Новости

Новости

11 августа 2016, 00:01

Общество

Глава Ростуризма: "Туры в Арктику дорогие по объективным причинам"

Фото: m24.ru/Игорь Иванко

Сочи, Геленджик, Анапа и Крым – самые популярные направления, куда этим летом отравились российский туристы. В этом году иностранный турпоток в Россию увеличится на 15 процентов. О том, зачем Россия упрощает визовый режим с Китаем, почему арктический туризм не может стать массовым направлением и зачем иностранцы приезжают лечиться в Москву, в интервью m24.ru рассказал руководитель Федерального агентства по туризму (Ростуризм) Олег Сафонов.

– Олег Петрович, расскажите про особенности летнего туристического сезона этого года.

– Этим летом впервые за всю новейшую историю отечественного туризма самыми продаваемыми продуктами стали российские. Большим спросом пользуется побережье Черного моря: Сочи, Геленджик, Анапа и Крым. Россияне стали чаще ездить в Москву и в Санкт-Петербург, путешествовать по Золотому кольцу, посещать Дальний Восток и Сибирь.

– Уже появилась статистика по этому году?

– Да, данные уже есть. Например, в Крым турпоток увеличился более, чем на 20 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Уже 2,6 миллиона человек съездили отдохнуть на полуостров.

В Крым турпоток увеличился более, чем на 20 процентов

В прошлом году турпоток в целом по стране увеличился примерно на 20 процентов. В этом году по экспертным оценкам, он вырастет еще на 15 процентов. Это пока прогноз. Подводить итоги года еще рано – сейчас самый разгар туристского сезона.

– Вы связываете интерес туристов к России с изменениями на валютном рынке?

– Это, конечно, один из значимых факторов. Но главная причина все-таки в другом: у россиян появился интерес к собственной стране. В принципе, наши туристы все равно могут поехать отдыхать в любую точку мира. То, что в этом году самыми продаваемыми туристическими продуктами стали отечественные, говорит о том, что они стали конкурентоспособными.

– Сколько иностранцы тратят в России, когда приезжают к нам отдыхать? И, наоборот, сколько россияне тратят за рубежом?

– Интуристы в прошлом году потратили в России около 12 миллиардов долларов. Для сравнения, еще недавно россияне вывозили из страны порядка 50 миллиардов долларов в год. В последние годы выездной турпоток заметно сократился, внутренний – вырос. Значит, эти деньги остаются в экономике страны. Именно поэтому наша задача – развитие внутреннего и въездного туризма. Мы заинтересованы, чтобы как можно больше туристов приезжало к нам, и чтобы наши граждане путешествовали по России.

Путешествие по России обходится значительно дешевле, чем поездка за рубеж

– Вы подсчитываете среднюю стоимость туристической путевки в России?

– Рассчитывать ее нецелесообразно: кто-то селится в частном секторе, кто-то – в пятизвездочном отеле, кто-то путешествует пешком, кто-то – на самолете... Условия отдыха и путешествий слишком разные, поэтому среднее значение попросту не показательно. Но, сравнивая отдельные турпродукты, можно сказать, что путешествие по России обходится значительно дешевле, чем поездка за рубеж.

– Раньше туры в Турцию и Египет были самыми дешевыми и продаваемыми.

– Эти страны проводили эффективную маркетинговую политику и разработали весьма конкурентоспособный продукт. Они предложили нашим туристам отдыхать, приобретая все сразу: перевозку, размещение, экскурсионную программу, отель и питание "Полный пансион". И россиянам это понравилось. Тем более, что раньше в России не было пакетных туров.

В прошлом году Ростуризм рекомендовал туроператорам, которые реализуют туры по России, заняться развитием этого направления. Практика продажи пакетных туров в разы повысила доступность путешествий внутри страны для наших граждан. Мы проводили анализ, по итогам которого стало ясно, что пакетный тур в Сочи может быть вдвое дешевле самостоятельно спланированной поездки.

Внутренний туризма вырос – значит, деньги россиян остаются в экономике страны

– Какие планы по развитию внутреннего и въездного туризма в следующем году?

– В России есть большой нереализованный потенциал – оздоровительный туризм. Мощный отечественный санаторно-курортный комплекс – серьезное конкурентное преимущество нашей страны. Наша задача – на его базе создать пакетный турпродукт, интересный и россиянам, и иностранным гражданам. Причем не только людям, страдающим какими-либо серьезными заболеваниями, но и обычным людям, которые просто хотят укрепить свое здоровье.

Столица переживает бум иностранного туризма

Не так давно мы заключили соглашение с Национальной курортной ассоциацией, в рамках которого мы займемся созданием реестра санаторно-курортных учреждений. Мы рассчитываем, что к этой работе подключатся и наши коллеги из Минздрава. Сейчас формируется экспертный совет, который определит необходимые критерии качества оказываемых санаториями услуг. Вхождение той или иной здравницы в реестр будет свидетельством ее благонадежности.

– Где расположены оздоровительные курорты?

– Санаторно-курортный комплекс распределен по территории всей страны. В него входит около 1,2 тысячи учреждений. Наиболее популярные здравницы сконцентрированы на территории Северного Кавказа, Крыма, Карелии, Сибири и Дальнего Востока.

– Жителей каких стран вы будете приглашать к нам на лечение?

– Мы изучаем рынок. Понимание, из каких стран к нам генерируется основной туристский поток, у Ростуризма уже есть. Это в первую очередь государства Азиатско-Тихоокеанского региона, Европы и Северной Америки.

Лечение в России стоит значительно дешевле, чем в Европе и в Соединенных штатах

– Вы думаете, что у России и, в частности, у Москвы есть потенциал в медицинском туризме?

– У нас большой потенциал, который формируют квалифицированные врачи, фундаментальная медицинская школа, современное медоборудование и возможность установления конкурентоспособных цен на услуги, особенно в последние годы – с изменением курса валют. Лечение в России стоит значительно дешевле, чем в Европе и в Соединенных штатах, а качество нередко даже выше.

– Что вы делаете для презентации России за рубежом?

– Мы запустили проект "Visit Russia", создали национальные туристские офисы за рубежом. Наши представительства работают в Пекине, Берлине, Хельсинки, Риме, Дубае, Эль Кувейте, Ханой, Тегеране. Планируется открытие офисов в Испании, Франции, Австрии, Великобритании и второго офиса в Китае. Представительства продвигают российский туристский продукт среди иностранных граждан. Результат уже есть.

Ожидать, что арктические туры станут дешевыми и массовыми не стоит

Россия входит в топ-10 самых посещаемых стран в мире. К нам в прошлом году приехало 31,2 миллиона человек. Мы ставим себе задачу войти в тройку лидеров по посещаемости иностранными туристами.

– Если мы говорим про те преимущества, которые в сфере туризма есть у России, то обязательно надо обсудить Арктику. Поездка на Северный полюс считается одним из самых захватывающих туров, которые есть в нашей стране. Но стоимость путешествия очень высокая. Арктика практически недоступна людям со средним заработком. Есть ли планы у Ростуризма сделать Арктику ближе массовому туристу?

– К сожалению, арктические туры дорогие по объективным причинам. Мы работаем и будем продолжать работать над созданием благоприятных условий для развития арктического туризма и повышения доступности соответствующих продуктов. Однако ожидать, что они станут дешевыми и массовыми, очевидно, не стоит. Это все-таки эксклюзивный отдых.

– Но на Байкал же студентам продавали билеты на самолет по сниженным ценам.

– Байкал – все-таки не Арктическая зона. Это более массовое туристическое направление. На Северном полюсе, в отличие от Байкала, мало аэродромов, нет железной дороги и гостиниц. Все это – объективные условия, которые делают туризм в Арктической зоне дорогим. Такая ситуация не только в России, но и в других странах, имеющих арктические территории. С Антарктидой то же самое: поездки туда через Чили и Аргентину стоят дорого.

Несмотря на стоимость, спрос на арктический туризм все же растет. В прошлом году были запущены круизы на Землю Франца-Иосифа. Туда приехало около тысячи человек из 46 стран. Большой популярностью пользуются круизы на атомных ледоколах на Северный Полюс.

Количество туристов, путешествующих по рекам, сократилось почти в три раза

– В России много интересных территорий для экотуризма. Это направление сейчас развивается?

– В мире популярен экологический туризм – посещение территорий, где не было антропогенного воздействия. У России большой потенциал развития этого направления, много заповедников и особо охраняемых природных территорий. Задача Ростуризма – продвигать их и создавать условия, благоприятствующие посещению этих зон туристами. Мы сотрудничаем с Министерством природных ресурсов и экологии. Но в заповедниках не развита инфраструктура, строительство может оказать негативное влияние на природную среду. Поэтому соответствующий продукт, как правило, несколько специфический и включает, например, размещение в палатках или гостевых домах.

– Что происходит с водным туризмом?

– Что касается водного туризма, то здесь, к сожалению, тенденции не радуют. С 2008 года количество туристов, путешествующих по рекам, сократилось почти в три раза: с 800 тысяч до 300 тысяч в прошлом году. Это связано с сокращением численности судов и обмелением рек. Ранее популярные туры по Волге до Астрахани уже осуществляться не могут, потому что в районе Нижнего Новгорода река обмелела, и по ней проходить суда не могут. Раньше такие круизы были также по рекам Дальнего Востока и Сибири. Теперь их практически нет. Однако мы работаем над тем, чтобы возродить это важное направление. В рамках упомянутой Федеральной целевой программы создается круизная инфраструктура. Теме развития водных путей уделяется большое внимание на государственном уровне, этой проблеме будет посвящено предстоящее заседание Президиума Госсовета, которое состоится в Астрахани.

– Как развивается сотрудничество с Китаем в сфере туризма?

– В конце июля Россия подписала с Китаем и Монголией Меморандум о сотрудничестве в сфере туризма. Мы будем создавать трансграничный туристский продукт на базе международного туристского бренда "Великий чайный путь". Чай исторически попадал из Китая в Россию через Монголию. Мы договорились, что на базе этого пути мы создаем туристский маршрут, который будет интересен россиянам, гражданам Монголии, Китая, Японии, Кореи, Европы и США.

Россияне изменили свои туристические предпочтения

– Будут ли приняты отдельные соглашения по визам с Китаем?

– Между Россией и Китаем действуют и визовый, и безвизовый каналы посещения. Индивидуальные туристы могут посещать Китай по визовому каналу. Для групп есть безвизовый канал. Для этого россияне должны сформировать компанию численностью от пяти человек. Находиться эта группа может на территории КНР не более 14 дней. То же самое для групп из КНР.

Мы постоянно модернизируем безвизовый канал. Сейчас договорились, что число участников группы будет сокращено до трех человек, а срок пребывания, наоборот, – увеличен до 21 дня.

– Когда начнет действовать упрощенный визовый режим?

– Сейчас идет работа над этим вопросом. Для введения изменений в визовый режим должны быть внесены правки в межправительственное соглашение между КНР и РФ. Мы договорились с китайской стороной, что модернизация визового канала будет осуществлена в ближайшее время. Мы, со своей стороны, рассчитываем выдавать больше виз многократных и многолетних для китайцев. Также мы договорились начать работу по созданию проекта по выдаче электронных виз. Эти соглашения будут иметь двусторонний характер, то есть упрощение визового режима коснется и россиян, и китайцев.

– Что китайцам интересно смотреть в России?

– В основном китайские туристы посещают Москву и Санкт-Петербург. Мы, конечно, заинтересованы в том, чтобы география путешествий китайских туристов по нашей стране расширялась. И некоторые подвижки в этом направлении уже есть. Например, увеличился поток на Дальний Восток, в Забайкалье, Сибирь и Крым.

В нашей стране активно реализуется программа China Friendly, предполагающая адаптацию туристской инфраструктуры, перевод меню, указателей на китайский язык, а также интеграцию платежной системы UnionPay. Считаем, что во многом благодаря ей в этом году турпоток из Китая по безвизовому каналу уже вырос более, чем на 50 процентов. По итогам года, как мы прогнозируем, эта цифра сохранится. Турбизнес видит, что китайцев становится больше, и предоставлять информацию на китайском языке экономически выгодно.

– Туристам из России интересно ездить в Китай?

– Судя по турпотоку, да. Как мы видим, особенно часто туда ездят российские туристы, живущие на территориях, находящихся вблизи Китая – Иркутской области, Забайкалья, Хабаровского края, Приморья, Амурской области. Им удобней всех ездить в КНР. Они могут добраться даже на машине или на автобусе.

Набирают популярность пляжные туры в Китай. Там есть, к примеру, комфортный и безопасный курорт – остров Хайнань, куда летают чартеры из Москвы и Санкт-Петербурга.

– Как вы готовитесь к Чемпионату мира по футболу?

– Мы отвечаем за размещение туристов, которые приедут на чемпионат, контролируем вопрос строительства гостиниц. В некоторых регионах уже создана прекрасная инфраструктура, например, в Москве, Санкт-Петербурге и Сочи. В некоторых регионах есть сложности, которые мы сейчас обсуждаем и решаем. Сейчас все движется по плану, надеемся, все будет хорошо.

Беседовали Анастасия Мальцева и Светлана Казанцева.

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика