Новости

Новости

28 сентября 2015, 18:19

Фестивали

Хореограф Рашид Урамдан: "Мои танцы – это светлый фонарь в темном пространстве"

Фото: facebook.com/r.ouramdane

С 29 сентября по 10 октября в Москве будет проходить международный театральный фестиваль "Территория". Его программа во многом посвящена современному танцу. Среди участников фестиваля – французский хореограф алжирского происхождения Ращид Урамдан. Столичная публика увидит два его спектакля – "Сфумато" и "Удерживая время".

Первый, посвященный экологическим проблемам (с обилием воды на сцене), будет показан на гастролях "Компании L'A./ Рашид Урамдан". Балет назван в честь живописной дымки, которую создавал на своих полотнах Леонардо да Винчи, и французская критика писала о "Сфумато" как о "трагической красоте сменяющихся картин".

Премьера балета "Удерживая время" прошла летом этого года на фестивале в Монпелье. Сейчас эту постановку вместе с хореографом репетируют танцовщики Камерного балета "Москва". В этом бессюжетном балете шестнадцать танцовщиков должны, по замыслу автора, понять, почему наша жизнь столь стремительна, и познать "движения по принципу домино, следующих друг за другом как лавина, как цепная реакция".

В перерыве между репетициями Ращид Урамдан рассказал m24.ru, почему он не пессимист в творчестве, зачем ушел от уличного хип-хопа в театральный зал и все ли может выразить танец.

– Почему вы решили заниматься танцем?

– Когда я был подростком, мне очень нравилось танцевать. Это был хип-хоп, во Франции был тогда бум хип-хопа. И мы с друзьями, как и все, воспринимали это как танец на улице. Я знал, что некоторые люди ходят заниматься танцем в балетную школу, в танцевальный класс, что-то специально изучают, но мне это казалось таким странным: как можно танцевать в классе? Конечно, потом пришло понимание, что танец – это не только хип-хоп, и что вообще это искусство, способ выражения. Танец может быть очень разным. Сегодня я пытаюсь искать свой хореографический язык, в котором хип-хоп, как и многое другое. тоже может пригодиться.

– Все ли подвластно языку танца?

– Я не ставлю себе задачу выразить все, что только возможно. Просто пытаюсь работать с поэзией сцены. Может быть, не через один только танец, но через танец, движение – в широком понимании слова – и через тишину. Наверное, можно сказать все. В движении по-другому используется время. Когда говоришь словами, это одна возможность, а когда говоришь телом – другая. Иногда я использую в своих спектаклях тексты, документы, какие-то признания.

Так, например, было, когда я опирался на слова людей, пострадавших от пыток. Этим людям было сложно вспоминать и говорить о прошлом. Но они не говорили на сцене: Нам сложно". Чтобы передать их состояние, я использовал тишину. Все в этот момент замирали. Сказать: "Мне сложно" – можно за одну секунду. Без текста передавать эту эмоцию – выражением лица либо телесным жестом – приходится дольше. И послание тела более концентрировано, чем слова. Кроме того, оно проходит в нас не через мозг, а через чувство. Но вообще-то я использую в театре все, что мне нужно. Нужны слова – значит, будут слова.

Фото: territoryfest.ru

– Вам важно, чтобы танец нес в себе какое-то важное социальное послание?

– Да. Для меня отправной точкой всегда становится событие, которое меня взволновали и затронуло. Я делаю искусство для того, чтобы ответить миру. Чтобы погрузиться в его сложность.

– В вашем спектакле "Сфумато" тоже заложена общественная проблема, это проблемы экологии, в частности, стихийные бедствия, связанные с наводнениями. Но зрелище артистов, "танцующих под дождем", так красиво, что могут возникнуть совсем другие ассоциации.

– Там звучит закадровый текст, в котором многое объясняется. Без текста этот спектакль все равно, что звуковой фильм без звука. Например, там есть момент в начале, когда танцовщица быстро-быстро кружится на одном месте. И в этот момент мы слышим т голос женщины, рассказывающей о климатических бедствиях. (Для московского показа монолог на русском языке специально записала актриса Чулпан Хаматова – ред.). Люди покидали свою землю, поскольку ее залило водой. Это потеря себя, своей сущности. Но женщина пытается бороться. Смысл обретается в борьбе со стихией, люди - довольно сильные существа. Об этом, об умении преодолевать и говорит мой спектакль.

Фото: territoryfest.ru

– Представьте, пожалуйста, спектакль "Удерживая время", который вы репетируете с труппой Балета "Москва".

– Нам в жизни приходится следовать не нашему личному, внутреннему времени, а подстраиваться под чужое время, жизненные ритмы вне нас. Нас всех что-то куда-то гонит. Мы не знаем ответ на вопрос, почему мы бежим и куда бежим. Нам некогда над этим подумать. На французском языке название спектакля говорит о противостоянии этой бесконечной абсурдной торопливости. Название можно перевести и как "Тянуть время". Тут иронический смысл, поскольку тянуть время на бегу – утопия. Но с этим бегом нам все же приходится что-то делать. Как-то адаптироваться. В спектакле так поначалу и и происходит, но потом артисты не выдерживают и начинают падать – один, второй… В общем, продолжение той же темы, что в "Сфумато": мы всегда можем найти выход, найти решение, если очень постараемся.

Фото: territoryfest.ru

– В отличие от многих ваших коллег, вы, кажется, не исповедуете тотальный пессимизм. И не смакуете на сцене несчастья.

– Это, пожалуй, так. Я предпочитаю критику и аналитику, но не отрицание. Может показаться наивным, но я действительно думаю, что искусство способно влиять на мир и изменять его. Конечно, впрямую и сразу оно не меняет ничего. Но какие-то подспудные процессы искусство может запустить. За творчеством коллег я стараюсь следить – хочется же не быть слепым. Да, многие хореографы делают спектакли-встряски, спектакли-оплеухи. Они хотят действовать, как электрошок. Это тоже своеобразный поиск позитива, только через шок.

Мне часто говорят: почему, Рашид, ты не делаешь, как другие? Почему все свое потаенное нутро не выкинешь на сцену, не высвободишь накопившуюся там гадость и кровь? Я отвечаю: кровь – это Голливуд. Я работаю по-другому. Думаю, что, если в темном пространстве будет хотя бы один светлый фонарь, контраст как раз и создаст напряжение. Если я затрагиваю какую-то очень тяжелую тему, например, насилие, то не устраиваю репрезентацию этого насилия. Просто пытаюсь найти ответ на вопрос, что поможет нам идти дальше.

Майя Крылова

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика