Новости

Новости

31 августа 2015, 00:01

Экономика

Столичный Роспотребнадзор: "У нас нет цели придираться к "Макдональдсу"

Фото предоставлено столичным управлением Роспотребнадзора

В последние годы Роспотребнадзор проводит громкие проверки. За нарушения закрываются крупные торговые сети и рестораны фастфуда. От пристального взгляда инспекторов не удается скрыть и санкционные продукты. Глава столичного управления Роспотребнадзора Елена Андреева в интервью m24.ru рассказала о том, по какому принципу ведомство выбирает объекты для проверок, есть ли у инспекторов новые претензии к "Макдональдсу" и "Ашану" и как москвичи помогают Роспотребнадзору выявлять нарушителей.

- Елена Евгеньевна, в прошлом году Роспотребнадзор заключил с правительством Москвы соглашение о сотрудничестве. На портале "Наш город" москвичи могут пожаловаться на продажу просроченных товаров в магазинах и нарушение санитарных правил. Много жалоб?

- С сентября 2014 года управление Роспотребнадзора по Москве в соответствии с заключенным соглашением работает на портале "Наш город" по двум проблемным темам в сфере торговли "Продажа просроченных товаров" и "Нарушения санитарных требований к организациям торговли". За 11 месяцев к нам поступило 815 обращений москвичей. Из них 393 связаны с продажей продуктов питания с истекшим сроком реализации и 422 - по поводу нарушения санитарных требований в магазинах. По результатам проверок к административной ответственности привлечено 425 виновных лиц, сумма штрафных санкций составила более 6 миллионов рублей. С реализации снято около 900 кг продуктов с истекшим сроком годности и с потерей товарного вида. 12 материалов о нарушителях направлены в суды для приостановления деятельности. В трех случаях деятельность торговых предприятий была приостановлена, а в девяти случаях судами приняты более мягкие решения – нарушители оштрафованы.

На портале работает интерактивная карта магазинов, которые вошли в десятку главных нарушителей. Любой пользователь может увидеть, на какие магазины и в каком округе москвичи чаще всего жалуются через этот ресурс. Больше всего обращений поступило на торговые сети ЗАО "ТД Перекресток", ЗАО "Дикси-Юг", ООО "Агроаспект" (магазины "Пятерочка"), ЗАО "Тандер" (магазины "Магнит"), ЗАО "ТиК Продукты" (магазины "Магнолия").

- Вы будете как-то расширять возможности для жалоб на портале "Наш город"?

- Да, в этом направлении мы очень активно работаем с правительством Москвы, потому что прекрасно понимаем, что сама по себе тема торговли актуальная, но она не может охватить все аспекты недовольства москвичей.
Мы отработали техническое задание с модераторами портала по расширению участия Роспотребнадзора в проекте. Речь идет об информировании москвичей через сайт "Наш город" о результатах рассмотрения их жалоб на услуги общественного питания в кафе, ресторанах, столовых, объектах фаст-фуда. Мы считаем, что это на сегодняшний момент действительно важно и будет пользоваться спросом. В турагентство за путевкой или в банк за кредитом человек ходит не часто, а вот торговлей и общепитом пользуется почти каждый день.

Что такое карта проблемных магазинов

- Когда москвичи смогут пожаловаться на некачественные услуги питания?

- До конца года нам обещали этот сервис запустить, возможно, даже в сентябре, но сразу скажу, что несколько изменились требования к обращениям. Заявитель в обязательном порядке теперь должен будет указать фамилию, имя, отчество (при наличии) и данные о хозяйствующем субъекте - нарушителе. Эта информация необходима для проведения проверки.

Сейчас на портале можно зарегистрироваться просто по имени или даже по псевдониму, но дело в том, что проверки по жалобам с портала мы можем проводить по согласованию с прокуратурой, если факты нарушений не связаны с нарушением прав потребителей. Жалобы без указания фамилии, имени, отчества (при наличии) считаются анонимными и проводить проверки по ним мы не можем. По таким обращениям обычно даются только разъяснения требований законодательства.

Для исключения таких случаев мы с модераторами проработали вопрос об изменении формы регистрации на портале "Наш город".

Любой покупатель должен знать, что он ест за свои деньги, это его право

- А на какие нарушения в сфере общепита можно будет пожаловаться?

- Категории пока дорабатываются, их будет около десятка. До конца этого года москвичи смогут обратиться на портал по вопросам нарушения правил оказания услуг общественного питания. Кроме того, можно будет написать о доступности книги отзывов и предложений, доброкачественности блюд, содержании меню, просроченных товарах. В список войдет также санитарное содержание заведения общепита, внешний вид помещения, наличие вывески, соблюдение "антитабачного" закона и тому подобное.

Кроме того, в меню должны быть указаны цена, масса блюда, калории, состав блюда. Эта информация особенно важна посетителям, которые соблюдают диету, и тем, кто страдает аллергией на отдельные пищевые продукты. Любой покупатель должен знать, что он ест за свои деньги, это его право. Мы планируем, как и с магазинами, сделать интерактивную карту организаций-нарушителей объектов общепита.

- В этом году вы проводили много проверок фастфуда. Они продолжатся?

- В этом году мы выборочно провели внезапные проверки на 60 объектах. Это палатки с шаурмой, курами - гриль и так далее. Вы знаете, что с 23 января 2015 года в соответствии с изменениями в федеральный закон № 294 мы не направляем предпринимателям уведомления о проведении внеплановой проверки. При проверках общепита важно, чтобы они проводились внезапно, и предприниматели не успели подготовиться.

Выявили грызунов, обнаружили сапоги, висящие над продуктами

В результате во всех проверенных объектах мы выявили массу нарушений. Организации (индивидуальные предприниматели) были или оштрафованы, или закрыты. Мы не допустили к реализации 21 партию пищевой продукции общим весом почти 100 кг. Основные нарушения - это реализация продуктов с истекшим сроком годности, мясной фарш хранился вместе с выпечкой, зачастую на полу, под канализационным стоком. Нарушались температурные условия хранения продукции, отмечалось крайне неудовлетворительное санитарное содержание помещении. Выявили грызунов, обнаружили сапоги, висящие над продуктами. Вот в таких условиях на некоторых "предприятиях" готовится продукция.

- Ужас!

- Да, в правительстве Москвы была примерно такая же реакция, когда мы им показали фотографии. Мы выписали сразу 18 протоколов о временном запрете деятельности таких организаций торговли. В дальнейшем они были приостановлены судом на 90 суток. Оштрафовали предпринимателей, допускающих нарушения, на 6,3 миллиона рублей.

- 90 суток прошли. Они сейчас работают, эти киоски?

- Часть – с самыми серьезными нарушениями – департамент торговли и услуг Москвы исключил из схемы размещения, киоски демонтировали и вывезли. Дело в том, что это были предприниматели, которые ранее выиграли тендеры, а в процессе работы не соблюдали элементарные санитарные требования и нарушали договорные обязательства!

К слову, мы взяли продукцию на лабораторные исследования. Из 45 образцов салатов и салатных наполнителей 24 не отвечали санитарным требованиям. В 20% случаев привозили некачественную воду. Я уже не говорю про руки продавцов. В 46% смывов с рук, инвентаря, оборудования обнаружены высевы бактерий группы кишечной палочки, свидетельствующие о нарушении работниками требований личной гигиены.

к нам были претензии на тему того, что служба выдвигает излишние требования или даже "выполняет политический заказ"

- Вы также проверяли "Макдональдс".

- Да, и к нам были претензии на тему того, что служба выдвигает излишние требования или даже "выполняет политический заказ". Мы проверили 14 ресторанов сети "Макдональдс", из них временно были закрыты только три. Остальные были оштрафованы, их нарушения не привели к закрытию.

А закрытия трех крупных ресторанов – на проспекте Мира, Охотном Ряду и на Большой Бронной – были совершенно оправданны. Они работали с 1991 года, расширились по ассортименту с 10 позиций до 150 и не увеличили площади производственных помещений ни на один квадратный сантиметр. Это рано или поздно должно было привести к различным нарушениям, в основном связанным с совместным хранением сырой и готовой продукции, отсутствием условий для приготовления сложных салатов и десертов и т.д. Такие нарушения представляют реальную угрозу здоровью и жизни населения.

На сегодняшний момент компания "Макдональдс" действует как сеть ресторанов с очень широким ассортиментом. Они уже не работают так, как при открытии в 1991 году. Когда мы общались с представителем компании, были даны разъяснения, что никакой цели закрывать рестораны навсегда нет. Есть только одно требование: или выполнять предписание и делать реконструкцию, или сокращать ассортимент.

- Они сделали реконструкцию?

- Конечно. Они были закрыты по решениям судов во всех трех случаях на 90 суток. И за 90 суток они устранили нарушения, открылись. К ним на сегодняшний момент претензий нет.

- Вы еще закрывали "Макдональдс" на ВДНХ.

- Да, уже в этом году на 30 суток. Закрытие ресторана произошло по результатам проверки. Ее проводили на основании обращения потребителя по поводу неудовлетворительной работы системы вентиляции в ресторане.
Мы повторно провели проверку системы вентиляции, которая показала, что замечания службы были устранены. Поэтому сейчас "Макдональдс" на ВДНХ работает.

У нас нет никаких целей придираться к "Макдональдсу", поверьте мне

- "Макдональдс" вы будете еще проверять в этом году?

- У нас в плане проверок на 2015 год ресторанов сети "Макдональдс" нет. Если будут обращения жителей, жалобы по фактам нарушения прав потребителей, по информации о фактах угрозы здоровья и жизни людей, мы будем обязаны на них реагировать. Все зависит от того, как работает компания. Не будет жалоб – не будет оснований для проверок. У нас нет никаких целей придираться к "Макдональдсу", поверьте мне.

- А вообще запланированы ли еще какие-то крупные проверки в этом году – как в общепите, так и в торговле? Что планируется на 2016 год?

- Все субъекты на проверку в плане на 2015 год вывешены на сайтах Генпрокуратуры и Роспотребнадзора. На следующий год мы еще только составляем план, основные требования – применение риск-ориентированного похода.

Больше всего у нас жалоб в сфере торговли продуктами питания на магазины "Пятерочка", дальше идет "Дикси", "Перекресток", на четвертом месте – "Ашан", на пятом – "Билла".

- О чем идет речь?

- Это сети, куда приходит 50-70% москвичей. Если там есть некачественные товары и эти факты нашли подтверждение в 2015 году – это опасность для массы людей. Мы составляли список по итогам проверок, начиная с 2013 года.

Больше всего у нас жалоб в сфере торговли продуктами питания на магазины "Пятерочка", дальше идет "Дикси", "Перекресток", на четвертом месте – "Ашан", на пятом – "Билла". На шестом у нас "Седьмой континент", "Магнит" - на седьмом, но на момент проверки у них было еще мало магазинов, а сейчас уже 145. Сразу после "Магнита" идет "Виктория", но у них всего 21 магазин в Москве (для сравнения, "Перекрестков" – 195), потом "Магнолия" с 83 магазинами.

А дальше уже идут сети с меньшим количеством торговых точек. Это "Атак", "Монетка", "Алми", "Азбука вкуса", "Авоська", "О’кей", "Спар". Все по убывающей. Чем меньше магазинов в сети – тем меньше нарушений в сумме. Количество точек постоянно меняется, что-то открывается, что-то закрывается, меняются названия. Но типичные нарушения остаются.

- А этот рейтинг опубликован на "Нашем городе"?

- Нет, это ситуация по обращениям граждан и общественных организаций и по проверкам, не связанным с работой портала, но практически зеркально отражает рейтинг на "Нашем городе".

говорить, что мы своими проверками задушили бизнес, не даем ему спокойно жить, нельзя

- Проверки помогают улучшить ситуацию с качеством товаров и условиями хранения?

- Есть компании, которые будут нарушать, сколько бы раз мы туда ни пришли. Видимо, они закладывают определенные расходы под штрафные санкции. Им выгоднее платить штрафы и нарушать, чем торговать без нарушений.

С такой политикой компаний мы сейчас имеем возможность бороться. Кодекс РФ об административных правонарушениях не ограничивает число наказаний и суммы штрафов в рамках одной проверки. Поэтому в зависимости от количества нарушений, числа объектов сети, где есть нарушения, суммы штрафов могут составлять до нескольких миллионов рублей. По отдельным сетям штрафы составляли от 10 до 24 миллионов рублей. К тому же, мы имеем право на внезапные проверки и в результате владеем более реальной ситуацией о нарушениях.

С другой стороны, говорить, что мы своими проверками задушили бизнес, не даем ему спокойно жить, тоже нельзя. В 2014 году из поступивших нам 48 тысяч жалоб жителей мы вышли на проверки только по 5,3 тысячам обращений. Это всего 11% от общего числа жалоб.

Плановые проверки ни для кого не являются тайной. Представитель любого юридического лица (ИП), зайдя 31 декабря на сайт Генпрокуратуры, Роспотребнадзора или нашего управления может увидеть, попала ли его организация в план проверок на следующий год, и узнать, какие надзорные органы придут к нему.

Мы даже разработали для бизнеса рабочие программы по проверкам организаций торговли и общественного питания. Они тоже размещены на нашем сайте и там расписаны все пункты, на которые мы будем обращать внимание при проверке.

При этом с каждой компанией мы до начала проверки проводим совещание, уведомляем о начале проведения плановой проверки, разрабатываем план устранения нарушений после проведения надзорных мероприятий.

Роспотребнадзор проверяет сеть французских гипермаркетов в столице

- Например?

- Рекомендуем создавать отдельные отсеки для товара, который продается по акции, чтобы более дешевый акционный продукт не смешивался с остальными товарами. Тогда покупателей не будут вводить в заблуждение по поводу цен. На это тоже много жалоб. Если на кассе выясняется, что товар стоит дороже, чем заявлено по акции, фактически это обман потребителей. И мы штрафуем за такие нарушения.

"Седьмой континент", например, проанализировав жалобы, поступающие на сеть, пошел нам навстречу и выразил готовность разделять акционные и неакционные товары, а некоторые другие сети не хотят. "Перекресток", например, – лидер по таким жалобам.

- В этом году сколько уже было проверок торговых сетей?

- В этом году увеличение внеплановых проверок связано с тем, что выросло число жалоб. Было много внезапных проверок, в том числе по выявлению санкционных товаров. Мы за семь месяцев 2015 года уже приостановили деятельность 120 объектов, выписано штрафов на 293 миллиона рублей. За весь 2014 год сумма штрафов составила 399,4 миллиона рублей, а количество приостановленных объектов – 118.

- А по санкционным товарам вы проводите отдельные проверки?

- Да, у нас есть для этого полномочия, это внеплановые проверки по поручению правительства Российской Федерации, они не требуют согласования с прокуратурой.

- И много санкционной продукции вы выявили?

- На сегодняшний день санкционная продукция выявлена и арестована в одной из торговых сетей, мы готовим документы для передачи в суд. Речь идет о сырах. Но более подробно об этом мы будем говорить только после решения суда.

проверка "Ашана" закончилась 28 июля, и магазины мы не закрывали

- Сейчас вы проверяете "Ашан". Много нарушений?

- Сейчас идет обобщение материалов, мы всю информацию предоставим позже. Могу только сказать, что проверка закончилась 28 июля, и магазины мы не закрывали. Это была плановая проверка, сеть о ней знала еще с 31 декабря 2014 года. О начале проверки сеть была уведомлена в установленном законе порядком.

- Помимо просроченных и санкционных продуктов, есть еще одна проблема с товарами, которые мы покупаем. Москвичи переживают, что не все надписи на этикетках действительно соответствуют качеству товаров. Насколько это большая проблема?

- Да, она особенно актуальна для молочных продуктов. Это мороженое, молоко, творог, масло и так далее. Мы переориентировали блок лабораторных исследований, которые проводятся в ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии Москвы" на выявление фактов фальсификации продукции. То есть выявляется подмена в молочной продукции молочных жиров растительными. В результате лабораторно подтверждаются факты фальсификации продукции, обнаруживаются стерины, фитостерины – это растительные жиры, которых не должно быть в продукции животного происхождения.

Госбюджет оплачивает масло сливочное натуральное, а вместо этого дети и больные могут получить некий продукт с растительными жирами

- А те продукты, где есть эти стерины, уже нельзя назвать, например, кефиром, только кефирным напитком?

- Да, если производитель пишет на этикетке не "кефир", а "кефирный напиток", не "творог", а "творожный продукт", он дает понять, что там есть добавки неживотного происхождения. Тогда потребителя никто не обманывает, все честно указано на этикетке. Гораздо обиднее, когда покупателя вводят в заблуждение, пишут на этикетке – вологодское масло, высший сорт, 82% содержания животного жира, а по факту наших исследований устанавливается высокое содержание растительных жиров вместо животных. Понятно, что спред или маргарин должен стоить гораздо дешевле, чем сливочное масло.

Эта проблема волнует нас не только в розничной сети, но и в детском, лечебном питании. Госбюджет оплачивает масло сливочное натуральное, а вместо этого дети и больные могут получить некий продукт с растительными жирами. Мы сейчас работаем над выявлением таких случаев совместно с Госинспекцией по качеству сельхозпродукции, сырья и продовольствия (МосГИК). У нас есть очень сильная лабораторная база в ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии", филиалы которого также оснащены самым последним современным оборудованием, позволяющим проводить сложные исследования.

- А где вы выявляете некачественную продукцию – на заводах или в магазинах?

- В основном в магазинах. Как только мы выявляем ее в торговых точках, моментально информируем надзорные органы того региона, на территории которого находится завод-производитель, в случае необходимости информируем органы внутренних дел, прокуратуры. Наши коллеги в регионах России имеют право сразу же обратиться в прокуратуру для согласования проверки.

- Помимо торговли и продуктов, вы занимаетесь еще большим объемом работ по защите прав потребителей.

- Да, в том числе мы бесплатно помогаем потребителям в судах. В прошлом году мы помогли вернуть им почти 19 миллионов рублей – это в два раза больше, чем в 2013 году, когда мы вернули потребителям 8 миллионов рублей. Иски обычно подают в отношении туристических, страховых или транспортных компаний, поставщиков товаров, в том числе интернет-магазинов.

Например, людям с большим количеством родинок солярии противопоказаны, потому что есть риск развития онкологических заболеваний


- Вы в этом году проверяли также салоны красоты. В каком они состоянии?

- За восемь месяцев этого года мы провели 206 проверок салонов красоты и наложили штрафов на 1,8 миллионов рублей. В основном салоны нарушают дезинфекционный режим, неправильно проводят услуги маникюра-педикюра, у некоторых вообще отсутствует стерилизационная аппаратура.

Но самое главное, на что служба обращает внимание в последние годы, это увлечение наших сограждан соляриями. Администрация салона, где функционируют солярии, обязана вывешивать на видном месте правила пользования аппаратурой, противопоказания. В соляриях нужно вовремя менять лампы, как написано в паспорте оборудования, предупреждать посетителей об опасностях частого облучения. Прежде чем платить деньги, потребитель должен прочитать памятку, где должно быть написано, какой тип прибора используется, когда в последний раз меняли лампы. Например, людям с большим количеством родинок солярии противопоказаны, потому что есть риск развития онкологических заболеваний.

- А будут ли какие-то внезапные проверки салонов красоты или соляриев?

- Будут обоснованные жалобы – будут проверки. Сейчас обращений по соляриям не очень много.

- А вот "Дешели" – такая разорительная сеть, как вы к ней относитесь?

- Мы занимаемся этим, но здесь основное нарушение – навязывание услуг кредита при покупке косметики. Мы получаем много обращений. Это очень тяжелые дела, у таких компаний, как правило, очень сильный юридический блок. Люди под давлением, при агрессивном маркетинговом воздействии соглашаются на кредиты, добровольно подписывают все документы, а потом приходят к нам и говорят, что их обманули. Мы даем разъяснения, что обман – это не наша сфера, мошенническими действиями занимаются органы внутренних дел. Тем не менее, мы стараемся помочь тем, кто к нам обращается.

Стоит ли соглашаться на бесплатные услуги в салонах красоты

- Через суд?

- Да, первично должно быть обращение в суд, по-другому никак. Если были факты нарушений прав потребителей, то управление может дать заключение по делу и выступить в суде в защиту прав потребителей.

- А закрыть салоны "Дешели" и другие, работающие по их принципу, вы не можете?

- Должны быть основания.

- Например, за нарушения санитарных норм.

- За нарушения санитарных норм, безусловно, можем, а вот за навязывание кредитов – нет, но суть в том, что у них почти нет нарушений санитарных норм. В основном, они занимаются продажами, и салоны у них чистые, красивые, там сделано все для привлечения клиентов.

- Давайте тогда вернемся к областям, которыми занимается Роспотребнадзор. Вы следите за тем, как соблюдается "антитабачный" закон?

- Да, при проведении всех проверок одновременно контролируем и соблюдение ограничений в сфере потребления табака. Основные нарушения – курение в неположенном месте, отсутствие знаков о запрете курения и несоблюдение требований к нему. За шесть месяцев 2015 года мы привлекли к ответственности 471 правонарушителя. В 2014 году, для сравнения, их было 265. Это юридические и должностные лица. Общая сумма штрафов составила почти 14,5 миллиона рублей – это на 44% больше, чем за весь 2014 год.

Если отдельного входа нет – опять закрываем на 90 суток, и тогда владелец хостела понимает, что ему надо искать или другое помещение, или вообще менять структуру бизнеса

- Сейчас одна из самых волнующих москвичей тем – хостелы в жилых домах.

- Да, на сегодняшний день к нам поступило 187 обращений – от жителей, прокуратуры, органов исполнительной власти, других организаций. Мы провели 23 внеплановые проверки и 18 – совместно с прокуратурой. На сегодняшний момент вынесли 18 постановлений о штрафе и направили в суды 15 дел на приостановление деятельности. Деятельность хостелов судами была приостановлена на срок от 60 до 90 суток.

Основное нарушение, которое, как правило, выявляется в хостелах – отсутствие отдельного входа. Мы руководствуемся санитарными нормами и правилами, которые требуют, чтобы у всех помещений общественного назначения в жилых домах был отдельный вход. Кроме этого, выявляется много нарушений санитарного состояния и содержания хостелов.

- А если хостел, к примеру, находится в квартире на третьем этаже, и через 90 суток вряд ли построит отдельный вход?


- Через 90 дней мы снова выходим на проверку. Если отдельного входа нет – опять закрываем на 90 суток, и тогда владелец хостела понимает, что ему надо искать или другое помещение, или вообще менять структуру бизнеса.

пожалуйста, пусть открываются, но не за счет тишины и покоя граждан, которые имеют право на отдых в своих квартирах

- Сколько вы еще проверок хостелов будете в этом году проводить?

- Проверки по хостелам внеплановые, по обращениям. Плановым проверкам хостелы не подлежат, так в большинстве случаев они являются субъектами малого предпринимательства. Подчас об их открытии становится известно из жалоб жильцов. В основном, хостелы, конечно, располагаются в центре, потому что это востребовано среди туристов. Тем не менее, в отдаленных округах Москвы они тоже есть и используются как общежития для гастарбайтеров, как дешевые ночлежки и жители от этого, конечно, очень страдают.

Сейчас у нас еще на рассмотрении четыре дела по закрытию хостелов в судах. Мы будем помогать москвичам бороться с этой проблемой. Мэр по данному вопросу нас поддерживает.

Конечно, нельзя сказать, что мы бьемся за то, чтобы хостелы не открывать вообще, ведь они есть во всем мире. Нет, пожалуйста, пусть открываются, но не за счет тишины и покоя граждан, которые имеют право на отдых в своих квартирах.

- Приближается осень. А с ней и различные инфекции.

- В Москве эпидемиологическая ситуация остается стабильной. За первое полугодие 2015 года заболевания острыми кишечными инфекциями в городе снизились на 11%, энтеровирусные инфекции – на 35%, то есть в столице, в принципе, заболеваемость всеми инфекциями снижается.

Несмотря на то, что Москва – крупный мегаполис, с большим количеством мигрантов, все-таки контроль за заболеваемостью ведется очень жестко. Мы работаем в этом направлении тесно со всеми департаментами Москвы, в первую очередь с департаментом здравоохранения, планируем вакцинацию. Основная на сегодняшний момент ожидаемая инфекция – грипп и ОРВИ.

Человек, безусловно, имеет право отказаться, и заставить его никто не может, но он должен понимать, что подвергает опасности свое здоровье и здоровье своих детей и окружающих

- А когда мы ее ждем?

- Как правило, сезон начинается в октябре, и у нас задача провести вакцинацию населения. В настоящее время получена федеральная вакцина "Гриппол +" в количестве 344 тысяч и 80 доз для детей и беременных женщин. Кроме этого, поступила вакцина "Инфлювак" в количестве 80 тысяч доз. В начале сентября ожидается следующий транш поступления вакцины "Гриппол +" для взрослого населения.

- Вакцинацию в основном проводите в госучреждениях?

- Не только. И среди детей в школах и детских садах, и среди взрослых, как в госучреждениях, так и в частных компаниях. Особенно важно провести вакцинацию людей, работающих в сфере образования, здравоохранения, торговли, строительства, ЖКХ. Для достижения нужного эффекта дополнительно необходимо проведение прививок за счет средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

- Человек может отказаться?

- Человек, безусловно, имеет право отказаться, и заставить его никто не может, но он должен понимать, что подвергает опасности свое здоровье и здоровье своих детей и окружающих. В прошлом году привито от гриппа свыше 3,6 млн человек – 30,6% от населения Москвы, это хороший показатель.

В 2014 году правительство Москвы выделило 300 миллионов рублей на закупку дополнительных доз разных вакцин, из них 129 миллионов на вакцину против гриппа. Правительство Москвы выделяет деньги и на профилактику других инфекций, где не хватает федерального финансирования, это вакцинопрофилактика ветряной оспы, кори и так далее.

- В этом году, в связи с кризисом, финансирование не будет сокращаться?

- Нет, эту тему мы поднимали заранее, еще в апреле. Мэр Москвы принял решение продолжить выделение денег на вакцинацию. 300 миллионов рублей, несмотря ни на какой кризис, пойдет на сезон 2016-2017 годов. Вакцинация - это очень важно, потому что это наше здоровье, здоровье наших детей и вообще здоровье нации.

Беседовали Маргарита Верховская и Светлана Казанцева

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика