Новости

Новости

26 сентября 2016, 16:11

Спорт

От льва до броненосца: талисманы чемпионатов мира по футболу

Оргкомитет чемпионата мира 2018 года и ФИФА провели презентацию трех кандидатов в талисманы турнира. На победу в конкурсе претендуют три маскота – тигр, кот и волк. Сетевое издание m24.ru вспомнило, какие талисманы представляли мундиаль в прошлые годы.

Фото: Zuma/TASS/Chen Jianli

Вилли – Англия, 1966 год

Первый официальный талисман чемпионата мира появился там же, где и зародился сам футбол – в Англии. Маскотом мундиаля 1966 года стал львенок Вилли. Он был одет в футбольную форму, а на его груди красовался британский флаг и надпись World Cup.

Создатель Вилли, художник Редж Хой (Reg Hoye), мало интересовался футболом. Он уже был известен иллюстрациями к книгам детской писательницы Энид Брайтон. Но незадолго до ЧМ-66 Футбольная ассоциация Англии предложила ему создать талисман для мундиаля, и он согласился.

Фото: fifa.com

Хой представил четыре дизайна маскота: мальчика и трех разных львов. Один из них и стал талисманом чемпионата мира 1966 года. Выбор льва в качестве приоритетного варианта для символа мундиаля объяснялся просто – сына художника звали Лео. Но львенок-маскот отлично вязался с английским гербом и традициями, поэтому Вилли имел невероятный успех.

Позднее он даже получил собственный гимн. А победа англичан на домашнем чемпионате мира только упрочила популярность Вилли. В итоге, Хой заработал на своем персонаже почти семь миллионов фунтов стерлингов.

[html][/html]

Хуанито – Мексика, 1970 год

Организаторы чемпионата мира 1970 года оказались перед несколькими задачами сразу. С одной стороны они хотели повторить успех львенка Вилли, с другой – создать образ, способный сплотить мексиканскую нацию.

Изначально созданием талисмана занимался американский дизайнер Ланс Вайман (Lance Wyman). В 1966 году именно он разработал символику для летних Олимпийских игр 1968 года в Мексике. В течение еще четырех с половиной лет после олимпийских проектов он оставался в стране и занимался графическими программами, связанными с вопросами развития метро в городе Мехико. И для мундиаля–70 Вайман создал маскота, которого назвал Пико.

Фото: fifa.com

Однако тут в дело вмешался президент Федерации футбола Мексики Гильермо Канедо (Guillermo Canedo). Не стоит забывать, что Олимпийские игры 1968 года были омрачены митингами и демонстрациями. Латиноамериканские студенты бастовали, пытаясь привлечь внимание мировой общественности к правам человека, в особенности – правам небелых рас.

Поэтому Канедо решил сделать талисманом работу молодого художника Фернандо Гонсалеза. Ведь что могло быть лучше, чем улыбающийся ребенок с темной кожей и темными волосами? В довершение этот образ венчали традиционные для мексиканцев зеленая форма и сомбреро.

Нарекли маскота Хуанито – от самого распространенного в испаноязычных странах имени. Уменьшительно-ласкательный вариант лишь добавлял доброжелательности и открытости персонажу. Таким образом, Хуанито стал почти живым воплощением фейр-плей, что отразилось и на футбольном поле. За весь чемпионат ни один игрок не получил красную карточку.

Тип и Тап – Германия, 1974 год

Фото: fifa.com

На мундиале 1974 года немцы поддержали идею маскота-ребенка. Они использовали в качестве талисмана сразу двух персонажей, которых назвали Тип и Тап (или Тип и Топ – в зависимости от разницы в региональном произношении). Надпись WM на футболках означала "Weltmeisterschaft" – "чемпионат мира" по-немецки.

Имена талисманов отсылали к традиционной для Европы детской забаве, которая предшествовала игре в дворовый футбол. Перед матчем два капитана вставали друг напротив друга и должны были коснуться ноги соперника раньше другого. Кто выигрывал, выбирал себе игроков в команду первым.

Но мало кто знает, что мальчики с "кроличьими" зубами были созданы для немецкой клубной газеты еще в 1956 году. Их автором стал графический дизайнер из Саарбрюкена Хорст Шефер (Horst Schäfer). В рамках чемпионата образ низкого брюнета и высокого блондина стал символизировать еще и Восточную и Западную Германию – разделенную Берлинской стеной, но объединенную мундиалем.

Гаучито – Аргентина, 1978 год

Фото: fifa.com

Аргентинцы не стали изобретать велосипед. Как, впрочем, не стали глобально думать и над маскотом для ЧМ-78. Мальчик Гаучито был очень похож и на Типа с Топом, и, в особенности, на мексиканского Хуанито, что вызвало шквал критики. Однако талисман все же имел целую легенду.

Согласно ей, персонаж являлся гаучо – представителем социального слоя в Аргентине, близкого по духу американским ковбоям. В 19-м веке они составляли большинство сельского населения пампасов, занимаясь выпасом рогатого скота и сельским хозяйством. Однако в начале прошлого века гаучо практически исчезли, смешавшись с переселенцами.

Над образом Гаучито работали известные в Аргентине аниматоры и художники-мультипликаторы: Мануэль Гарсия Ферре (Manuel Garcia Ferre), Уго Касалья (Hugo Casaglia) и Нестор Кордоба (Nestor Cordoba). Помимо традиционной формы "альбиселесте" талисман одели в классическую шляпу и косынку гаучо, а также снабдили маленькой плетью. Талисман принес успех – аргентинцы впервые в истории выиграли чемпионат мира.

Наранхито – Испания, 1982 год

Фото: fifa.com

Испанцы пошли по стопам своего соотечественника Хосе Ортеги-и-Гассета и дегуманизировали не только искусство, но и талисман чемпионата мира. В 1982 году рекламные агенты из Севильи Мария Долорес Сальто (Maria Dolores Salto) и Хосе Мартин Пачеко (Jose Martin Pacheco)предложили в качестве маскота не животное или ребенка, а апельсин. Причем это был первый и последний раз, когда фрукт становился талисманом мундиаля.

Но выбор маскота легко объяснить – испанские автономии Валенсия и Мурсия славятся своими сладкими апельсинами. При этом Наранхито (что дословно с испанского и значит "апельсинчик") приглянулся не только местным, но и зарубежным болельщикам.

[html][/html]
Несмотря на негативные комментарии во время презентации талисмана, Наранхито очень быстро прижился. Одежда, наклейки и другой мерчендайз с изображением маскота стали расходиться, как горячие пирожки. С "заводным апельсином" даже сняли многосерийный мультфильм под названием "Futbol en accion" ("Футбол в действии")

Позднее Пачеко рассказывал, что Федерация футбола Испании купила у него права на Наранхито за миллион песет (около шести тысяч евро по нынешнему курсу). В результате сама федерация заработала на продаже атрибутики с изображением талисмана почти полтора миллиарда евро.

Пике – Мексика, 1986 год

Фото: fifa.com

Мексика уже имела опыт не только проведения чемпионата мира, но и создания успешного (с точки зрения маркетинга) талисмана. Поэтому организаторы мундиаля–86 подошли к выбору маскота весьма ответственно. Крупнейший в Латинской Америке медиаконгломерат Televisa объявил конкурс, в ходе которого были просмотрены миллионы работ.

Однако имя победителя и другие варианты маскотов так и остались неизвестными для истории. Мексиканские СМИ утверждают, что художник, нарисовавший талисман для чемпионата мира 1986 года, был близким другом членов футбольной федерации. В итоге в качестве символа мундиаля выбрали Пике – от испанского "picante" (этим словом обозначают специи и соусы).

[html][/html]
Маскот представлял собой традиционный перец халапеньо с большими черными усами и гигантским сомбреро на голове. Для талисмана, как и двадцать лет назад, даже написали собственную песню. Однако образ Пике возмутил многих жителей страны, в особенности, националистически настроенных граждан. По их мнению, талисман вобрал в себя все самые глупые стереотипы о мексиканском народе.

С другой стороны, были и те, кому талисман пришелся по душе. Так, мексиканец Исидро Куара (Isidro Cuara) по собственной инициативе воссоздал и доработал костюм Пике. На играх своей сборной он был "живым" маскотом, заряжал трибуны и поддерживал команду с кромки поля.

Возможно, не без его помощи Мексика добралась до четвертьфинала, обыграв в 1/8 Болгарию. История не ограничилась мундиалем в Мексике. До недавнего времени Куара, которому в этом году исполнилось 80 лет, в образе Пике поддерживал "трехцветных" на стадионе Ацтека.

Чао – Италия, 1990 год

Фото: fifa.com

По сравнению с предыдущими талисманами маскот чемпионата мира 1990 года казался очень странным и чересчур абстрактным. Человечек, состоящий из кубиков и раскрашенный в цвета национального флага с первого взгляда вызывал лишь недоумение. Но создатель маскота, графический дизайнер, художник и скульптор Лучио Боскардин (Lucio Boscardin), руководствовался довольно прозаичными идеями.

Во-первых, талисман должен был уйти от стереотипов и предрассудков об Италии. Во-вторых, при создании маскота исключалось использование памятников и символов регионального значения (римский Колизей, туринская Моле-Антонеллиана и т.д.). В-третьих, талисман должен был быть современным и хорошо выглядеть на всех носителях, в том числе, по телевизору.

По словам Боскардина, образ маскота пришел ему в голову, когда дизайнер стоял на светофоре. Красный и зеленый цвета напомнили художнику итальянский флаг. После этого из отдельных блоков Боскардин составил тело талисмана, которое в разобранном виде преобразовывалось в слово ITALIA. Последним штрихом стала голова, которую художник сделал в форме футбольного мяча.

[html][/html]
Однако такой талисман вряд ли мог вызвать у журналистов и болельщиков положительные эмоции. Первую критику Боскардин получил от знаменитого нападающего "Кальяри" Луиджи Ривы. Вместе с ним художник ехал в автобусе с презентации маскота. Всю дорогу футболист только и делал, что рассказывал, насколько ему не нравится этот талисман.

Тем не менее, маскот все же устраивал футбольных функционеров. Название для символа чемпионата мира выбирали с помощью купонов тото (один из видов спортивных ставок – ред.). По результатам голосования талисман получил имя Чао – самое часто употребимое слово для приветствия и прощания на Апеннинах.

Страйкер – США, 1994 год

Фото: fifa.com

Разработкой талисмана для мундиаля в Соединенных Штатах занялась знаменитая студия Warner Brothers. Создатели Багза Банни и Даффи Дака не собирались развивать сюрреалистическое видение итальянцев. Поэтому они вернулись к идее маскота–животного и создали пса по имени Страйкер.

Имя талисмана можно трактовать и переводить двояко. Слово "страйкер" обозначает как роль на поле (нападающий), так и вдохновляющего всех "двигателя" и лидера команды (ударник). К тому же собака – это самое популярное в США домашнее животное.

Одели талисман в классическую американскую форму – красного, белого и синего цветов. Но на этом символизм Страйкера и закончился. На фоне других маскотов мундиалей он выглядел слишком просто (особенно если сравнивать его с Чао). Об этом не раз говорили и американские спортивные журналисты. По их словам, талисману не хватало "посыла или загадки".

Футикс – Франция, 1998 год

Фото: fifa.com

Талисманом чемпионата мира во Франции вполне ожидаемо стал петух – символ не только национальной сборной, но и всей страны. При этом организаторы мундиаля вложили в своего маскота больше смысла, чем за четыре года до этого сделали американцы.

Команда дизайнеров во главе с художником Фабрисом Пиало (Fabrice Pialot) нарисовала персонажа в популярном во Франции стиле комиксов. Название для талисмана выбирали с помощью опроса на улице и по телефону. Всего было опрошено свыше 19 тысяч человек, почти половина которых проголосовала за имя Футикс.

Такой вариант тоже имел прямое отношение к комиксам, а именно к серии графических историй про Астерикса и Обеликса. Слово Футикс появилось по аналогии с именами непобедимых галлов – "foot" всего лишь соединили с суффиксом "ix". Также имя талисмана может отсылать к Верцингеториксу – вождю, который возглавил восстание объединенных галльских племен против Цезаря.

Так или иначе боевой дух маскота помог Франции стать чемпионами на домашнем мундиале. В финале "синие" обыграли бразильцев и первый (и пока последний раз) подняли над головой Кубок мира. А организаторы мундиаля заработали на талисмане рекордные 27 миллионов долларов. Однако после турнира слово "футикс" постепенно приобрело негативный смысл. Теперь во Франции так нарекают фанатов, болеющих за одну или несколько сильных команд.

Ато, Каз, Ник – Япония и Южная Корея, 2002 год

Фото: fifa.com

На чемпионате мира 2002 года многое было впервые: проведение мундиаля в Азии, при том в двух странах сразу; появление трех талисманов турнира и создание их с помощью компьютерной графики, определение имен для маскотов с помощью интернет-голосования. Корейцы и японцы хотели всего и сразу. Но, как это обычно и бывает, первый блин вышел комом.

Созданием талисманов занялось лондонское брендинговое агентство Interbrand. По задумке дизайнеров, все три маскота были абстрактными созданиями из энергии. Они представляли команду по атмоболу – вымышленному виду спорта, родственному футболу.

Оранжевый Ато – тренер, а фиолетовый Каз и синий Ник – игроки. Но персонажи, призванные подчеркнуть высокотехнологичность принимающих чемпионат стран, получились оторванными от традиций и истории. Не спасло организаторов мундиаля ни сотрудничество с Макдоналдсом, ни запуск мультфильма с участием маскотов.

Голео VI и Пилле – Германия, 2006

Фото: fifa.com

Из всех талисманов чемпионата мира самыми неудачными однозначно можно назвать маскотов мундиаля 2006 года. Немцы вновь сделали ставку на двух персонажей. На этот раз ими стали куклы лев Голео VI и мяч Пилле. Разработкой талисманов занялся известный в Германии кукольник Мартин Паас (Martin Paas).

Маскоты имели целую легенду. Имя Голео было образовано от слов "goal" и "leo". Сам лев вырос в Африке, в Ботсване. Римская цифра VI означала, что он шестой Голео в своем роду. Также это отсылало к году проведения чемпионата. Единственное, что было непонятно в этой историй – это какое отношение Голео имеет к Германии.

Не поняли этого и болельщики. Многих смущало и отсутствие у Голео трусов. В итоге продажи атрибутики с талисманами были настолько низкими, что привели к банкротству фирмы-производителя. Неофициальной заменой Голео на время мундиаля стал маскот сборной Германии орленок Пауле.

Закуми – ЮАР, 2010 год

Фото: fifa.com

Задача, с которой не смогли справиться в Германии (а именно создать оригинальный талисман для мундиаля), оказалась под силу организаторам в ЮАР. Талисманом мундиаля стал леопард, придуманный жителем Кейптауна Андрисом Одендалом (Andries Odendaal). По замыслу, маскот символизировал дух и людей Южной Африки и имел богатую историю.

Имя персонажа – Закуми – появилось в результате слияния двух значений. Первые две буквы означают "Zuid Africa" ("Южная Африка"), а окончание – kumi в переводе со многих африканских языков (например, суахили) значит "десять". Леопарда раскрасили желтым и зеленым – цвета сборной ЮАР – и одели в футболку с надписью South Africa 2010.

Пятиугольные пятна на теле Закуми напоминали о раскраске мяча. Символичен оказался и день рождения леопарда – 16 июня 1994 года. Именно эта дата считается днем победы над апартеидом и установления южноафриканской демократии. В этот же день празднуется день молодежи в ЮАР.

Фулеко – Бразилия, 2014 год

Фото: fifa.com

Маскотом бразильского мундиаля стал броненосец. Эти животные обитают в восточной части страны. По стилистике и внешнему виду талисман очень напоминал Закуми. Желтое туловище, синий панцирь и зеленые трусы представляли собой сочетание цветов бразильского флага. Броненосец был одет в обычную белую футболку. Пятна на его голове, как и у Закуми, были отсылкой к строению футбольного мяча.

Имя Фулеко было выбрано в ходе голосования, в котором приняло участие свыше 1,7 миллиона человек. Оно образовано от слов "futebol" и "ecologia". Организаторы сделали большой упор на отношение персонажа к вопросам защиты окружающей среды Бразилии.

Таким образом, экологи пытались обратить внимание на проблему вымирания трехпоясных броненосцев из-за браконьеров и вырубки лесов. В последние десять лет их популяция сократилась почти на треть. Некоторая часть средств от продажи атрибутики пошла на спасение этого исчезающего животного.

Кот, Волк или Тигр – 2018 год, Россия

Фото: vk.com/mascot2018fifaworldcup

23 сентября на фестивале "Круг света" были представлены три финалиста, которые претендуют на звание официального талисмана мундиаля в России. Маскотов – кота, тигра и волка – спроецировали прямо на фасаде главного здания МГУ. Сразу после презентации во время светового шоу в специальном разделе на сайте ФИФА и в соцсетях "ВКонтакте" и Facebook стартовало всероссийское народное голосование. Оно завершится 21 октября в прямом эфире на Первом канале.

Этот этап голосования стал третьим. Первый стартовал в мае прошлого года. Тогда дети от 8 до 16 лет представляли свои рисунки с персонажами. Всего варианты предложили более 50 тысяч человек. Из них отобрали десять персонажей. Ими стали тигр, богатырь, волк, дальневосточный леопард, жар-птица, инопланетянин, космонавт, кот, медведь и робот. В сентябре того же года за работу принялись уже студенты российских художественных вузов. Организаторы попросили их "оживить" одного из десяти персонажей и отправить заявку.

Из этих работ специальное жюри, в составе которого были звезды спорта и шоубиза (вратарь сборной России Игорь Акинфеев, режиссер Федор Бондарчук, певица Полина Гагарина и другие), выбрали тройку финальных маскотов. Их авторы – Валерия Табуренко из Санкт-Петербурга, Екатерина Бочарова из Томска и Софья Подлесных из Великого Новгорода. Позднее анимационное агентство MPC доработало образы персонажей с учетом всех необходимых требований.

[html][/html]
Каждый из маскотов-финалистов обладает уникальными легендой и качествами. Волк – это "любознательный, уверенный в себе и обаятельный парень". По задумке автора, он упорно тренировался, чтобы завоевать уважение и внимание своих товарищей, и теперь его талант почти всегда приносит победу его команде. Волк одет в форму цветов российского флага. Кроме того, у него есть специальные продвинутые очки, которые помогают ему лучше настроиться на точный удар по воротам. На выбор героя создателя персонажа – Екатерину Бочарову– вдохновили отечественные мультфильмы и любимый пес по кличке Тайсон.

Второй герой – благородный, целеустремленный и отважный амурский тигр. Он облачен в скафандр и мечтает исследовать космические просторы. Как утверждает автор персонажа Валерия Табуренко, тигр хочет распространить любовь к футболу в самых дальних уголках Вселенной. Третий персонаж – умный и проницательный кот – очень любит поиграть с мячом. Он долго и упорно тренировался со своими братьям и придумывал хитроумные комбинации в центре поля. Играя в воротах, кот также преуспел в отражении коварных ударов. Персонаж также одет в бело-сине-красную форму и имеет вратарские перчатки. По словам создательницы маскота, главным вдохновителем для нее стал ее беспородный кот Миша.

Ещё больше новостей — в телеграм-канале Москва 24 Подписывайтесь!
закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика