Неожиданный скандал разгорелся вокруг восстановленного мемориала 11-ти советским саперам на Волоколамском шоссе. Прокуратура заподозрила добровольцев, взявшихся за дорогостоящий ремонт из своих средств, в подделке немецкой самоходки, подорванной советскими солдатами в 1941 году под Москвой.
Следователей смутил непривычно свежий вид боевой машины. В ответ на обвинение активисты разводят удивленно руками и готовят документы для защиты в суде.
Этой истории уже много лет. В 1981 году на 144 километре Волоколамского шоссе, рядом с местом последнего боя, 11 саперов из дивизии Панфилова, солдаты которой своими жизнями остановили наступление немецких танков, возвели мемориал. За годы перестройки и реформ мемориал пришел в упадок.
Восстановить его на благотворительной основе вызвалась организация "Лейбштандарт". Ее рабочие расчистили окопы, отреставрировали гранитную облицовку. Скандал разгорелся после того, как самоходка "Штуг" вернулась из мастерских на место. В прокуратуре заявили, что танк – ненастоящий.
"Подоплека истории в том, что есть силы, которым не нравятся, чтобы русские люди что-то восстанавливали на свои средства. Бьют по рукам. Три года назад, когда мы увидели этот памятник, самоходная установка была зашита жестью. Сейчас она выглядит так, как когда приехала в Россию. Прокуратура забывает, что мемориал - сооружение размером со стадион. Мы сделали все за свои деньги, бесплатно, что постоянно забывается", - рассказал руководитель организации "Лейбштандарт" Дмитрий Бушмаков.
Действительно странно, что из всего объема выполненных работ на Волоколамском шоссе прокуратуру больше всего заинтересовал именно фашистский танк, а не окопы или гранитные ступени. И здесь могут быть сразу два объяснения: вероятно, по мнению следователей, ни один российский человек в здравом уме и трезвой памяти не решится на какое-либо благородное дело без тайной мысли что-нибудь украсть.
А во-вторых, украсть, как считают прокуроры, можно было только на продаже танка, ведь у нас до сих пор в памяти истории о бешеных миллионах, заплаченных в 90-е годы какими-то западными коллекционерами за найденную в лесах и вывезенную за рубеж боевую технику времен войны.
"В теории и практике это возможно - подменить и сделать новодельный. Самое главное значение - историческое, чтобы металл был боевой. Такая техника имеет историческую ценность, а подменить ее могут, если компания или нечистые на руку реставраторы в своих личных интересах взялись выполнять работу с целью своровать или заработать", - говорит статс-секретарь поискового отряда "Арьергард" Вячеслав Новиков.
С 2006 года в России действуют новые правила проведения поисковых работ. Теперь формально вся поднятая из рек и болот боевая техника времен Великой Отечественной войны принадлежит министерству обороны. Военно-мемориальный центр Вооруженных сил выдает поисковикам официальные оперативные задания и документы. Все работы обязаны проводиться в соответствии с законом об увековечении памяти погибших, то есть в присутствии сотрудников ОВД, МЧС, ФСБ и военкомата.
Если внутри танка обнаружат останки - их должны перезахоронить со всеми воинскими почестями, а технику отправить на площадку хранения, где механики приведут ее в состояние, исключающее боевое применение. И только после этого Минобороны примет решение - либо передать машину музеям России в качестве экспоната, либо органам исполнительной власти в виде памятника.
На бумаге эта схема выглядит идеальной. А на деле во всем, что связано с раритетной военной техникой, есть еще одна заинтересованная сторона - частные коллекционеры и реставраторы, российские и зарубежные, готовые заплатить немалые суммы за уникальный экземпляр. В итоге, даже угроза штрафов или тюремного заключения не останавливает черных копателей.
"Бывают случаи, когда находят в интересах коллекционеров. Интерес большой - прошло 70 лет, с годами металл лучше не становится. Многие образцы техники, уникальные образцы были порезаны на металл. Сейчас идет охота за зарубежными образцами - немецкими и чешскими. Интерес представляет практически все, что является целым – опорные катки, броневые листы, приборы. Наибольшую ценность представляет ходовая часть", - рассказал руководитель направления поисковой деятельности ДОСААФ по Московской области Максим Ретинский.
В любом случае, является ли самоходка времен Великой Отечественной войны новоделом или нет, в конце концов решит суд, на основании показаний свидетелей и проведенных профессиональных экспертиз. Но главное, что смущает во всей этой истории - это то, что скандал по поводу подлинности немецкого танка в составе военного мемориала происходит в прямом смысле слова на костях одиннадцати советских солдат, остановивших танки ценой своих жизней в ноябре 41-го, 72 года назад.
Николай Петров