Новости

Новости

23 сентября 2017, 00:02

В мире

Каталонский майдан. Как раскалывают Испанию

6 октября парламент Каталонии принял закон, который предусматривает проведение 1 октября референдума о независимости. Если за отделение от Испании будет подан хотя бы на один голос больше, чем против, то в течение 48 часов должно произойти отделение Каталонии от Испании и провозглашение независимой Каталонской республики.

Фото:ТАСС/Zuma/Mathias Oesterle

Еще во время дебатов по закону о референдуме в каталонском парламенте, правительство Испании созвало экстренное заседание Конституционного суда, который объявил запланированный референдум незаконным. Действительно, возможность выхода регионов из состава страны испанской конституцией не предусмотрена. А внести изменения в конституцию можно только по результатам общенационального референдума. То есть территория может выйти из состава Испании, только если этого захочет большинство граждан страны.

Однако сепаратисты ссылаются на решение Международного суда правосудия по делу о независимости Косово, в котором было заявлено, что односторонняя декларация независимости “не противоречит международному праву”. Мадридские юристы в ответ заявляют, что сравнивать Каталонию с Косово неправомерно, поскольку в Испании нет риска нарушения прав человека, гуманитарной катастрофы или чего-то подобного.

Сепаратисты ссылаются на решение Международного суда правосудия по делу о независимости Косово, где было заявлено, что односторонняя декларация независимости “не противоречит международному праву”

Между тем, Мадрид, опираясь на решение конституционного суда, предпринимает все возможное для срыва референдума. Испанский премьер Мариано Рахой прямо заявил, что "1 октября никакого голосования не будет".

Финансовая удавка
Центральное правительство твердо намерено не допускать обострения ситуации, поэтому на первых порах решило использовать против сепаратистов экономические методы.

Еще летом Министерство казначейства Испании обязало правительство Каталонии отправлять в Мадрид еженедельные отчеты о расходах, угрожая лишить права занимать деньги в общеиспанском Фонде ликвидности Автономных сообществ (FLA), если хоть один цент будет потрачен на референдум. Поскольку доступ к FLA критичен для финансирования деятельности правительства Каталонии и выплат бюджетникам, власти региона согласились на это требование.

Фото:ТАСС/Zuma/Mathias Oesterle

Однако 13 сентября каталонский парламент принял закон, запрещающий отправку отчетов в Мадрид. Параллельно в регионе начала создаваться своя налоговая служба, способная в случае провозглашения независимости взять на себя сбор всех налогов (централизованными сборами сейчас занимается Налоговое агентство Испании).

В ответ Мадрид выдвинул властям мятежного региона ультиматум с требованием приостановить все платежи из бюджета, кроме социальных выплат населению и зарплат бюджетникам. Так центральные власти стараются исключить расходование бюджетных денег на подготовку референдума. Одновременно испанская налоговая служба объявила, что предприниматели и компании, которые начнут платить НДС и прочие федеральные налоги в новую налоговую службу Каталонии, будут расцениваться Мадридом как нарушители налогового законодательства с вытекающими последствиями в виде штрафов и уголовного преследования.

Каталония ультиматум центра проигнорировала, в результате чего 20 сентября федеральное Казначейство направило во все банки запрет на исполнение платежных поручений правительства Каталонии.

20 сентября федеральное Казначейство направило во все банки запрет на исполнение платежных поручений правительства Каталонии

Еще одним инструментом борьбы центральной власти с референдумом на первом этапе стала блокировка сайтов сепаратистов. По судебному приказу был заблокирован сайт www.ref1oct.cat. Организаторы референдума запустили новый сайт, www.ref1oct.eu, однако он проработал всего сутки: два крупнейших испанских провайдера, “Мовистар” и “Водафон”, по приказу судебных властей заблокировали к нему доступ. В итоге организаторы референдума были вынуждены ограничиться аккаунтом в Twitter.

Становится жарко


По мере приближения даты референдума, Мадрид начал действовать жестче. На предписание правительства Каталонии выделить помещения для проведения голосования 1 октября положительно ответил 712 мэров городов и сёл Каталонии – три четверти всех глав городских и сельских советов Каталонии.

13 сентября генеральный прокурор Испании Хосе Мануэль Маса распорядился начать расследование по признакам совершения этими чиновниками государственной измены. В соответствии с распоряжением Генпрокурора, отделы региональной полиции должны вызывать на допрос в местную прокуратуру мэров каталонских городов, которые будут содействовать референдуму. Тех, кто откажется явиться по собственному желанию, полиция должна задержать.

Правда, реализация этого приказа столкнулась с неожиданным препятствием: каталонские прокуроры подсчитали, что если каждый из 712 мэров будет давать показания по два часа, потребуется почти 60 дней рабочего времени, чтобы их выслушать. Поэтому Маса уточнил, что вызывать их нужно в порядке убывания численности населения их городов и сёл.

20 сентября первые трое из 712 вызванных мэров сепаратистских муниципалитетов явились по повестке в прокуратуру, но отказались давать показания, ссылаясь на право не свидетельствовать против себя. После чего были отпущены по домам.

Трое из 712 вызванных мэров сепаратистских муниципалитетов явились по повестке в прокуратуру, но отказались давать показания, ссылаясь на право не свидетельствовать против себя. После чего были отпущены по домам

Следующим шагом центральной власти по срыву каталонского референдума стало массовое изъятие бюллетеней для голосования. Почта Испании отказалась рассылать уведомления членам избирательных комиссий Каталонии, поэтому правительство региона обратилось к услугам фирмы прямых рассылок Юнипост, которые раскладывает рекламные листовки по почтовым ящикам.

Это компания стала первым объектов обысков – утром 20 сентября силы полиции и гражданской гвардии оцепили офис UniPost в Барселоне. К нему сразу стянулись горожане , которые устроили стихийный митинг, скандируя «Мы хотим голосовать».

Урны не нашлись


В тот же день обыски прошли в зданиях некоторых министерств Каталонии, офисах руководителей Каталонии, а также в домах руководителей сепаратистов и их доверенных лиц. Попытка провести обыск в офисе сепаратистской партии CUP провалилась - полицейские так и не смогли войти в помещение, которое блокировали более 2000 протестующих. В здание министерства Казначейства и Экономики Каталонии полицейские с ордером на обыск войти смогли, однако собравшиеся демонстранты почти сутки не давали им выйти, заблокировав все выходы.

Фото:ТАСС/Zuma/Mathias Oesterle

Обыски прошли также в мэрии города Жироны. По сообщениям каталонских СМИ, полиция пыталась найти компромат на главу Каталонии Карлеса Пучдемона, который раньше занимал пост мэра Жироны. В итоге обысков 20 сентября полиция изъяла около 10 миллионов отпечатанных избирательных бюллетеней и более миллиона агитационных листовок и плакатов.

Однако правоохранителям не удалось найти 6000 заготовленных урн для голосования, а по заявлениям сепаратистов, весь тираж конфискованных избирательных бюллетеней можно восстановить за 24 часа.

Полиции не удалось найти 6000 заготовленных урн для голосования, а весь тираж конфискованных избирательных бюллетеней можно восстановить за 24 часа

21 сентября Конституционный суд Испании впервые в истории применил штраф как меру принуждения к исполнению закона: на пятерых членов избирательной комиссии Каталонии наложен штраф по 12 000 евро в день, пока они не откажутся от неповиновения. На следующий день один из них, генеральный секретарь ведомства вице-президента Каталонии Жузеп Мария Жове объявил о сложении полномочий, чтобы не платить такой гигантский штраф.

22 сентября МВД Испании уведомило каталонское правительство о том, что направят дополнительный контингент полицейских и гвардейцев “для поддержки работы краевой полиции”. События последних дней показали, что каталонские полицейские не проявляют рвения в исполнение инструкций Мадрида.

Теперь в арсенале центрального правительства остался последний довод: 155 статья Конституции Испании, которая позволяет переводить все органы администрации непокорного автономного округа в центральное подчинение. Эта статья, которую прозвали “ядерным решением”, в истории страны не применялась еще ни разу.

Сепаратисты в меньшинстве


Многотысячные митинги на лицах и площадях Барселоны создают впечатление, что подавляющее большинство каталонцев грезят о независимости. Но это не так.
Результаты соцопросов, проведенных на этой неделе, показывают, что голосовать на референдуме о независимости 1 октября собираются около 60% жителей региона. При этом 59,5% из тех, кто планирует голосовать, хотят отдать свой голос за независимость, 30,7% - против, 5,4% собираются положить в урну пустой (недействительный) бюллетень, и 4,4% пока не определились с выбором. Таким образом, проголосовать за независимость Каталонии готовы меньше 40% избирателей.

До сих пор сепаратисты не располагают полной поддержкой муниципальных властей трёх из четырёх провинций Каталонии: Барселоны, Лейды и Таррагоны. Власти Лейды и Таррагоны прямо отказались выделять помещения для голосования, а мэрия Барселоны пока не объявила об окончательном решении, отделываясь общими фразами типа «в Барселоне можно будет проголосовать 1 октября, но не подвергая опасности госслужащих и институты муниципальной власти”.

Проголосовать за независимость Каталонии готовы меньше 40% избирателей

На этой неделе в интернете был опубликован манифест “1 октября - антидемократическое мошенничество”, авторы которого – каталонцы, призывают сограждан не голосовать на референдуме. Они заявляют, что "вся механика референдума сделана с наперёд известной целью - оправдать одностороннюю декларацию независимости", поскольку для голосования не установлены демократические критерии. Запланированный референдум не предусматривает минимального участия каталонцев, имеющих право голоса, как и никакого абсолютного большинства — достаточно всего на один голос больше "за", чем "против".

Организаторов референдума также обвиняются во лжи насчет того, что они якобы представляют большинство жителей Каталонии: за сепаратистские партии на последних выборах проголосовало лишь 36% избирателей, и только принципы распределения мест в парламенте, уравнивающие в правах городские и сельские местности, позволили им собрать большинство в региональном парламенте.

Еще одна серьезная претензия к организаторам референдума связана с тем, что у каталонских властей нет доступа к избирательным спискам - они находятся в ведении центральных властей. Поэтому неизвестно, кто будет внесен в списки для голосования, и на каких основаниях. Фактически речь идет о том, что получить необходимые сведения об избирателях организаторы референдума смогут, только нарушив закон о защите личных данных. Что является дополнительным аргументом в пользу нелигитимности результатов голосования 1 октября.

Происходящее сейчас в Каталонии - самая серьезная попытка отделения региона от Испании за последние как минимум 100 лет. В Каталонии сегодня проживает 7,5 миллиона человек - 16% всего населения Испании. В регионе производится 20% всего испанского ВВП.

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика