Новости

Новости

29 сентября 2015, 00:08

Культура

Начальник управления театров депкульта: "Конфликта в Гоголь-центре не было"

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

Столичные театры подготовили новые программы, которые представят на обновленных после реконструкции сценах. О новинках сезона 2015-2016, "выездных спектаклях" в школах, ситуации в Гоголь-центре и Театре на Таганке в интервью m24.ru рассказала начальник управления театров и концертных организаций департамента культуры столицы Наталья Дрожникова.

− Сколько театров сейчас находится в подчинении департамента культуры Москвы?

− Сейчас в нашем подчинении 87 театров. На один меньше, чем в прошлом году, так как театр им. Рубена Симонова перешел в подчинение федерального театра им. Евгения Вахтангова.

− Будут ли в мегаполисе открываться новые театры?

− Планировать их открытие мы не можем. Это ведь не заказ от государства: "Нам нужно открыть еще четыре театра". Чтобы родился театр, нужна воля и желание, талант режиссера. Вот родился же театр Сергея Женовача, существует на частные средства и достаточно успешно.

Планировать открытие новых театров мы не можем

– Несколько лет назад в театрах появилась должность директора. Однако иногда тандем "режиссер – директор" бывает неудачным, возникают громкие конфликты. Летом такая ситуация возникла в Гоголь-центре.

− Никакого конфликта в Гоголь-центре не было. Причины сложившейся ситуации нам еще придется анализировать. Могу только сказать, что практика такова: согласно Федеральному закону № 83 ["О коммерциализации бюджетных учреждений" - прим. m24.ru], театры получают государственное задание на оказание государственных услуг (то есть выполнение работ) с указанием конкретных показателей объема и качества его выполнения.

Театру дается большая экономическая самостоятельность и, безусловно, руководство несет ответственность за качество предоставляемых услуг и финансовые результаты его деятельности.

Департамент культуры обеспечивает Гоголь-центр, как и другие учреждения, бюджетом на оплату всех хозяйственных расходов (коммунальные платежи, заработная плата артистов и персонала, обслуживающего помещение и спектакли), а далее директор и худрук сами распоряжаются бюджетом и несут полную ответственность за его распределение. Я могу сказать, что это первый и единственный случай среди 87 наших учреждений, когда расходование бюджетных средств произошло значительно быстрее, чем закончился календарный год. Очень надеюсь, что такое не повторится.

− Сейчас ситуация разрешилась? Когда там появится директор?

− Кандидатуру должен предложить сам Кирилл Семенович, так как важно, чтобы ему с этим человеком было комфортно работать. Директор должен уметь управлять театром, соответственно, нужно иметь управленческий опыт. Кандидатура будет рассматриваться на совете директоров театров, а кандидат должен предложить экономическую модель развития театра. Поэтому ситуация – назначить для того, чтобы назначить – исключена.

Кирилл Серебренников отказался от должности директора "Гоголь-центра"

− А это не приведет к тому, что театр останется без директора? Есть ли какие-то сроки, когда он должен быть назначен?

− Поиск директора может растянуться на несколько месяцев. Подобная история была у театра Романа Виктюка. Роман Григорьевич сам несколько месяцев исполнял обязанности директора, взял на себя ответственность, потому что это его театр, он его создал. И Роман Григорьевич усиленно искал директора: он очень хотел завершить ремонт и реставрацию здания, чтобы начать жить в своем "доме". Он предложил нам три кандидатуры, и третью – Валерия Райкова, мы утвердили. И теперь директор делает все, чтобы в ноябре труппа начала работать на своей площадке.

Театр может хорошо зарабатывать при условии, что есть интересные, яркие постановки и профессиональный менеджмент

− Если все уверены, что директор театру необходим, то откуда возникают конфликты? Почему не всегда творческая труппа принимает гендиректора?

− Художники часто люди с "тонкой кожей", сложной душевной организацией, воспринимающие мир по-иному. А задача директора, во-первых, создать условия и сделать все для реализации идей художника, а во-вторых, заниматься развитием материально-технической базы. Театр может хорошо зарабатывать при условии, что есть интересные, яркие постановки и профессиональный менеджмент, который занимается их продвижением. Современному театру, с моей точки зрения, надо активно участвовать в гастрольной и фестивальной жизни. Это ежедневная работа, на которую откликаются зрители.

− Расскажите, пожалуйста, ожидаются ли новые назначения в других театрах, кроме Гоголь-центра?

− Активные кадровые перестановки прошли несколько лет назад, а последние были связаны с назначением Ирины Апексимовой в Театр на Таганке и Валерия Райкова в театр Романа Виктюка. Кадровые перемены могут быть и незаметны для театрального зрителя. Главное, чтобы они были оправданы и направлены на развитие достаточно хрупкого театрального организма.

Приход нового директора – это как переливание крови

− Коллектив Таганки поначалу не принял Ирину Апексимову. Сейчас там все успокоилось?

− Приход нового директора – это как переливание крови. Всегда болезненно, и должно пройти какое-то время, чтобы в коллективе нормализовалась ситуация. Театр на Таганке сейчас переехал на время ремонта в помещение на Поварской, 20.

Также спектакли театра зритель сможет увидеть и в театре Киноактера. Сезон начнется первого октября. Свои предложения по развитию театра Ирина Апексимова озвучила на одном из советов директоров, ее абсолютно поддержал руководитель профсоюза театра. Не сомневаюсь, что их договоренности рождались в ходе длительных дискуссий, но на совет директоров они вышли уже в согласии. Они пришли к тому, что театр готов показывать открытые репетиции, на которые пригласит публику и экспертов, а также к тому, что спектакли будут ставить молодые режиссеры. Самые удачные работы покажут на сцене театра на Таганке.

− А когда театр вернется в свое здание после ремонта?

− Думаю, что уже в этом году они будут работать у себя на малой и основной сцене, хотя открываться после ремонта театр будет поэтапно: малая сцена − 1 октября, большая − в декабре.

Отмечу, что на нескольких объектах мы сейчас заканчиваем капитальные ремонты. Сначала были проблемы, когда выезжали из помещений, а теперь театры возвращаются в свои пространства. А это все равно, что въехать в квартиру после ремонта: нужно расставить мебель, обжить обновленное помещение. Сейчас заканчивается капитальный ремонт в театре "Новый Балет". В сентябре открылся театр Александра Градского. Обновление этого помещения мы ждали 20 с лишним лет!

Кстати, настоятельно советую туда сходить. Там поставили экспериментальное световое оборудование (такого оборудования нет в московских театрах), которое позволяет создавать уникальную световую партитуру к каждому отдельному номеру. В Москве подобного нет: это и не эстрадный театр, и не концертный зал, это театр Александра Градского – "Градский-холл".

"Москва гид": Театр. Избранное. 2015


− Какие открытия новых сцен ожидаете этой осенью?

− 2 ноября откроется после длительной реконструкции "Геликон-Опера" − это самое главное событие. А, с учетом признания Дмитрия Бертмана в музыкальном мире, это будет событие мирового уровня. Для каждого, кто любит театр, оно станет настоящим праздником. Открытие оперного театра проходит не каждый год, даже не раз в десять лет.

В помещение, где располагался театр "Геликон-Опера" на Новом Арбате, уже переезжает театр "Эрмитаж". В его здании в саду "Эрмитаж" ремонт продлится до конца 2016 года. Так что в новом сезоне Михаил Левитин будет показывать свои спектакли на сцене здания на Новом Арбата.

Кроме того, откроется новая сцена театра под руководством Олега Табакова на улице Гиляровского. Также завершится строительство второй сцены театра музыки и поэзии Елены Камбуровой в Хамовниках, рядом с основной сценой театра. Планируем завершить ремонт театра на Покровке, это важно, так как в 2016 году у театра юбилей – 25 лет. Наконец, мы надеемся, что хор Владимира Минина все-таки зайдет в свой дом.

"Москва в цифрах": Реконструкция театра "Геликон-опера"

− Наталья Викторовна, театр – это не только спектакли, но еще и инфраструктура. Многие зрители недовольны, например, что цены в буфетах очень высокие. Планируете ли вы их регулировать?

− Буфет − это та часть театра, которая, как правило, сдается в аренду. Вопрос ценовой политики зависит от компании, которая работает в буфете, и от зрителя, который готов купить товар за предложенную цену.

Театральному руководству это сложно регулировать. В прошлом году на портале "Активный гражданин" мы инициировали обсуждение темы: "Нужны ли вендинговые аппараты в московских театрах", где чашка кофе не 150 рублей, а 80-100, и получили положительные результаты. Начали эксперимент в нескольких театрах: Центре имени Всеволода Мейерхольда, Школе драматического искусства, в музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. В первых трех театрах установили аппараты с горячими, холодными напитками, а в музыкальном театре автоматизированный киоск с цветами.

В трех драматических театрах установили аппараты с напитками, а в музыкальном автоматизированный киоск с цветами

− А в других театрах будете устанавливать вендинговые аппараты?

− Нужно пока понять, насколько они востребованы. В конце года у руководителей театров узнаем, что пользуется большим спросом – вендинговые аппараты с напитками или буфет. Иногда действительно быстрее схватить чашечку кофе, выпить и пойти в зал, чем идти в буфет и стоять в очереди, хотя для многих зрителей это ритуал.

Если поймем, что аппараты востребованы, то в начале года будем рекомендовать устанавливать вендинги разных форматов другим театрам. Тут важно понимать, что вединговый аппарат устанавливает компания. Если ей это выгодно, она их оставит, если нет, то заберет и не будет тратить средства на обслуживание. Но я могу сказать, что такие аппараты даже для работников очень удобны.

− Будут ли применяться какие-то новые технологии для покупки билетов, например, через мобильные приложения?

− Идея очень хорошая, но сложная в реализации. Причем технически это не сложно, потому что у нас практически все московские театры реализуют билеты онлайн. Но вопрос в том, что отдельное мобильное приложение нужно подготовить, а кто будет создавать эту платформу, кто будет ее обслуживать - это вопрос. Если найдутся желающие инвесторы, мы не против.

− Куда устраиваются выпускники театральных вузов на работу? Недавно профсоюзный деятель Денис Кирис предложил выпускников трудоустраивать в школы руководителями драмкружков.

− Многие московские театры регулярно проводят кастинги, набирают молодых артистов-выпускников. В Театре сатиры, театре Александра Калягина каждый сезон в составе труппы появляются молодые актеры. В театр Ермоловой в течение года взяли очень интересных молодых артистов. А многие конечно, реализуют себя в кино, в других творческих проектах. И конечно, есть пример мастерской Дмитрия Брусникина - выпускников школы-студии МХАТ, когда его мастерская практически целиком была принята в труппу театра "Человек". Кто-то из выпускников и молодых артистов идет в школы, создает и руководит там театральными студиями. Московские театры очень тесно сотрудничают со школами.

"В деталях": Как реализуется проект "Классика в классе"

− Как планируете развивать контакты со школами?

− Контакты со школами развивает молодежный театр Вячеслава Спесивцева. В этом учебном году начнем новую программу "Классика в классе". Ее презентовали в конце учебного года на селекторе, проведенном совместно с департаментом образования. Порядка тысячи школ готовы принять у себя этот коллектив.

− Театральная труппа театра Вячеслава Спесивцева с постановками сама приедет в школы?

− Да, мы хотим привлечь подростков к знакомству с классикой. Это начальную школу можно построить парами и организованно пойти в театр, а ребят в возрасте от 12 до 17 лет не так просто организовать. И нельзя не учитывать большие образовательные нагрузки, другие факторы. Поэтому театр адаптировал спектакли для показа в школе.

Беседовали Светлана Казанцева и Юлия Чечикова

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика