Новости

Новости

10 апреля 2014, 16:32

Спектакль посвящается. "Таганский фронт" в ожидании Юрия Любимова

Фото: театр на Таганке

Легендарная "Таганка", ставшая в 1960-х театральной Меккой для зрительских паломничеств, готовится отметить полувековой юбилей премьерой поэтической интермедии "Таганский фронт". Режиссер Владислав Маленко поставил спектакль-посвящение, адресованный тем, кто на сцене и тем, кто на небе. Владимир Высоцкий, Валерий Золотухин, Семен Фарада, Леонид Филатов – эти имена неоднократно будут звучать из уст трех поколений актеров "Таганки", которые впервые представят спектакль зрителям 23 апреля.

Но в первую очередь, "Таганский фронт" - это дань уважения режиссеру Юрию Любимову, который несколько десятилетий тому назад вдохнул жизнь в умирающий Московский театр драмы и комедии.

Фото: ИТАР-ТАСС

"Я верил, верю и буду верить, что Юрий Петрович Любимов – самый хулиганистый режиссер в мире. И что откроется окно, дверь, подвал или крыша, и Юрий Петрович 23 апреля окажется в стенах театра на Таганке. Спектакль "Таганский фронт" посвящен и адресован молодому хулигану Юрию Любимову", - говорит Влад Маленко.

Режиссер "Траганского фронта" в театре Любимова проработал почти 20 лет. Играл в "Доме на набережной", "Пяти рассказах Бабеля", "Шарашке", "Мастере и Маргарите". Таганскую подноготную Маленко изучил до мельчайших подробностей. Отдельные эпизоды театральной жизни включил в пьесу, которая легла в основу "фронтовой постановки".

"Это поэтическая мистерия. Сделана она в духе старых спектаклей театра на Таганке, но совершенно футуристична по своей направленности. Первую скрипку играет молодежь", - объясняет Маленко.

Фото: театр на Таганке

Почему фронт? Возможно, отсыл к боевому прошлому и настоящему "Таганки", артисты которой отвоевывают право на игру. Игру по классическим канонам Брехта, Мейерхольда, Станиславского, чьи портреты украшают фойе театра.

По словам режиссера, таганский фронт составляют очкарики, у которых вместо пистолета в руках смычок и скрипка. И если снайпер целится дулом в жертву, то тагановец – смычком в небо. Так, мол, просит высшие силы помощи в сражении за настоящее искусство.

Катерина Султанова, написавшая для спектакля пять лирических монологов о культовых таганских актрисах, в числе которых Алла Демидова и Зинаида Славина, уверена, у "Таганки" женское лицо.

Влад Маленко не спорит. Он сравнивает труппу театра с женщиной, цветущей и желанной, но брошенной мужчиной.

"Эта женщина может совершить преступление, у нее случится нервный срыв, и она попадет в сумасшедший дом. Тут нужно быть деликатным, но в то же время иметь жесткую позицию, чтобы встряхнуть ее и сказать: "Слушай, ты же красивая. Ты хороша в постели (постель – это сцена в данном случае)", - признался режиссер.

Фото: ИТАР-ТАСС

Встряска была результативной. Музыкальный ритм задали группа ДДТ и Юрий Шевчук, написавший музыку для спектакля. На протяжении всего действия "Таганского фронта" на саксофоне играет артистичный обладатель недюжинного таланта и объемной шевелюры Сергей Летов, звучат скрипки "фронтовиков", пробиваются тонкие мелодии Востока.

Спектакль этот по своей сути разноголос. В нем гармонично существуют сразу несколько жанров: мистерия, трагедия, интермедия, эпос.

Пока стихотворения Маленко перемежаются россыпью звуков, на экране позади артистов мелькают черно-белые архивные кадры, на которых запечатлены молодые Высоцкий, Золотухин, Любимов. Время ностальгии.

Вспоминают не только людей, долгие годы державших руку на пульсе "Таганки", но и спектакли, сделавшиеся визитной карточкой театра. На импровизированных афишах - знакомые названия "Тартюф", "Добрый человек из Сезуана", "Живой", "Гамлет".

Фото: ИТАР-ТАСС

Еще одной режиссерской находкой станет уличный перформанс. Организуют его артисты арт-проекта "Мужской голос", которые перед началом спектакля будут встречать зрителей у метро и читать им стихи.

"Это представление в духе старой Таганки, которое затем плавно перетечет в фойе. Я написал стихотворение-интермедию, предваряющее спектакль. И создал зонг "Суп с керосином", а еще стихотворение "Монолог домового". Мои стихи легли кусочком пазла в общую картинку "Таганского фронта", - отметил участник "Мужского голоса" Арс-Пегас.

"Таганский фронт" не ограничивается воспоминаниями. Пестрота разрозненных на первый взгляд мизансцен формируется в единый сюжетный костяк. Это история с аллюзиями о жизни и судьбе театра, душу которого метафорично олицетворяет хрупкая девушка, парящая над подмостками. Прежде душа взмывала ввысь без лишней натуги. Теперь же ее приходится подтягивать на тросах. Но не важно, как, когда налицо результат – невесомость как намек на свободу творческого волеизъявления.

Фото: ИТАР-ТАСС

В финале спектакля фронтовики со скрипичными смычками наперевес одержат победу. Театр, на месте которого, по воле автора пьесы, чуть было не построили торговый центр, продолжит работу в прежнем формате. Актеры, едва не переквалифицировавшиеся в продавцов новейших каталогов стиральных машин, все же выйдут на сцену с монологами по Брехту и Шекспиру. А зритель? В который раз купит билет и крикнет "Бис", запустив механизм заржавевших было шестеренок. Ведь, как подметит один из героев "Таганского фронта", в театре главный не директор и осветитель, в театре главный – зритель. И ведь не поспоришь.

Алла Панасенко

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика