25 мая, 2016

Музей из склада, ресторан из трубы и стеклянный купол: как изменился "Большевик"

Фото: m24.ru/Лидия Широнина

Реновация бывшей кондитерской фабрики "Большевик" изменила и ее наполнение, и внешний вид. Двор перекрыл прозрачный купол, фабричная труба стала частью интерьера ресторана, а помещение склада, преобразившись до неузнаваемости, превратилось в Музей русского импрессионизма. Он откроет свои двери 26 мая. В канун этого события корреспондент сетевого издания m24.ru Светлана Кондратьева прогулялась по обновленному "Большевику", вспомнила его историю и узнала, какой будет первая выставка музея.

Запах конфет, мармелада и свежего сена. С чего начинался "Большевик"

Маленький магазинчик конфет ручной работы на Тверской и всего два мастера в штате – так начиналось дело супругов Адольфа и Эжен Сиу, приехавших в Москву из Франции в 1853 году. Глава семьи, деливший свою любовь между парфюмерией и кондитерским делом, направил на их развитие все свои таланты и новаторские идеи. Если уж он придумывал ароматы – то элитные и оригинальные. Например, его духи "Свежее сено" передавали запах травы и цветов, сохнущих после сенокоса.

Производство сладостей тоже было с новинками: Сиу первыми стали производить мармелад, пастилу и вафли. Они же удивили москвичей "пьяными" конфетами – в шоколадное драже вместо привычного в то время орешка помещали сахарный шарик с ликером. А когда в 1913 году к юбилею дома Романовых они придумали печенье "Юбилейное", товарищество "А. Сиу и Ко" стало поставщиком Императорского двора.

Фото: "Документальная история "ОАО Большевик"

Фабрика Сиу, построенная в 1884 году недалеко от Петровского парка, стала самым настоящим инновационным предприятием своего времени. Она первой была электрифицирована, после чего стала местной достопримечательностью.

"Вечером, когда в первый раз осветили весь корпус электричеством, перед решеткою фабрики собралась громадная толпа народа. Она долго не расходилась, любуясь поразительным эффектом", – писали хроники. А какой запах стоял вокруг… К тому моменту работало 20 кондитерских цехов и 4 парфюмерных. Производили печенье, какао, карамель, пряники, мятные пастилки, вафли, мармелад, пирожные… Заказы развозили по всей Москве на черном фирменном автомобиле, да и по всей России прекрасно знали бренд "А. Сиу и Ко".

Фото: "Документальная история "ОАО Большевик"

Революция внесла в жизнь фабрики сумбур и стерла из названия имя бывших владельцев. С 1919 года она носит скромное имя "Государственная кондитерская фабрика № 3", но уже через год будет переименована в “Большевик” личным указом Ленина. Дело в том, что рабочие избрали Ленина своим депутатом в Моссовет, и вождь решил дать представляемому "номерному" предприятию более громкое имя.

Кондитерское производство было выведено с фабрики в 2012 году, после чего началась реновация. С 2013 по 2015 годы "Большевик" приспосабливали под бизнес-центр класса А.

Кирпичный орнамент и стеклянный атриум

Архитектурную концепцию развития "Большевика" разработало английское бюро John McAslan + Partners, известное своим опытом работы с историческими зданиями. Самой ценной частью комплекса были дореволюционные корпуса, поэтому их сохранили в историческом виде и провели реставрацию кирпичной кладки. Ее, кстати, можно смело назвать "визитной карточкой" фабрики за неповторимый орнамент. Где-то это просто оформление окон, а где-то вся стена выложена рисунком, чем-то напоминающим рисунок на печенье. Таким ярким и разнообразным орнаментом не могут похвастаться другие московские фабричные комплексы.



Здания советского периода, не представляющие художественной ценности, облицевали современными материалами красно-серой гаммы. Отчасти они перекликаются с кирпичными стенами.



Помимо сохранения исторических “изюминок” фабрики, архитекторы привнесли новые. Некоторые корпуса соединили стеклянными переходами и надстройками, а образовавшийся внутренний двор перекрыли прозрачным куполом. Его поддерживают металлические колонны, наверху раскрывающиеся в пучок, как ветви деревьев. Этот ход может напомнить самый известный проект Джона МакАслана – вокзал Кингс-Кросс в Англии. Во время реконструкции фасад вокзала практически не поменяли, зато внутренний двор накрыли эффектным стеклянным куполом, преобразив до неузнаваемости. Купол на "Большевике" не настолько глобален, но все равно выглядит красиво, особенно вечером.



Некоторые фабричные элементы никак не увязывались с новыми функциями пространства, и их пришлось "перевезти". К ним относится памятник Ленину в окружении елок, практически типовой пейзаж многих советских фабрик. Его отвезли в Ленинские горки, а елки вырубили, заменив на новые скамейки, велосипедные стоянки, клумбы и входы на парковку. Также пришлось снять табличку о работниках фабрики, погибших в Великой Отечественной войне.

"Дело в том, что двор, где она висела, был раньше центральным, а сейчас он задний, там почти не ходят люди. И возлагать там цветы сейчас было бы не эстетично. Поэтому табличку перевесили на соседнее кадетское училище – там она гораздо лучше выполняет свою мемориальную функцию", – делятся работники бизнес-центра.

Самый музейный офис

"Большевик" – интересный пример того, как “память места” идет рука об руку с современностью. Например, консалтинговая компания "ATKearny" вложила в свой офис идею музейности, сохранив, показав и обыграв исторические детали.

"Здесь раньше находился один из самых старых цехов фабрики, – рассказала офис-менеджер Анастасия Рыжова, – Когда мы только смотрели помещение, было намного темнее, и еще сильнее ощущалась старина. Из этого ощущения и выросла идея офиса как музея. Мы не стали красить или чем-то закрывать кирпич, а просто накрыли его стеклом, оставив на обзоре, как в витрине. Открыли несущие бетонные конструкции."

Офис менеджер также обратила внимание на то, что единственное украшение помещений – фотографии старой Москвы. "И у них тоже есть дополнительный смысл, связанный с нашей работой. Каждая фотография интересна сама по себе, а когда вы их складываете – получается целая картина. Это похоже на умение консалтинга разглядеть детали и собрать их в единое целое", – рассказала Рыжова.



Еще одна деталь, связанная с историей здания, выросла из любви головного офиса компании к русской литературе. Все переговорные комнаты названы именами русских поэтов. А чтобы не быть голословными, помещения оформили профилями и цитатами писателей. В общей зоне поместили библиотеку, в том числе со старыми изданиями авторов.

Фото: m24.ru/Лидия Широнина

Как превратить склад в музей импрессионизма

Пожалуй, самый яркий пример смены функции, внешнего вида и значимости здания на фабрике – это история склада, ставшего музеем. С советских времен на "Большевике" осталось круглое кирпично-бетонное строение, в котором хранились сухое молоко и сахар. Оно изначально выбивалось из ансамбля, поэтому архитекторы решили усилить эту контрастность, но повернуть в другое русло. Они "заковали" постройку в металлическую решетку, превратив ее в арт-объект, внутри которого разместился Музей русского импрессионизма.

Фото: m24.ru/Лидия Широнина

Цокольный этаж постройки отведен под постоянную выставку, основу которой составила личная коллекция учредителя музея, предпринимателя и мецената Бориса Минца. В экспозиции можно будет увидеть около семидесяти работ русских художников, в том числе Константина Коровина, Игоря Грабаря, Петра Кончаловского, Валентина Серова.

Два следующих этажа предназначены для временных мероприятий. Первой станет выставка работ Арнольда Лаховского "Очарованный странник". На ней покажут почти полсотни работ из 11 музеев и нескольких частных собраний. Кроме этого, в музее будет кинотеатр, магазин, учебная студия и кафе с двумя летними верандами.

Музей откроет свои двери 28 мая. Входной билет будет стоить 200 рублей, детям, льготным категориям и студентам профильных ВУЗов – бесплатно.

Тортики остались, а труба стала частью ресторана

Один из творческих вызовов при реновации фабик – трубы, которые уже не используются, но возвышаются над архитектурным ансамблем, как маяки, и напоминают о производственном прошлом. На "Большевике" трубу видно лишь со двора, к тому же нижнюю ее часть обыграли, построив вокруг нее ресторан "Red Bottle". Вокруг "памятника прошлому" теперь стоят диванчики для посетителей.



Еще одна "гастрономическая" точка фабрики – магазин и кофейня “Венского цеха”. Это бывший цех "Большевика", получивший самостоятельность и до сих пор производящий фирменные торты и пирожные. Местные работники говорят, что в магазинчик невозможно зайти, не купив какую-нибудь сладость. Маленькое кафе чем-то похоже на игрушечный домик, но тоже служит своего рода музеем, напоминающим о "сладкой" истории нынешнего бизнес-центра.



Читайте также

Подпишитесь на нашу рассылку

Материалы по тегам

Яндекс.Метрика