Новости

Новости

08 января 2014, 13:09

Культура

Сергей Соловьев рассказал о тонкостях актерской профессии

Сергей Соловьев провел мастер-класс для студентов Летней киноакадемии

В рамках Летней киноакадемии состоялся мастер-класс советского и российского кинорежиссера, сценариста и продюсера Сергея Соловьева. Сетевое издание М24.ru провело онлайн-трансляцию лекции.

Стать востребованным актером в современном мире нелегко. На арену славы из тысяч выпускников актерских вузов выходит лишь 50-60. Чтобы войти в их число, необходимо бороться за собственную индивидуальность и ни в коем случае не соревноваться с Голливудом.

Актера, являющегося символом эпохи, не существует, считает Сергей Соловьев. Тот отрезок времени, в котором мы живем, очень мал для глобальных перемен в актерской профессии. Соответственно, большинство актеров 90-х и сегодня продолжают быть героями.

Своим студентам и каждому начинающему режиссеру и актеру Сергей Соловьев рекомендует смотреть хорошее кино, например, фильмы с Жаном Габеном, Мишелем Симоном, Моникой Витти, а также картины "В горах мое сердце" и "Аталанта".

"В горах мое сердце" - советский короткометражный фильм 1967 года по мотивам одноименного рассказа Уильяма Сарояна. Студенческая работа Рустама Хамдамова и Инессы Киселевой и оператора Владимира Дьяконова.

В городе утро. Море, трамваи, на мостовой - пианино. В город прибывает великий актер, песни которого заставляют трепетать сердца от горя и радости. Но сердце самого актера не здесь, а в далеких прекрасных горах. Великого актера приглашает на завтрак один из величайших поэтов мира. Сын поэта по этому случаю отправлен в лавку Козака за свежим батоном, фунтом сыра и бутылкой вина. Но в лавке Козака больше не отпускают в кредит. "Когда получу деньги?" - спрашивает месье Козак у мальчика. "Никогда, - отвечает мальчик. - Нельзя быть великим и брать за это деньги!"

"Аталанта" - кинофильм режиссера Жана Виго, снятый во Франции в 1934 году. Непритязательная житейская история женитьбы капитана баржи "Аталанта" Жана на деревенской девушке Жюльетте, их свадебного путешествия по каналам Франции к Парижу в сопровождении юнги-несмышленыша и несуразного "морского волка" папаши Жюля…

По итогам опроса кинорежиссеров и кинокритиков, проводимого каждые десять лет британским журналом Sight & Sound, картина заняла десятое место среди лучших фильмов всех времен в 1962 году, а в 1992 году - пятое. Неоднократный призер Каннского кинофестиваля, представитель американского независимого кинематографа Джим Джармуш и Юрий Норштейн назвали этот фильм самым любимым.

Сергей Александрович Соловьев родился 25 августа 1944 года в Карелии. Когда ему исполнилось полтора года, вся семья переехала жить в столицу КНДР Пхеньян. Отец Сергея Соловьева до 1947 года занимал пост советника руководителя Северной Кореи Ким Ир Сена. После окончания действия его полномочий семья вернулась в Советский Союз и жила в Ленинграде.

"Разговор": Сергей Соловьев

В детстве Сергей Соловьев мечтал стать офицером подводной лодки, но в 1962 году он поступил во ВГИК и решил связать свою жизнь с режиссурой. Он учился в мастерской у советских кинорежиссеров Михаила Ильича Рома и Александра Борисовича Столпера.

Будучи студентом, Сергей Соловьев снял документальный фильм "Посмотрите на лицо", который принимал участие на кинофестивале в Лейпциге и был отмечен золотой медалью.

После получения красного диплома режиссер стал работать на киностудии "Мосфильм", где вышла его первая полнометражная лента – экранизация пьесы Максима Горького "Егор Булычев и другие" (1953). Затем была снята телеверсия повести Александра Пушкина "Станционный смотритель", главную роль в которой исполнил Никита Михалков. В 1972 году эта лента получила Гран-при Веницианского фестиваля телевизионных фильмов.

Следующий фильм "Сто дней после детства" Сергей соловьев снял в 1975 году. Это была картина о жизни подростков в пионерлагере. На съемках режиссер познакомился со своей будущей супругой Татьяной Друбич, которая стала его музой и сыграла во многих его фильмах. Картина получила множество наград, в том числе "Серебряного медведя" на международном кинофестивале в Берлине за лучшую режиссуру.

Следующая картина режиссера - "Мелодии белой ночи" с Юрием Соломиным в главной роли - была снята в 1976 году совместно с японскими кинематографистами.

В 1982 году вышла лента "Избранные", съемки которой проходили в Колумбии. Соавтор сценария фильма - в то время президент Колумбии Альфонсо Лопес Микельсен и сосед по дому писателя Гарсиа Маркеса - предоставил для съемок особняк, который законсервировал на 30 лет после смерти сына.

В том же году Сергей Александрович начал преподавательскую деятельность на Высших режиссерских курсах, а с 1985 года - во ВГИКе.

В 1987 году вышла культовая картина "Асса". Это была первая часть трилогии, за которой последовали "Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви" (1989) и "Дом под звездным небом" (1991).

Эпизодические роли в этом фильме исполнили популярные рок-музыканты, а в саундрек картины вошли песни Бориса Гребенщикова, Жанны Агузаровой и Виктора Цоя. Отчасти именно поэтому фильм "Асса" стал одним из любимых кинематографических произведений поклонников русского рока.

Режиссерские работы Соловьева в театрах Москвы

В 1990 году Сергей Соловьев решил попробовать себя в театральной режиссуре. Вместе со студентами актерской мастерской ВГИКа он поставил "Три сестры", затем в Малом театре вышел его спектакль "Дядя Ваня" с Юрием Соломиным в главной роли и "Чайка" в театре "Содружество актеров Таганки".

В 1994 году вышел фильм Сергея Соловьева "Три сестры", а в 2000-м - "Нежный возраст", главную роль в котором исполнил сын режиссера. В 2004 году вышел фильм "О любви" по мотивам рассказов Антона Павловича Чехова, а в 2007 году была завершена экранизация романа Льва Толстого "Анна Каренина". Съемки этой картины длились несколько лет, а премьера состоялась в 2009 году. За фильмом последовала картина "2-Асса-2", связанная с сюжетом "Анны Карениной".

В 2010 году состоялась премьера фильма "Одноклассники", сценарий которого написала студентка Соловьева Софья Капунина.

Правила жизни Сергея Соловьева

Чувство полной свободы и совесть несовместимы. Все главное, что есть в жизни, — в этом страшном противоречии. Об этом "Анна Каренина", которую я сейчас снимаю.

Борода у всех что-то выражает — или патриотизм, или народничество. Моя — не идеологична. Я ее отрастил, в Калуге, в 1973-м. Не мог побриться, не работала розетка в номере.

Пишу сценарии голым. Голый сажусь перед компьютером — и пишу. Пока на мне хоть что-то одето — я не свободен.

Игра в большие бюджеты — не для меня. Это для аспирантов финансовой академии.

Ненавижу мужеподобных женщин. В чем бы это ни выражалось: в феминизме или метании молота. Все остальные женщины мне очень нравятся.

Отец умер рано. Меня воспитывала такая декадентская мама. А папа был разведчиком, человеком необыкновенной созидательной воли. В детстве я играл с Ким Чен Иром. Мой отец его отца — Ким Ир Сена — посадил на пост главы КНДР. Готовил в СССР — и привез туда. Детство мое прошло в Пхеньяне. И пока отцы стояли на трибуне, мы с Ким Чен Иром гуляли.

Отвратительно, когда думают: знаю, из кого тут цитата. Цитаты — мое личное дело. В восприятии нужна варварская интеллектуальная нищета.

Что для меня значит Друбич? Когда мы познакомились, ей было лет 13. С тех пор мы ежедневно перезваниваемся.

"Асса" началась с провала картины "Чужая, белая и рябой". На премьеру привезли солдат — заполнять зал. Тогда я решил: надо снять так, чтобы висели на люстрах. Стал думать, где такой модуль. Вспомнил — индийское кино. А что такое индийское кино? Пожилой человек, который губит душу девушки. Она влюблена в молодого человека, которому нехороший пожилой человек со множеством денег откручивает голову. И там должны петь и танцевать. Так что "Асса" — не социальное прозрение и не мое приветствие новым временам.

При первой встрече понимаю: доверять ли человеку. Чем дольше знаешь — тем непонятней.

Как ни странно, я дружу с Ричардом Гиром. Лет уже 15. Встречаемся то в Нью-Йорке, то в Токио. Выпиваем.

Главное, чтоб из левого уха ветер уходил в правое. Когда работаю — знаю каждую склейку. А закончил — с трудом припоминаю сюжет. В конце съемок всегда такое чувство: пришли бы, унесли эти коробки.

Идейное кино — не для меня. Кино было и остается моим способом чувственного познания мира.

Успех и совесть сегодня и на этой территории — вещи несовместимые. Это знают даже дети.

Я изобрел презентацию. До "Ассы" презентаций не было. Через два года мы с Гребенщиковым объявили, что закрываем эпоху презентаций, потому что все стали презентовать неизвестно что. Но мы уже выпустили из клетки дьявола.

В кинотеатрах все хотят просто видеть, кто на ком женится и кто кому обрежет уши. Почти нет тех, кто понимает красоту изображения.

Если втягиваться в дело — то с головой. Когда я ставил на Таганке, перевез туда кровать.

Раньше, снимая, я все время думал о том, чтобы максимально набить зрительный зал. У меня в голове сидел пример неореалистов, когда люди рассказывали изысканнейшие истории, и на них смотрел весь мир. Но когда наш кинопрокат отдали американскому кино — я решил: возьму историю такую, как если бы я снимал только для себя и еще для трех человек. Вот "О любви" и смотрят сейчас пять человек — я не огорчаюсь.

Друбич для меня как любимый браунинг для Дзержинского. Или играет Башмет на альте, он за него трясется. Я говорю: он что, дорогой? Дорогой, говорит, но не в этом дело. В качестве звука. Таня для меня как инструмент, который я знаю очень хорошо. Когда она снимается в других картинах, я иногда вижу, как все топорно. Можно микроскопом забить гвоздь? Можно. Иногда Таней забивают гвозди.

Правила жизни были опубликованы в журнале Esquire.

Анна Лебедева

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика