМИИ им. Пушкина.

Симон Вуэ "Любовная пара", 1618 г.

Работа "Любовная пара" художника Симона Вуэ была написана в Риме под впечатлением от творчества Микела́нджело Меризи да Карава́джо, скончавшегося буквально за несколько лет до этого. Под влиянием Караваджо возникло целое направление в европейской живописи, получившее название "караваджизм" и отличающееся особым освещением, вырывающим фигуры героев из темного пространства картины. Для французской живописи именно Вуэ стал проводником этого направления. За свои успехи художник приобрел общеевропейскую известность и был приглашен Людовиком XIII в Париж. Именно для Вуэ было придумано почетное звание Первого художника короля.

Симон Вуэ "Любовная пара", 1618 г. Фото: arts-museum.ru

Арт Йоханс де Гелдер "Лот с дочерьми", 1680 г.

В работе Арта Йоханса де Гелдера "Лот с дочерьми" знатоки живописи сразу чувствуют влияние Рембрандта, который был наставником художника. Схожие манеры чувствуются в композиции, расположении фигур в пространстве, жестах и взглядах героев, а также в золотистой цветовой гамме произведения.

Правая фигура буквально является собирательным образом с картин учителя. В своем творчестве Гелдер часто обращался к религиозным библейским сюжетам, пытаясь переосмыслить их и представить в жанровой манере, одевая персонажей картин в костюмы своих современников.

Работа "Лот с дочерьми" повествует о праведнике Лоте, которого одурманили, напоили вином дочери ради продолжения рода.

Арт Йоханс де Гелдер "Лот с дочерьми", 1680 г. Фото: arts-museum.ru

Жан-Франсуа де Труа "Сусанна и старцы", 1715 г.

Жан-Франсуа де Труа – один из самых ярких представителей живописи французского рококо. Де Труа долгое время прожил в Риме и даже стал директором местной Французской Академии. Рококо характеризуется игривостью сцен, зачастую наполненных вызывающим эротизмом, а также огромным количеством деталей, обнаженной натуры и амуров. "Сусанна и старцы" написана на библейский сюжет, повествующий о праведной Сусанне, отвергшей домогательства стариков. В ответ на это старцы обвинили девушку в прелюбодеянии, расплатой за которое была смертная казнь. Но лживые наветы были разоблачены, и Сусанну спас от наказания пророк Даниил. Сюжет пользовался невероятной популярностью не только в голландской живописи, но и во французской. Впоследствии драматичность уйдет из работ художников, оставив место подлинному торжеству чувственности и гедонизму.

Жан-Франсуа де Труа "Сусанна и старцы", 1715 г. Фото: arts-museum.ru

Франсуа Лемуан, "Похищение Европы", 1721 г.

В картине Франсуа Лемуана "Похищение Европы" Зевс вновь принял иной облик, чтобы похитить прекрасную девушку. На сей раз жертвами его чар пала красавица Европа. Явившись в образе белого быка, он похитил ее и, переплыв через море, перенес на остров Крит, а ее именем была названа часть света. Картина Лемуана стала одним из ярких произведений рококо во французской живописи и предваряет живопись Франсуа Буше.

Франсуа Лемуан, "Похищение Европы", 1721 г. Фото: arts-museum.ru

Франсуа Буше "Геркулес и Омфала", 1732-1734 гг.

Творчество Франсуа Буше знаменует собой настоящий триумф стиля рококо. Вот уж где по-настоящему проявилась смелость трактовок античных мифологических сюжетов. Смелая и новаторская живопись художника пришлась по вкусу французскому двору: он украшал резиденции короля Людовика XV и его фаворитки мадам де Помпадур, а также почти всех частных особняков Парижа. Кстати говоря, маркизу де Помпадур он часто изображал в самых различных образах на своих полотнах. Сюжет полотна "Геркулес и Омфала" рассказывает о пребывании Геркулеса в плену у лидийской царицы. Мастер максимально ярко изобразил страсть между героями.

Франсуа Буше "Геркулес и Омфала", 1732-1734 гг. Фото: arts-museum.ru

Луи Леопольд Буальи "Прелюдия", около 1786 г.

"Прелюдия" является одним из первых произведений художника Луи Леопольда Буальи, написанных в Париже. Здесь уже нет того эротизма, что отличал живопись Буше, но при этом чувствуется линия "галантной" живописи, которая проходит через произведения таких французских художников, как Жан-Батист Грез и Жан Оноре Фрагонар. Картина наполнена деталями, которые замечаешь не сразу: например, на ней изображены сразу три музыкальных инструмента – гитара, скрипка и фортепьяно.

Луи Леопольд Буальи "Прелюдия", около 1786 г. Фото: arts-museum.ru

Пьер Нарцисс Герен, "Аврора и Кефал", 1811 г.

Работа "Аврора и Кефал" Пьера Нарцисса Герена написана на сюжет из "Метаморфоз" Овидия. Аврора, безответно влюбленная в прекрасного охотника Кефала, с помощью Амура похищает его, пока он спит. Это картина парная с эрмитажной "Морфей и Ирида". Огромное достоинство работы – это ее уникальная цветовая палитра, а также идеализированная утонченная красота, причем как мужская, так и женская.

Пьер Нарцисс Герен, "Аврора и Кефал", 1811 г. Фото: arts-museum.ru

Никазиус де Кейсер "Абеляр и Элоиза", 1850-е.

Сюжет картины "Абеляр и Элоиза" Никазиуса де Кейсера основан на реальной средневековой истории поэта, философа, богослова и музыканта Абеляра, воспылавшего страстью к своей ученице. Девушка ответила ему взаимностью, но счастье их длилось недолго, ровно до того момента, когда об их связи узнал дядя Элоизы, каноник Фульбер. На картине герои изображены еще до момента раскрытия их тайны. При этом в произведении уже нет эротики Буше или Герена. Причиной тому не только выбор средневекового сюжета вместо библейского или античного, но и смена эпохи и вкусов в живописи.

Никазиус де Кейсер "Абеляр и Элоиза", 1850-е. Фото: arts-museum.ru

Жан-Батист Грез, "Сладострастие", 1789-1790 гг.

Картина "Сладострастие" Жана-Батиста Греза является работой из серии "Головки", изображающей различные элегические, жеманые и томно-чувственные женские образы. Серия целиком и полностью вписывается в традиции рокайльной живописи. В этой работе парадокально сочетаются предельная чувственность и невинность, символом которой выступает белый голубь, которого совсем юная девушка нежно прижимает к груди. Обнаженное плечо и закатанные глаза подчеркивают, наоборот, подлинную искушенность образа.

Жан-Батист Грез, "Сладострастие", 1789-1790 гг. Фото: arts-museum.ru

Петер Пауль Рубенс, "Вакханалия", около 1615 г.

Петер Пауль Рубенс – один из известнейших художников Южных Нидерландов, покоривший современников своей живописью на мифологические и религиозные сцены, а также портретами и пейзажами. Особенно в мифологических сюжетах видна его любовь к человеческой натуре и в особенности к женскому телу. "Вакханалия" – полотно, изображающее Диониса-Вакха и его спутников – силен, сатиров и вакханок.

Петер Пауль Рубенс, "Вакханалия", около 1615 г. Фото: arts-museum.ru

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

Яндекс.Метрика

Следите за новостями:

Больше не показывать