Новости

Новости

05 февраля 2014, 18:05

Культура

Новая история кинематографа: в Москве вручили премию "Белый слон"

Фото: ИТАР-ТАСС

В Москве прошла XVI церемония вручения премии кинокритиков и кинопрессы "Белый Слон". Лучшим фильмом признан "Географ глобус пропил" режиссера Александра Велединского, а лучшей режиссерской работой критики назвали мелодраму "Вечное возвращение" Киры Муратовой. В документальном кино, лучшей стала картина "Кровь" Алины Рудницкой.

Победу Велединского можно считать несколько условной: за рамки всех номинаций выведен последний фильм Алексея Германа-старшего "Трудно быть богом", его отметили как событие года. Однако критики отмечают, что "Географ" - все-равно крайне сильная картина.

"В "Белом Слоне" бесспорным фаворитом оказался "Географ", - прокомментировал результаты вице-президент Премии, киновед и культуролог Кирилл Разлогов. - "Может быть справедливо, может быть нет, но мнения критиков сошлись на этой картине. Хотя и "Небесные жены луговых мари", и картина Быкова "Майор", и очень мне нравящаяся "Роль" Лопушанского тоже упомянуты в разного рода номинациях".

Кстати, фильм Велединского ранее был номинирован и на премию "Золотой Орел", но здесь лидерами стали коммерчески-успешные проекты: номинации поделили "Сталинград", "Легенда №17" и "Горько".

"Ничего удивительного в этом смысле не произошло. Случилось уравновешивание двух родственных премий: ориентированного на коммерческую составляющую "Золотого Орла" и замечающего некоторые собственно художественные качества "Белого Слона". Ну а теперь стоит ожидать "Нику", которая должна создать своеобразный баланс", - пояснил Разлогов.

А пока, своим выбором победителей и номинантов, "Белый слон" еще раз подтвердил свой статус премии, поддерживающей кинематографический артхаус. За шестнадцать лет своего существования "Белый слон" не упустил, кажется, ни одного фильма, который позднее вошел в историю российского кинематографа. М24.ru вспоминает победителей прошлых лет.

История премии – история современного русского кинематографа

Премия была учреждена в 1998 году, и тогда победителям вручался отнюдь не "Белый Слон", а "Золотой Овен". Первым обладателем "Овна" стал фильм Валерия Тодоровского "Страна глухих". Эта же картина собрала награды за лучшую музыку и лучшую женскую роль. Позднее драма Тодоровского стала обладательницей трех статуэток "Ника" и была номинирована на "Золотого медведя" на Берлинском кинофестивале.

Первая церемония вручения "Белого Слона", или "Золотого Овна", отмечена и другой яркой картиной. Приз за лучшую режиссуру получил Алексей Балабанов с исторической драмой "Про уродов и людей". Кстати, в общем зачете Балабанов Тодоровскому не уступил. "Про уродов и людей" получил еще трех "Овнов" за операторскую работу, работу художника и лучшую мужскую роль.

Кадр из фильма "Про уродов и людей"

В 1999-м критики оказались на редкость единодушны в своем выборе, и оба приза, как за лучший фильм, так и за режиссуру, достались Алексею Герману-старшему за фильм "Хрусталев, машину!". Интересно, что в этом же году "Овен" за лучшую женскую роль в иностранном фильме достался певице Бьорк с картиной "Танцующая в темноте".

Далее главную награду премии получали Бахтиер Худойназаров с комедией "Лунный папа", Александр Сокуров с драмой "Телец", Александр Рогожкин с "Кукушкой" и Андрей Звягинцев с драматическим триллером
"Возвращение". Последним, кто получил статуэтку "Овна" стал Дмитрий Месхиев с боевиком "Свои". Этот же фильм стал своеобразным рекордсменом по количеству наград, лента получила 3 статуэтки "Золотого орла" и пять "Ник", а также стала победителем ММКФ-2004.

После 2004 года победители конкурса стали получать не "Овна", а уже знакомого "Белого Слона". Первым его обладателем стал Сокуров, приз за лучший сценарий также достался ему. Среди более поздних победителей были Иван Вырыпаев с мелодрамой "Эйфория", Алексей Герман-младший с "Бумажным солдатом", Андрей Звягинцев со своей "Еленой" и снова Сокуров, представивший миру "Фауста".

Кадр из фильма "Бумажный солдат". Фото: ИТАР-ТАСС

Рекордсмены

Вообще в истории премии очень много таких "снова". Ныне покойный Алексей Балабанов за свою карьеру собрал пять "Слонов", его последний фильм был отмечен и в этом году призом молодых критиков "Голос". Для победителя 16-й премии, Велединского, это вторая награда, а Кира Муратова стала уже четырехкратным обладателем "Белого Слона". Но главным рекордсменом до сегодняшнего дня остается неоднократно упоминавшийся Александр Сокуров, получивший шесть премий в разных номинациях.

Имена актеров, режиссеров, композиторов и других членов съемочной группы повторяются из года в год. Но учредителей премии нельзя обвинить в предвзятости, ведь на первом этапе лучшие киноработы выбирают самые разные представители кинопрессы. Свою лепту в формирование длинного списка номинантов внесло и наше издание.

Кадр из фильма "Фауст". Фото: ИТАР-ТАСС

Интересные факты

- Премия "Белый слон" не имеет своего дома, каждый раз церемония проходит в разных местах. В этом году победителей наградили в Белом зале Союза кинематографистов.

- Первое время премия была исключительно инициативой Гильдии кинокритиков, государственную поддержку она стала получать не сразу.

- Каждый год после вручения премии ее организаторы составляют "ключевую фразу" из названий номинированных и победивших фильмов. Как вам нравится "фраза" 2003 года, например?

"Шикарная" "Прогулка" "Трио" в "Магнитные бури": "Возвращение" "Отца и сына" на "Последнем поезде" к "Бабусе" "За ключом от спальни" в "Коктебель" и "Бедного бедного Павла" с "Пианистом" на "Бумере" за "Правдой о щелпах" к "Старухам" в "Догвилль", чтобы "Благословить женщин" из "Банд Нью-Йорка".

Раиса Ханукаева

Сюжет: Колонки
закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика