Новости

Новости

30 сентября 2013, 16:26

Общество

"Синие камни" под Москвой: древние святыни как объект туризма

Фото: ИТАР-ТАСС

Неподалеку от Москвы появился новый интересный объект для туризма - "синие камни", таинственные святыни, доставшиеся нам еще со времен Древней Руси. Самый известный такой камень лежит около Плещеева озера под Переславлем-Залесским, на юге Ярославской области. Но в последние годы все больше его "сородичей" открывают совсем рядом со столицей. Их количество измеряется уже несколькими десятками. Сетевое издание M24.ru раскрывает некоторые секреты этих камней.

...за поворотом лесной тропинки сосновый бор сменился заросшей осинами низиной. Тут, на краю древнего берега, между лесом и заболоченной поймой реки стоят кругом сосны. Странное место. В середине круга почти вросшая в землю глыба. Начинаешь разгребать листья, иголки с поверхности камня – да, несомненно, это он, загадочный Змеиный камень. Наконец, я нашел его.

"Синие камни": что это

В древности человек обожествлял природу. Однако разные народы наделяли сверхъестественными свойствами различные объекты окружающего мира. Были и те, что обожествляли камни. На территории Москвы и сопредельных регионов около тысячи лет назад жили племена, которые поклонялись "синим камням" – отдельно лежащим большим валунам на берегах рек, озер или около дорог.

Исследователи связывают историю поклонения валунам с финно-угорским населением центра и севера России, которое участвовало в этногенезе русского народа. Археологические исследования последних лет в Московской, Ярославской, Ивановской и некоторых других областях говорят о прямом наследовании аборигенных финских культур в древнерусской. Поэтому до сих пор живой культ "синих камней" прослеживается через весь северо-запад, от Москвы до Финляндии, где существуют даже святые "синие скалы".

Так случилось, что ровно пятнадцать лет назад автор этих строк стал одним из первопроходцев, отправившихся на поиски святых камней, чтобы возродить их для современной городской культуры – сделать объектами познавательного туризма. Вот моя история.

Как я открыл Змеиный камень для москвичей

На заре российского интернета в 1998 году отдел культуры и туризма одного из подмосковных районов попросил меня, столичного журналиста, помочь с брендированием и туристическим позиционированием своей территории. Район только создавал первый официальный сайт, где хотел разместить статьи и материалы про достопримечательности, куда могли бы ездить туристы из Москвы.

Фото: roverstribe.arcanepath.info

Я начал заниматься темой и наткнулся в библиотеке на историю о старинном селении Шатур (ударение на первый слог), рассказанную в малотиражной книге местным краеведом. Согласно его информации, около большого села – центра средневековой волости – располагалось таинственное священное место: почитаемый камень-валун и часовня неподалеку. В самом Шатуре к тому времени постоянно уже никто не жил: лишь в несколько домов летом приезжали потомки сельчан. Дорога стала непроезжей лет десять назад, линии электропередач отрезали за ненадобностью.

Сентябрьский Шатур встретил меня абсолютной тишиной, нарушаемой лишь птицами – жившие тут летом уже уехали. На обратном пути к автомобильной дороге мне встретился внук одного из последних шатурцев, который приехал переночевать в родовом гнезде, чтобы рано утром идти по грибным местам. Он-то и дал точные координаты камня и места часовни, разрушенной много лет назад.

По свидетельству потомка местных жителей, около поклонного валуна во время засухи проводились крестные ходы с целью вызвать дождь. Тогда пойма еще не заросла осинами, а использовалась для покоса. Название валуну в народе дали Змеиный, так как в низине рядом действительно часто видели ужей и гадюк (хотя я встречал в Сети упоминания о нем и как о "синем").

Посмотрев на камень, я написал материал. Цель была достигнута: столичный креативный класс, который тривиальным путешествиям в Турцию или на Кипр предпочитал активный познавательный отдых на родине, ручейком потянулся в Шатур и к Змеиному камню, чтобы прикоснуться к тайне.

Постепенно вокруг села и камня выстроилась своеобразная индустрия самостоятельного туризма. Первыми в начале 2000-х годов стали "геокэшеры", которые закладывали свои тайники и клады у камня или колокольни шатурского храма. Через несколько лет сюда потянулись туристы и джипперы. Сегодня около села разбито несколько туристических биваков, а упавшие на тропинку деревья пилятся неравнодушными путешественниками. Часть домиков в Шатуре выкупили москвичи. Так в глухой уголок Подмосковья постепенно вернулась жизнь.

Кстати, письменных источников по истории камня обнаружить так и не удалось – здешняя земля умеет хранить свои тайны.

Загадка с цветом

Большинство "синих камней" вовсе не синего цвета. В основном это красно-сероватые граниты. Почему же их так называли? Разгадка была найдена в финно-угорских языках. В средневековых документах, упоминавших валун у Плещеева озера, он называется не синим, а Синь-Камнем. Вероятно, это исходная форма, усвоенная русским языком из какого-то вымершего финского. Корень "синь" означает "глаз": удмуртский śiń, коми sin.

На части камней также имеются искусственные углубления, отчего их даже иногда называют "чашечниками". В углублениях скапливается вода, отчего они становится похожими на глаз. Отсюда и название "глаз-камень". Когда-то наши предки считали воду из "чашечника" целебной.

Камень урочища Старки

Фото: Александр Трифонов

Неподалеку от мегаполиса, в Щелковском районе Подмосковья несколько лет назад местный исследователь Игорь Маланин открыл действующий "синий камень". Если о том, что происходило возле шатурского валуна, остались лишь туманные воспоминания, то здесь жители окрестных деревень и сегодня хорошо помнят, как "гуляли на камне".

Маланину рассказали, что до Великой Отечественной войны у камня устраивали деревенские гуляния, а на плоской поверхности камня плясали и даже слагали о нем частушки: "Синий камень, Синий камень - семь пудов! Синий камень легче тянет, чем проклятая любовь".

Несколько лет назад мне довелось дойти до урочища Старки, где лежит этот исполин. К сожалению, плоскую глыбу кто-то выворотил и поставил на ребро. Сделать это было возможно лишь с помощью трактора. Вероятно, тут искали клад. В преданиях о камнях, как и о других таинственных и священных местах, часто можно услышать о кладах под ними. Правда, горшков со златом-серебром вроде бы пока никто не находил.

Еще один почитаемый "синий камень" лежит на севере Подмосковья у деревни Киндяково, в Орехово-Зуевском районе. В лесной местности около деревни Лашино находятся два других камня, воплощающих мужскую и женскую сущность, – Кум и Кума. К ним тоже за последние десять лет проторены туристические дорожки.

Все они так бы и остались деревенскими святынями, чей век закончился вместе с урбанизацией – перетеканием населения из деревень в города. Но интернет и формирование в мегаполисе целого слоя неравнодушных к собственной истории людей позволили им "перезапуститься" как новым достопримечательностям.

Александр Трифонов

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика