02 апреля 2015, 19:30
В книжном магазине "Гиперион" историк инженерии и автор блога "Москва глазами инженера" Айрат Багаутдинов прочитал очередную лекцию об архитектуре "Что нам стоит храм поставить".
На примере Успенского собора Кремля, Собора Василия Блаженного и колокольни Ивана Великого Айрат Багаутдинов рассказал слушателям о том, как в столице возводятся храмы. От историка инженерии гости узнали, где добыть белый камень и как изготовить кирпич. Конспект лекции читайте ниже.
Софийская летопись нам рассказывает о том, кто же были строители этого храма: русские мастера Ивашка Кривцов да Мышкин. Они были, видимо, непосредственными производителями работ или бригадирами. Но все-таки подрядчиками были более высокопоставленные люди Василий Дмитриев да Иван Голова Владимиров. И между ними была распря, спор, в результате которого Василий Дмитриев отступился от наряда.
Он был не столько архитектором-строителем, сколько архитектором-реставратором. Сначала Кремль. Теперь 1471 год – он занимается реконструкцией известной Георгиевской церкви в Юрьеве-Польском, которая тоже относится к середине XII века, обветшала к тому времени и была фактически перестроена.
Приезжают псковичи и говорят Ивану Великому вот что. Похвалили дело, а вот известь похулили: жидко, говорят, вы растворяли, "ино не клеевито". Слишком много песка. Псковичи, говоря современным языком, провели экспертизу, но отказались от строительства. Поэтому мы стали ждать, пока в 1475 году к нам не приехал мастер-муроль Аристотель Фиораванти.
1475 год. Первое, что Фиораванти делает – велит разобрать существующий собор, точнее, остатки собора Кривцова и Мышкина, чтобы строить на его месте новый. Ту же церковь разбил таким образом: три дерева поставя (это похоже больше всего на треногу, с помощью которой вы иногда в походе разогреваете воду в чане), и концы их верхние совокупив воедино, и брус дубов обвесив на ужищи посреди их поперек, и конец его обручем железным сковал, и раскачивающее разбил. То есть это был просто таран на треноге, которым он и разбивал стены.
Иные стены с испода подобрал, и, поленье подставляя, все на поленье поставил. По мере разбивания, разрушения одного слоя облицовочной кладки, он подставлял сюда деревянные поленья, которые продолжали нести нагрузку от этой стены. Когда эти поленья были поставлены по всему периметру, они их единомоментно зажгли. И когда все поленья одновременно обрушились, стена сразу потеряла опору по всему периметру и рухнула.
И наконец он принимается за строительство. "Рвы же изнова копать повелел и колие дубовое бить". То есть он забивает сначала в землю сваи и потом поверх свай уже устраивает белокаменный фундамент.
Дальше Фиораванти отправляется во Владимир. И это один из моих самых любимых моментов во всей Софийской летописи. "Ездил же во Владимир, смотрел Пречистую, похвалил дело и сказал: "Неких наших мастеров дело". Спустя более чем 300 лет Фиораванти разглядел в кажущихся нам совершенно русскими Успенском и Дмитриевском соборах руку ломбардских зодчих. Есть версия, что Барбаросса посылал зодчих именно из Ломбардии. Аристотель решил строить из плинфы.
Церковь построена палатным образом. Традиционные для Руси, заимствованные из Византии крестово-купольные храмы в плане имели практически квадратную форму. И обычно центральный неф был несколько шире, для того чтобы над ним поместился главенствующий центральный барабан. Меньшие барабаны устанавливались по углам, как это было в Успенском соборе, либо их вообще не было, как в этом храме
А что же было в Европе? В Европе в это время господствующим видом храма является базилика – это храм, состоящий из трех или более нефов. Зальный тип храма – несколько нефов, также разной ширины, центральные шире, а боковые уже, но высота их одинаковая. В этом была главная особенность. Именно таким храмом зального типа и стал Успенский собор, что было совершенно нехарактерно для Руси.
Еще один распространенный, достаточно привычный нам свод – крестовый: два пересеченных полуцилиндра. И свод сомкнутый – это тоже два пересеченных цилиндра на самом деле, просто у них отрезано все лишнее, а сегменты двух цилиндров образуют те самые четыре лепестка, смыкающиеся в одной точке.
Успенский собор становится первым храмом после долгих столетий, в котором снова используются крестовые своды, а не более простые коробовые, которые стали повсеместно строиться во времена монгольского нашествия.
А вот первый завод, зафиксированный документально, строит именно Аристотель Фиораванти. "Известь же густо мотыгами повелел мешать, и когда на утро засохнет, то ножом невозможно расколупить". Фиораванти вводит технологию очень качественного гашения извести, для того чтобы увеличить ее вяжущие свойства.
Там, где находится Владимир, Суздаль, известняк залегает достаточно глубоко – 400 метров. Конечно, по тем временам невозможно было докопаться до такой глубины, поэтому его добывали там, где это было сделать проще, где идет горизонтальная полоска. В этом месте известняк выходит на поверхность. Это как раз Подмосковье: Пахра, Мячково, Подольск, Звенигород, Волоколамск.
Белый камень отсюда вывозили еще в незапамятные времена, когда и Москвы, возможно, еще не существовало.
Его могли добывать закрытым и открытым способом. В частности, на каменоломнях "Сьяны".
Для нас важно вот такое замечание: "А прежде сего на тех же местах бывае церкви надо рвом". То есть храм построен не сразу таким, а сначала он построен как однопрестольный храм Покрова Божией Матери, то есть не девять церквей, а один деревянный маленький храм. Рядом с ним стояли еще церкви, а как вы, наверное, знаете, если вы сносите церковь, то тогда на место, где находился ее освященный престол, надо ставить либо крест, как часто видим, когда едем по окраинам России, либо ставить другую церковь.
Отсюда и берется этот многопрестольный храм Покрова на рву, девять храмов построены на месте прежних деревянных храмов и центральный храм Покрова в честь казанской победы. Почему храм в честь казанской победы – казанское взятие случилось с 1 на 2 октября. На эту дату тогда пришелся день Покрова Божией Матери. Решено, что негоже в честь такого события закладывать деревянную церковь, и нужно перестроить в камне.
Тем же исследователем была обнаружена еще одна летопись, пискаревский так называемый летописец, где уже несколько иная формулировка встречается: "А мастер был Бармас товарищи". Никакой Постник уже здесь не упоминается. Это внесло еще большую сумятицу в дело о разгадывании авторства храма Покрова на рву.
Если про Барму нам неизвестно вообще ничего, кроме этих двух летописных упоминаний, то про Постника мы знаем немного больше. Человек по имени Постник Яковлев в 1556 году посылается в Казань для строительства Казанского кремля взамен разрушенного татарского, который был дерево-земляным. Это странно. С 1555 года начинает строиться собор, и вдруг в 1556-м его отсылают в Казань. Как же он мог быть строителем собора? Некоторые исследователи тут находят компромиссную версию. Они говорят, что, может быть, он начал строить, дальше дал задание своим людям строить, а сам поехал в Казань. Может быть, а может быть, и нет.
Еще одна потеря – когда-то у основания центрального шатра Покровского храма были такие маленькие свечки, маленькие куполки, которые были утрачены впоследствии, к сожалению. Их решено было не восстанавливать при реставрации.
Столпы соединены кирпичной галереей. Где-то кирпичная галерея накрыта просто коробовым сводом, а где-то – инженерным чудом – плоским перекрытием.
И последняя инженерная деталь – все девять столпов опираются на единый подклет, как это называется у храма, но нам интересен даже не единый подклет. В подклете достаточно массивные стены, чтобы держать нагрузку. То есть подклет вместе с фундаментом (проведем такую аналогию) приближается к тому, что сегодня называется коробчатый фундамент.
Я думаю, что переход к шатровым покрытиям от традиционных сводчатых был, скорее, данью моде. Скорее архитектурная деталь, нежели оправданный с точки зрения инженерии элемент. В этом смысле патриарх Никон был ратником за рациональную инженерию, когда запрещал строительство шатровых храмов, тяготел все-таки к купольным.
В 1505 году умирает Иоанн Великий, Иоанн III. На трон восходит его сын Василий III, и вот именно в честь святого покровителя своего отца он решает перестроить, облагородить церковь Иоанна Лествичника. Строил архитектор Бон Фрязин. Кроме строительства храма Иоанна Лествичника и колокольни Ивана Великого больше ничего нам о нем неизвестно.
Стены там, где они воспринимают меньшую нагрузку, были тоньше, а там где воспринимают больше нагрузку – толще.
Как Успенская звонница, так и Филаретова пристройка были взорваны при отступлении Наполеона из Москвы в 1812 году, а затем заново воссозданы. То, что мы видим сегодня, выглядит точно так же и является воссозданием, хотя прошло уже 200 лет и может считаться историческим памятником. Но в оригинале сохранилась форма только церкви Иоанна Лествичника, известная нам сегодня как колокольня Иван Великий. Она построена еще в начале XVI века добротно, прочно, толсто, с огромными запасами прочности, как сказали бы инженеры. Она пережила этот взрыв.
Настройки телеэфира Перечень запрещенных в РФ организаций
Все права на материалы, находящиеся на сайте m24.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта ссылка на m24.ru обязательна. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей.
СМИ сетевое издание «Городской информационный канал m24.ru» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-53981 от 30 апреля 2013 г.
Средство массовой информации сетевое издание «Городской информационный канал m24.ru» создано при финансовой поддержке Департамента средств массовой информации и рекламы г. Москвы. (С) АО «Москва Медиа».
Учредитель и редакция - АО «Москва Медиа». Главный редактор И.Л. Шестаков. Адрес редакции: 127137, РФ, г. Москва, ул. Правды, д. 24, стр. 2. Почта: mosmed@m24.ru.
Политика обработки персональных данных / Регламент GDPR
Информация о погоде предоставлена Центром «ФОБОС». Информация о курсах валют предоставлена Центральным банком Российской Федерации. Информация о пробках предоставлена ООО «Яндекс.Пробки».
В сетевом издании могут быть использованы материалы интернет-ресурсов Facebook и Instagram, владельцем которых является компания Meta Platforms Inc., запрещённая на территории Российской Федерации.