28 февраля 2017, 11:02
Как правильно открыть кофейню
Обратитесь в налоговую инспекцию
Для того чтобы начать бизнес, в первую очередь, необходимо:- Зарегистрироваться в качестве ИП
- Или зарегистрировать Общество с ограниченной ответственностью
В процессе оформления организации присваиваются номера ОГРН, ЕГРН и ИНН.
После этого нужно выбрать систему налогообложения (основную или упрощенную).
Важно: если физические лица уже являются индивидуальными предпринимателями, для открытия кофейни необходимо добавить дополнительный вид деятельности.
Выберите код ОКВЭД
Для открытия кофейни используется код 55.30. "Деятельность ресторанов и кафе", включающий в себя:- Изготовление, реализацию и организацию потребления непосредственно на месте кулинарной продукции, продажу напитков, иногда в сопровождении некоторых форм развлекательных программ (ресторанами и кафе с полным ресторанным обслуживанием, предприятиями общественного питания с самообслуживанием)
- Деятельность закусочных (предприятий "быстрого питания")
- Обеспечение питанием в железнодорожных вагонах-ресторанах и на судах
- Реализацию кулинарной продукции ресторанами и кафе вне предприятия
Определитесь с видом кофейни
Кофейни могут быть следующих видов:- Классическая
Меню включает разные виды и сорта кофе, чай и кондитерские изделия. Обычно в таких заведениях отсутствуют официанты, поэтому, после готовности заказа, клиенты получают его в пункте выдачи и занимают свободные места в зале.
- Французская
Помимо кофе в ассортимент включен алкоголь, холодные закуски, вторые блюда и кондитерские изделия. Такие заведения по статусу предполагают более высокий сервис.
- Американская
В заведениях такого типа не продаются алкогольная продукция и горячие блюда, запрещено курение и отсутствуют официанты.
- "Кофе на вынос"
В таких предприятиях кофе выдается в одноразовой посуде через окно выдачи заказов.
- Мобильная
В других странах кофейни этого типа имеют возможность перемещаться с места на место в поисках проходимой точки продаж, однако, из-за отсутствия законов, регулирующих свободное перемещение фургона, в России арендовать можно только одно место для стоянки и продажи еды.
Определитесь с расположением
Для открытия кофейни необходимо приобрести или арендовать отдельное помещение или здание (желательно расположенное в месте массового скопления людей или в большом спальном районе).Размер помещения зависит от вида кофейни:
- Для заведений классического и американского типа подойдет помещение размером около 60 кв.м. с удобной мебелью и дорогим оборудованием
- Французские кофейни похожи на рестораны, поэтому помещение должно быть более 60 кв.м., с хорошим ремонтом, дорогой посудой и высококвалифицированным персоналом
- Кофейни, работающие по принципу "кофе на вынос", обычно располагаются в небольших павильонах, площадью около 10 кв.м. Из-за небольшого размера помещения они могут быть открыты в бизнес-центрах и супермаркетах, на улицах, вокзалах и парках
Важно: в настоящее время ещё не определены правила торговли для мобильных точек общепита и фудтраков. Однако, в соответствии с законодательством, в Москве подобные предприятия считаются нестационарными объектами торговли, которые могут располагаться только в одном месте и не имеют права менять своё местоположение (так как занимают парковочные места, нарушают экологическую ситуацию в городе и т.п.).
Соберите документы
- Кассовый журнал
- Договор аренды (или договор купли-продажи помещения)
- Линцензия на продажу алкогольной продукции (при необходимости)
- Свидетельство о регистрации кассового аппарата
- Договор на вывоз мусора
- Договор на поставку воды и вывоз отработанной воды
- Разрешение на торговлю (можно получить в Управе района)
- "Уголок потребителя", включающий в себя:
- Закон "О защите прав потребителей"
- Книгу жалоб и предложений
- Правила пожарной безопасности
- Санитарно-эпидемиологические правила
- Санитарно-эпидемиологическое заключение
- Адреса и телефоны организаций по защите прав потребителей
- Телефоны экстренных служб: ГУВД, ФСБ, ГУВД, ЧС
- Перечень категорий граждан, подлежащих обслуживанию вне очереди (инвалиды, ветераны ВОВ и т.д.)
Обратитесь в Санэпидемстанцию
Обратитесь в Санэпидемстанцию Москвы, заключите договора и получите следующие документы:- Договор на дезинфекцию, дезинсекцию, дератизацию (цена договора на год составляет около 4 500 рублей)
- Санитарно-эпидемиологическое заключение
Обратитесь в Роспотребнадзор
Для открытия кофейни необходимо встать на учёт в Роспотребнадзоре и получить разрешение на размещение объекта. Оно выдается после проведения экспертной оценки помещений и при предоставлении следующих документов:- Свидетельства ОГРН
- ИНН
- Договора аренды или свидетельства о собственности
- Плана БТИ с экспликацией
- Ассортиментного перечня (при наличии объектов торговли)
Напишите заявление, в котором необходимо указать следующие данные:
- Юридический и фактический адреса осуществления деятельности
- Ф.И.О. индивидуального предпринимателя или наименование юридического лица
- Номер телефона, адрес электронной почты и Ф.И.О. контактного лица
- Перечень помещений и оборудования, которые предполается использовать
- Номер свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (ОГРН) и о внесении записи в ЕГРЮЛ/ЕГРИП
- Перечень документов, прилагающихся к заявлению
Для открытия бизнеса и получения итогового санитарно-эпидемиологического заключения Роспотребнадзора, потребуются следующие документы:
- Бизнес-план
- Заключение противопожарной службы (оформляется в Госпожнадзоре)
- Документ о регистрации кассового аппарата
- Заключение санитарно-эпидемиологической службы (полученное в Санэпидемстанции)
- Договор на дезинфекцию, дезинсекцию, дератизацию
Важно: Роспотребнадзор может требовать любые другие документы, относящиеся к открытию предприятия. При необходимости ознакомьтесь с информацией на официальном сайте или позвоните по телефону +7 (499) 973-26-90.
Обратитесь в ПФ и ФОМС
Необходимо зарегистрироваться в Пенсионном фонде России (тел. 8 (800) 510-55-55) и Федеральном фонде обязательного медицинского страхования (тел. +7 (499) 973-31-86).Это процедура необходима для найма персонала (страховых и пенсионных выплат).
Для регистрации в Пенсионном фонде понадобятся следующие документы:
- Заявление о регистрации
- Документы, удостоверяющие личность и подтверждающие регистрацию по месту жительства
- Документы, подтверждающие наличие у физического лица обязанности уплачивать страховые взносы (трудовой договор, договор гражданско-правового характера и т.д.)
Приобретите оборудование (крупная кофейня)
Определитесь с выбором кофейной машины:- Полуавтомат (доступная цена)
- Автомат (актуальны для заведений с большим количеством человек, высокая цена, легки в эксплуатации)
Внимательно изучите рынок и ознакомьтесь со списками компаний-производителей кофейных машин.
Вы можете:
- Купить аппарат (цена зависит от производителя и может составлять от 30-ти до 600 тысяч рублей)
- Взять его в аренду
- Заключить лизинговую сделку (долгосрочную аренду оборудования с возможностью его выкупа)
Важно: при приобретении автомата для варки кофе обратите внимание на объем бойлерной, так как от него зависит количество приготовленных напитков.
Также необходимо приобрести следующее оборудование:
- Холодильник (в т.ч. со стеклянной витриной)
- Кофемолку
- Микроволновую печь
Помимо техники в крупной кофейне обязательно должны быть:
- Мойка
- Столы и стулья
- Специальный разделочный стол
- Барная стойка (при продаже алкогольных напитков)
- Печи (при продаже выпечки и кондитерских изделий)
- Элементы декора
- Качественная посуда
Приобретите оборудование (небольшая кофейня)
Приобретите или возьмите в аренду кофейный аппарат.Для маленькой кофейни подойдут полуавтоматические машины: они имеют доступную цену и небольшие размеры.
Также необходимо приобрести:
- Мойку
- Холодильник (в т.ч. со стеклянной витриной)
- Кофемолку
- Микроволновую печь
- Стол и стул (для продавца)
- Одноразовую посуду (для кофейни вида "Кофе на вынос")
- Павильон или киоск (для кофейни вида "Кофе на вынос")
- Транспортное средство (для мобильной кофейни)
Наймите работников
Для хорошей работы крупной кофейни необходимо нанять следующих сотрудников:- Управляющий (следит за функционированием всей кофейни)
- Шеф-повар (следит за работой кухни, подачей блюд и составлением меню)
- Повар (готовит блюда в соответствии с меню, составленным шеф-поваром)
- Повар-кондитер (занимается кондитерскими изделиями)
- Бариста (кофевар, специалист по приготовлению кофе)
- Бармен (необходим при продаже алкогольных напитков)
- Официант
- Бухгалтер
- Уборщица
Важно: дополнительно можно нанять специалистов в области рекламы и PR, которые помогут привлечь клиентов.
Наймите работников
Количество работников напрямую зависит от площади обслуживания кофейни.Для небольшой кофейни необходимо нанять:
- Бариста (разливает кофе, продает и выдает товары)
- Повара
- Уборщицу (при необходимости)
Для мобильной кофейни и предприятия вида "Кофе на вынос" можно нанять только одного сотрудника, который будет продавать товары и осуществлять уборку помещения (при работе в мобильной кофейне продавец обязательно должен иметь водительские права).
Важно: дополнительно можно нанять специалистов в области рекламы и PR, которые помогут привлечь клиентов.
Изучите санитарные требования к продуктам питания
Все продукты должны соответствовать санитарным требованиям и сопровождаться документами, подтверждающими их качество и безопасность.В соответствии с пунктом 7.8 СанПин 2.3.6.1079-01, в местах общесвенного питания запрещено использование следующих продуктов:
- Без документов, подтверждающих их качество и безопасность
- Мяса и субпродуктов всех видов сельскохозяйственных животных без клейма и ветеринарного свидетельства
- Рыбы, раков, сельскохозяйственной птицы без ветеринарного свидетельства
- Непотрошеной птицы (кроме дичи)
- Яиц с загрязненной скорлупой, с насечкой, "тек", "бой", яиц из хозяйств, неблагополучных по сальмонеллезам (в т.ч. утиных и гусиных яиц)
- Консервов с нарушением герметичности банок (в т.ч. ржавых, деформированных и без этикеток)
- Крупы, муки, сухофруктов и других продуктов, зараженных амбарными вредителями
- Овощей и фруктов с наличием или признаками гнили
- Несъедобных, некультивируемых съедобных, червивых, мятых грибов
- Пищевых продуктов с истекшими сроками годности и признаками недоброкачественности
- Продукции домашнего изготовления
Ориентировочные затраты и возможная прибыль
- Ориентировочные затраты на открытие крупной кофейни составляют от 800 000 рублей. Стоимость зависит от внешнего вида, стоимости оборудования и продуктов питания (для получения более точных данных составьте финансовый план и изучите бизнес-планы других предпринимателей)
- Важно помнить и о наличии постоянных ежемесячных расходов, включающих в себя оплату аренды, закупку продуктов, выдачу зарплат и т.п. Затраты могут составить около 300 000 рублей (зависит от количества сотрудников)
- При этом ежемесячный доход напрямую зависит от количества посетителей и предоставляемых услуг, и может составлять около 200 000 рублей
При минимальных затратах на открытие кофейни (в т.ч. ежемесячных расходах и доходах) на полную окупаемость можно выйти не раньше чем через 1-1,5 года.
Ориентировочные затраты и возможная прибыль
- Ориентировочные затраты на открытие небольшой кофейни составляют около 300 000 рублей. Стоимость зависит от внешнего вида, стоимости оборудования и продуктов питания (для получения более точных данных составьте финансовый план и изучите бизнес-планы других предпринимателей)
- Важно помнить и о наличии постоянных ежемесячных расходов, включающих в себя оплату аренды, закупку продуктов, выдачу зарплат и т.п. Затраты могут составить от 60 000 до 100 000 рублей (зависит от стоимости аренды и количества сотрудников)
- При этом ежемесячный доход напрямую зависит от количества посетителей и предоставляемых услуг, и может составлять от 60 000 рублей
При минимальных затратах на открытие кофейни (в т.ч. ежемесячных расходах и доходах) на полную окупаемость можно выйти не раньше чем через 1-1,5 года.
Штрафы и санкции
Руководитель предприятия (работодатель) обязан приказом возложить на должностных лиц всех служб ответственность за выполнение санитарных правил и норм:- Ответственность за санитарное состояние предприятия и за соблюдение санитарных правил несет руководитель предприятия
- Ответственность за санитарное состояние отделений предприятий несет руководитель соответствующего отделения, филиала кофейни
- Ответственность за санитарное состояние оборудования и аппаратуры несет рабочий соответствующего отделения, филиала кофейни
Административная ответственность:
- Штраф для индивидуальных предпринимателей - от 500 до 1 000 рублей
- Штраф для юридических лиц - от 10-ти до 20-ти тысяч рублей
- Административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
Уголовная ответственность:
При нарушении правил, влекущем за собой массовое заболевание или отравление людей (в зависимости от тяжести проступка, условий его совершения и других важных факторов):
- Штраф до 80 000 рублей
- Штраф в размере заработной платы (или другого дохода виновного) за период до 6-ти месяцев
- Лишение права заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет
- Обязательные работы на срок до 360-ти часов
- Исправительные работы на срок до 1-го года
- Лишение свободы на срок до 1-го года
При нарушении правил, влекущем за собой смерть человека (в зависимости от тяжести проступка и условий его совершения):
- Обязательные работы на срок от 480-ти часов
- Исправительные работы на срок от 6-ти месяцев до 2-х лет
- Принудительные работы на срок до 5-ти лет
- Лишение свободы на срок до 5-ти лет
Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий:
- Для физических лиц - от 100 до 500 рублей
- Для должностных лиц - от 500 до 1 000 рублей
- Для ИП - от 500 до 1 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
- Для юридических лиц - от 10 000 до 20 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Другие возможные штрафы: