Москва 24

07 мая, 2014

Монгольское иго: как кочевники поднимали Русь с колен

"Нераскрытые тайны": Музей кочевой культуры

Правда ли, что Чингисхан не только не разрушил Русь, но и поднял ее на новый уровень развития? Чем Русь обязана захватчикам? И какие тайны хранит монгольский народ? Телеканал "Москва Доверие" подготовил специальный репортаж.

Монгольский уголок

"Приходит учительница со своими детьми к нам на экскурсию, перед началом экскурсии подходит ко мне, говорит: "Константин Валерьевич, вы расскажете нашим детям, каким жестоким человеком был Чингисхан?" Я говорю: "Обязательно, - рассказывает директор Музея кочевой культуры Константин Куксин. - И начинается экскурсия, где дети переодеваются в костюмы, и эти мальчишки, ровесники того Темучина, играют в альчики, натягивают лук, знакомятся с девчонками, и, когда они выходят, они называют себя монгольскими именами, они понимают, что Чингисхан – это чудеснейший человек. И учительница берет свои слова назад, естественно".

Стойбище кочевников расположилось во дворе одной из московских школ. Здесь любой желающий может почувствовать себя ненцем-оленеводом, жителем пустыни туарегом или даже монгольским ханом.

К монголам здесь относятся с особым чувством. Музей кочевой культуры – одно из немногих мест в Москве, где история этого великого народа продолжается.

Монголия. Табун лошадей в Национальном парке Горхи Тэрэлж. Фото: ИТАР-ТАСС

Сотрудники музея любят развенчивать мифы. И главный из них – о диких ордах свирепых и безжалостных захватчиков, полонивших Русь и державших ее на коленях три с лишним века кряду. Достаточно приехать на Авиамоторную, пройти несколько сот метров дворами, и там практически первый встречный докажет вам на пальцах – татаро-монгольское иго не более, чем страшная сказка. Впрочем, так ли это?

По большому счету, это место и музеем-то назвать трудно. Посетители здесь не просто смотрят на экспонаты, а полностью погружаются в мир кочевых народов, участвуют в ритуалах, надевают их одежду, слушают их музыку и пользуются их вещами. Именно таким, максимально не похожим на обычный музей, его и задумал простой учитель географии Константин Куксин.

"Когда я был маленьким, я не любил музеи. Мне казалось, что это скучно. Ходишь в этот музей, тетенька с указкой пальчиком показывает, указочкой, говорит: "Руками не трогать! К стеклу не прислоняйтесь! Испачкаете". А так хотелось подержать в руках. Поэтому, когда я начал создавать музей, я создавал его для себя, ребенка. Я создавал музей, где мне, мальчишке, было бы интересно", - говорит Константин Куксин.

Константина Куксина считают своим многие народы – ненцы, монголы, киргизы, буряты, казахи. Кочевники разных стран на разных языках и диалектах называют его "странствующим поэтом". Константин, и правда, пишет стихи и книги о них, людях, чаще других меняющих место жительства.

"Мне нравилось, как они легко, со смехом разбирают свою юрту, где жили только что, грузят ее на телегу и уезжают, только пятно от очага оставляют в траве - и все. Это удивительная магия вечного движения, и я почувствовал ее", - рассказывает Куксин.

В этих шатрах собраны коллекции атрибутов жизни кочевников, которой позавидуют многие государственные музеи. Но официально это всего лишь школьный музей. Все 23 жилища кочевников стоят во дворе интеграционной школы "Ковчег". Здесь Константин Куксин продолжает учить детей премудростям географии.

"Я принципиально от школы отделяться не хочу. Во-первых, с этой школой связана вся моя сознательная жизнь. Школа же очень необычная, где учатся дети-инвалиды и здоровые сверстники", - говорит Куксин.

Чингисхан - спаситель Руси?

Ежегодно музей посещают несколько десятков тысяч детей и взрослых. График экскурсий расписан на несколько месяцев вперед. Иногда это заменяет школьникам уроки географии и истории. Впрочем, некоторые учителя, приводя учеников на очередное занятие, и не подозревают, что им предстоит услышать версию, весьма отличающуюся от изложенной в учебниках.

Все еще со школы знают: в начале XIII века полчища диких кочевников заполонили Русь. Сожженные города, поборы и вечный страх. Русская земля на три века погрязла в невежестве, нищете и насилии. Потом Куликовская битва. Отважный воин Пересвет вступает в схватку с монгольским богатырем Челубеем. Потом - стояние на Угре - и все, свобода. Но так ли все обстояло на самом деле? Какими были отношения русских князей с монгольскими ханами? И такими ли дикарями были пришельцы с Востока?

"Это не только моя версия, версия ряда ученых, которые полагают, что было монгольское завоевание Руси, но не было ига. То есть, по сути, русские княжества были достаточно независимыми, хотя и платили выход в Орду", - считает Константин Куксин.

Монгольская империя образовалась в начале XIII века благодаря Чингисхану. Мало кто помнит сегодня настоящее имя этого человека – Темучин. Великий правитель Чингисхан объединил кочевые племена, и вскоре его империя превратилась в сверхдержаву, раскинувшуюся от Тихого океана до берегов Дуная.

"ЮНЕСКО объявило Чингисхана человеком тысячелетия. За прошедшие тысячу лет такого не было", - говорит Константин Куксин.

Дети монгольских скотоводов кочуют с родителями по пустыне Гоби. Фото: ИТАР-ТАСС

О монголах Куксин говорит исключительно как о народе отважном и честном. Иначе и быть не может, ведь благодаря им в Москве и появился Музей кочевых культур.

В 2002 году молодой учитель географии предпринял велопробег от Байкала до китайского побережья Желтого моря. 4 тысячи километров в автономном режиме. Пустыня Гоби впервые была преодолена на велосипедах.

"Мы, честно говоря, первое время юрты избегали, объезжая их стороной, пока однажды не случилась страшная гроза, что нас побило градом, мы все в синяках, замерзшие, попросились в юрту. Осталось либо умереть, либо к монголам попроситься. И монголы, эта девочка открывает дверь, ахает, нас тут же внутрь, поили-кормили, переодели. Нас встретили, как будто ждали всю жизнь", - вспоминает Куксин.

После этого Константин решил, что в Москве необходимо создать место, где жители столицы смогли бы увидеть и прочувствовать настоящую жизнь кочевников. Эта старая монгольская юрта стала первым объектом в будущем Центре кочевой культуры. За 10 лет здесь появились еще два десятка жилищ и несколько увлеченных сотрудников. На время экскурсии они превращаются в жителей Севера, степи или пустыни, принимающих гостей в своем стойбище. Для этих людей музей – не просто работа, это образ жизни, а иногда и просто дом.

По одной из гипотез, объединить под единым началом вольнолюбивые кочевые племена Чингисхану помог шаман Тэб Тэнгри.

"У Чингисхана был свой шаман, его звали Тэб Тэнгри. Имя это переводится как "говорящий с небом". Говорят, именно он собрал вокруг Чингисхана народ, что позволило ему в будущем так продвинуться и стать ханом монголов", - сотрудник Музея кочевой культуры Майя Галеева.

Шаманы и духи

В Музее кочевой культуры тоже есть не только шаманская юрта, но и свой шаман, почти настоящий. Рассказы Майи Галеевой про путешествия в нижний мир – это не цитаты из книг по шаманизму. Майя утверждает, что бывала там сама, причем не по собственной воле, ибо никто не может стать шаманом по своему желанию. Духи сами выбирают того, кто будет говорить с ними. Обычно это проявляется в подростковом возрасте, но в нашей культуре мало кто слышал про шаманскую болезнь, поэтому детей, которых преследуют видения, ведут к врачам, и несчастным жертвам духов ставят диагноз.

"В детстве, конечно, у меня все это было, но я даже не знала, что со мной что-то не так. Я думала, что со всеми так. Ну да, я что-то слышу, что-то вижу, но я думала, что это воображение, фантазия. Я с этим жила и не думала с этим даже бороться", - рассказывает Галеева.

Монгольская шаманка совершает традиционный обряд. Фото: ИТАР-ТАСС

О том, что духи выбрали именно ее, Майя узнала несколько лет назад, когда начала работать в музее и впервые отправилась в экспедицию в Монголию. Юный музейный работник рассказала шаманке, живущей в юрте на окраине Улан-Батора, об одном из своих видений. И та объяснила: это было настоящее путешествие в другой мир.

"Дорога за горизонт, с двух сторон холмы, поросшие мертвыми лиственницами, некое светило, то ли солнце, то ли луна, с выщербленным кусочком. Но самое страшное меня постигло на другой день, когда я решила принять душ и обнаружила, что исписала себя всю черным маркером некими непонятными знаками, которые я не могла расшифровать на тот момент", - утверждает Майя Галеева.

Сейчас Майя - ученица шамана. Когда пройдет обряд посвящения, она сможет помогать москвичам общаться с духами. Считается, что шаманы часто помогали монгольским правителям в завоевательных походах. Духи предков подсказывали, куда и когда лучше направить скакунов. Цель завоеваний до сих пор вызывает у историков споры. Кто-то утверждает, что Чингисхан изначально хотел создать сверхдержаву. Кто-то склонен к более приземленным объяснениям – животным кочевников были нужны новые пастбища.

"Некоторые книжки про Чингисхана называются так: "История Чингисхана, думавшего, как покорить весь мир". Вот уж он про это не думал. Знаете, как Чингисхан говорил? "Я не завоевывал мир, я просто шел туда, куда шли мои лошади", - считает Константин Куксин.

Есть версия, что монголы стремились на запад за золотом и шелками, которые очень ценились у кочевников.

"На запад вел так называемый Великий шелковый путь. Шелка из Китая, которые ценились на Ближнем Востоке, всегда были вожделенной добычей всех жителей, которые не владели шелководством. Они стремились овладеть этими международными коммуникациями, с тем, чтобы, да, получать деньги и шелка тоже, потому что монголы, которых иногда у нас изображают дикарями, одетыми в шкуры, на самом деле одеты были, особенно их аристократия, так, как не снилось, пожалуй, русским князьям", - утверждает доктор исторических наук Владимир Петрухин.

"Одеваться дорого и цветасто монголы любят и сейчас, - говорит Майя Галеева. - Монгольский халат называется дэли, у мальчиков и у девочек он всегда застегивается на правую сторону. Мой халатик простой, повседневный, сделан из серого сукна, а твой халатик нарядный, из китайского шелка".

Символы власти и монгольские улусы

Одно из правил музея – все должно быть настоящим, живым. Если это лук, он будет стрелять. Если это одежда, ее будут носить.

"Я очень не хотел быть могильщиком своих любимых кочевников, поэтому все предметы, которые мы привозим, не застывают за стеклом, а продолжают жить своей жизнью. Как то же самое огниво, которым мы пользуемся, высекаем искры, из луков мы стреляем, с юртами мы ездим на праздники и фестивали", - рассказывает Константин Куксин.

Когда историю можно буквально потрогать руками, она воспринимается совершенно иначе, поэтому в Музее кочевой культуры не стесняются изготавливать некоторые экспонаты сами. Например, так делалась пайцза – еще одно доказательство того, что русские князья были не рабами монголов, а, скорее, их уполномоченными представителями.

"Пайцза – по сути, это железяка, которая делегирует полномочия. Человек, который носит пайцзу, имеет право говорить от имени монгольского хана. Бронзовая пайцза давала право распоряжаться на территории какого-то района, серебряная пайцза – на территории улуса, огромной части Монгольской империи. Золотая пайцза – на территории всей Монгольской империи. Александр Невский имел золотую пайцзу. Батый доверял ему настолько, что дал ему нагрудный знак, который был у него самого", - утверждает Куксин.

Большинство историков называют пайцзу ярлыком. Именно за этим символом власти ездили в Орду русские князья. Приверженцы официальной версии считают, что делали они это не по своей воле.

"Улусники ханов, конечно, отнюдь не были каким-то демократическими лидерами, которые могли делить власть с ханами. Любая попытка объявить себя свободным или любая попытка выбора воспринималась как мятеж, и это каралось смертью", - говорит Владимир Петрухин.

Виды Монголии. Фото: ИТАР-ТАСС

Государственное устройство Золотой Орды выглядело так: территория делилась на отдельные области – улусы. В каждом был свой правитель, подчинявшийся великому хану. С улусов брали дань, причем подушно. От русских монголам нужны были только деньги – заплати и живи спокойно. Другое дело, если по каким-то причинам заплатить не можешь.

"Монголы, завоевывая Русь, вели себя довольно достойно: они подъезжали к городу и требовали, чтобы город сдался. Если город сдался, его именовали "добрый город" – ханбалык – и оставляли в покое, только требовали фураж для лошадей и пищу для солдат, особенно фураж для лошадей. Дело в том, что у нас снега выпадает много, и монгольские лошади не могли выкапывать траву из-под снега. Они погибали. Если город выдавал сено, то монголы его не трогали, уходили дальше.

Но если правитель того или иного города шел на принцип, страдало все население. Впрочем, не стоит забывать, что столь жестокие расправы были в ту эпоху обычным спутником любых войн.

"Когда истребляется все население, включая жен, детей и стариков, это, конечно, ужасает. Когда археологи находят города, заваленные непогребенными трупами, то что об этом можно сказать? Конечно, это вселяет ужас", - считает Владимир Петрухин.

Культ коня

Большинство князей предпочитали находить с монголами общий язык, то есть сами собирали дань с народа, что сулило экономические выгоды. Были и те, кто использовал могущество Орды в своих интересах. Например, Александр Ярославич, получивший прозвище Невский, сам отправился в стан Батыя, внука Чингисхана.

"Батый сидел на троне в своей юрте, князь прошел меж двух огней, зашел в юрту, и переводчик ему говорит: "Княже, вот стоят эти деревянные чурбаки, это идолы их, поклонись им, Батыю приятно будет". Александр отталкивает переводчика, не кланяясь монгольским идолам, проходит и падает на колени перед Батыем. Батый говорит: "Юноша, почему ты моим богам не поклонился, а мне в ноги упал?" На что Александр, подняв глаза, отвечает: "Твоим богам не кланяюсь, ибо в своего бога верую, а тебе в ноги упал, ибо бог тебя над всеми нами ханом поставил". – "Молодец", – говорит Батый. Ему сразу понравился этот юноша, бесстрашный, честный, а эти качества монголы ценили. Сами были такими же", - говорит Константин Куксин.

Новгородский князь и властитель Золотой Орды договорились: Александр будет подавлять восстания против монголов на территории Руси, а Орда поможет ему противостоять тевтонским рыцарям, надвигавшимся на его земли с запада. Историк Лев Гумилев утверждает, что конница Батыя сражалась на стороне русских в битве при Чудском озере, вошедшем в историю как Ледовое побоище.

Монголия. Пограничный дозор. Фото: ИТАР-ТАСС

"Конечно, некоторые думают: "Как было бы здорово, чтобы Александр Невский избил бы всех крестоносцев, выгнал бы монголов, и была бы у нас Россия от Германии до Чукотки". Было бы, наверное, здорово, но это было невозможно. Александр был мудрым человеком. Он понимал, что на два фронта воевать не сможет никогда, поэтому он оказался перед выбором. Вы знаете английскую пословицу "Из двух зол не выбирают"? Русская другая – "Из двух зол выбирают меньшее", - рассуждает Куксин.

Монгольские воины наводили страх на весь континент. Они завоевали практически всю Европу. Даже хорошо вооруженные рыцари не могли одолеть диких кочевников.

"Монгольский воин выпускал не менее 16 стрел в минуту на полном скаку, в тот момент, когда все четыре копыта коня отрывались от земли. Если парень выпускал меньше, его просто в армию не брали, что было позором в то время", - утверждает Константин Куксин.

"Длинные тяжелые наконечники предназначались для пробития тяжелых доспехов. Были наконечники зажигательные. Вот к таким наконечникам привязывался пучок соломы, пропитанный смолой, смола поджигалась, и горящая стрела посылалась в город, чтобы устраивать пожары", - рассказывает экскурсовод Музея кочевой культуры Егор Староверов.

Идя в наступление, кочевники выпускали стрелы со свистульками, которые издавали дикий вой. Русские прозвали их "поющими ведьмами". Вражеские кони сходили от этого звука с ума. Привычные ко всему монгольские лошади просто давили отступавших противников копытами.

Конь для кочевника всегда был чем-то большим, чем тягловая сила. Каждый воин Чингисхана имел по три лошади, и именно этот факт доказывает, что многое из того, что нам рассказывали в школе, не более чем домысел.

"Представьте 40 тысяч воинов. Получается 120 тысяч лошадей, еще обозные лошади. 150 тысяч коней привел с собой Батый. Да они подходят к такой речке, как Москва или Ока, она обмелеет сразу, если лошади будут пить. А представьте, что такое 100 тысяч воинов, 200 тысяч воинов, как писали. Миллионные табуны, за ними пустыня бы оставалась. Но впоследствии, когда немецкие историки переписывали нашу с вами историю, как-то стало зазорно – как это, 40 тысяч монголов завоевали огромное государство? Тогда возник миф, что монголов было очень много, что пришли их сотни и сотни тысяч, как саранча они ползли. Каждый русский убивал сто монголов, но их было так много, что справиться было не в человеческих силах", - считает Куксин.

Разумеется, лошади есть и в Музее кочевников, рядом с кочевыми жилищами прогуливаются Гавана и Фролик.

"В наше время, когда у всех дома компьютерные игры, телевизоры, лошадь детям важна, потому что где еще увидишь ее в центре Москвы?" - говорит сотрудница музея.

У кочевников конь настолько почитаем, что даже главный монгольский музыкальный инструмент имеет форму головы лошади.

"Называется он моринхур. В переводе с монгольского языка "морь" – это конь", - объясняет Егор Староверов.

Как закалялась вера

В этом уголке Москвы, как и в настоящих монгольских стойбищах, обычные юрты соседствуют с кочевым буддийским храмом – дуганом. Это не просто очередной экспонат необычного музея, это единственный в Москве официальный, освященный посланником далай-ламы, буддийский храм.

"И далай-лама дал название храму "Храм алмазной сущности Будды", и храм функционирует", - говорит Константин Куксин.

Буддийский духовный центр в Калмыкии. Фото: ИТАР-ТАСС

Служба здесь проводится нечасто – по большим религиозным праздникам, но прийти и помолиться может любой в любое время. Пока желающих немного, это и понятно. Кому придет в голову, что буддийский храм может находиться во дворе московской школы? Ханы Золотой Орды буддистами не были, но к вере и культуре других народов относились с известным почтением.

"Когда Чингисхана спрашивали: "Какая у тебя вера?" – он говорил: "Я поклоняюсь синему небу". Но когда он стал ханом огромной державы от Желтого моря до Средиземного, к нему побежали разные проповедники всех религий, говоря: "Моя вера лучше. – Нет, моя". Он собрал всех проповедников всех религий и сказал: "Смотрите, у Бога, как и у меня, много пальцев на руках. И к Богу можно прийти разными дорогами", – и повелел, что в его империи все религии будут равны, и ни одна церковь не будет облагаться налогами", - рассказывает Куксин.

То, что за 300 лет православие на Руси лишь укрепилось, еще один весомый аргумент. Может, и правда, то, что принято называть игом, было не таким уж чудовищным? Впрочем, с этим доводом согласны отнюдь не все историки.

"Монголы разорили Русь. Разорение было страшным. Древнерусская культура была просто уничтожена. После монголов русская культура стала другой", - считает Владимир Петрухин.

Это правда, но лишь отчасти. Да, храмы в городах, отказавшихся платить дань, сжигали вместе с самими городами, но в иных местах они активно строились.

"Говорят, что монголы разрушили нашу культуру. А как же расцвет церковной живописи, церковного искусства? Все, что было связано с церковью, при монголах процветало. Андрей Рублев писал при монголах", - утверждает Константин Куксин.

Многие историки полагают, что монгольский протекторат над раздробленными русскими княжествами способствовал их объединению. В Орде же, напротив, начались междоусобицы, что сильно ослабило монгольское государство. В результате к концу XIV века расклад сил изменился – русские больше не хотели платить дань. Считается, что поворотным моментом стала Куликовская битва, в которой Дмитрий Донской разгромил армию Мамая. Константин убежден, что и это не совсем корректное описание событий.

"Нельзя говорить, как пишут в наших учебниках до сих пор, что русские вышли против монголов, чтобы освободиться от ига. Ничего подобного. Русские князья приняли участие в гражданской войне. Причем часть русских поддерживала законного претендента, часть – узурпатора", - считает Куксин.

Конец монгольского ига

Гражданская война в Орде разгорелась из-за борьбы за власть.

"Представьте себе, в конце XIV века за 10 лет на престоле Золотой Орды меняется 13 ханов. Ну куда это годится? Поубивали всех наследников Чингисхана. Остался только один Тохтамыш, который правил Синей Ордой в Сибири. И часть монголов говорит: "Все-таки только потомок Чингисхана может быть на престоле Орды. Давайте Тохтамыша призовем". Он был не против. А другие говорят: "А зачем нам чужой хан, мы и сами не хуже". И возглавил эту партию Мамай. Он не происходил от Чингисхана, но он был сильным воином, и началась в Орде гражданская война законного хана Тохтамыша против узурпатора Мамая", - говорит Константин Куксин.

Монголия. Местный житель в окрестностях Улан-Батора. Фото: ИТАР-ТАСС

Дмитрий Донской наголову разбил войска Мамая и тем самым отстоял престол для Тохтамыша.

"Да, ездили князья в Орду, получали ярлыки на княжение, но дань стали утаивать, Москва становилась все сильнее. И в конце концов, когда монголы вновь решили показать, кто здесь главный, через 100 лет, в 1480 году, было стояние на Угре. Монголы не решились напасть. Иго так называемое кончилось, а на самом деле закончился период разных и сложных отношений русских с монголами", - рассказывает Куксин.

Услышав все это, большинство посетителей музея приходит в некоторое недоумение. Да, звучит убедительно, но почему же в школе нас учили совершенно другой истории? Специалисты считают, что популярная до сих пор версия появилась при Петре вместе с новой модой на все европейское.

"Все, что было до Петра, считалось дикостью и варварством. И нужно было объяснить, откуда же такая дикость-то у русских, что вот Европа живет богато, а мы в лаптях все ходим. Но, оказывается, монголы виноваты. 300 лет они уничтожали все лучшее, что могло произрасти в русской земле, угнетали, жгли и грабили. Потом русским стало обидно, они стали писать, что не просто так мы защищались. Мы грудью своей Европу от монголов прикрыли, спасли мы эту Европу. Вообще, версия ужасная. То есть получается, мы, русские, проливали кровь, воюя с монголами, чтобы спасти европейцев, которые хотели нас уничтожить и всегда презирали. Бред и позор!"- считает Константин Куксин.

Так кем же были монголы для русского народа? Безжалостными захватчиками или же мудрыми военно-политическими союзниками? Окончательный и однозначный ответ на этот вопрос найти, скорее всего, уже не удастся.

"Я думаю, что уж особых переворотов здесь не будет, потому что довольно скудны источники. Археология сделала очень много для понимания этого времени, которое считается темным временем", - говорит Владимир Петрухин.

Как бы то ни было, история нас примирила. И московский музей, посвященный древней и удивительной истории кочевых народов, лучшее тому подтверждение.

"Мы, русские, вернули долг монголам. Мы освободили их первый раз в 21-м году, а второй раз – Сталин на Ялтинской конференции заявил, что одно из условий его участия вообще в войне и дружбы с союзниками, чтобы Монголия стала независимой страной. Вот отсюда и идет дружба монголов с русскими, и любимый монгольский тост: "Выпьем же за вечную нерушимую российско-монгольскую дружбу", - говорит Константин Куксин.

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

Следите за новостями:

Больше не показывать
Яндекс.Метрика