Москва 24

31 октября, 2016

Что слушать на Хэллоуин: леденящая кровь классическая музыка

Поделиться в социальных сетях:

Инфернальные силы пришли в классическую музыку вслед за главными религиозными символами. Интерес к противостоянию света и мрака не угасал ни в одну из эпох. Демонические образы питали творческое воображение композиторов-романтиков, побуждали к поискам новых языковых средств. Любопытно, что на фоне музыки современных субкультур инфернальность "Пляски смерти" Сен-Санса, к примеру, уже не считывается напрямую. Более того, классика в этом ракурсе воспринимается как искусство сбалансированное, гармоничное. И все же есть произведения, чья темная сторона вызывает дрожь даже у скептически настроенного слушателя.

Редакция m24.ru рассказывает о сумрачной стороне классической музыки.

Фото: ru.wikipedia.org

Сергей Прокофьев: "Огненный ангел" и Симфония №3

Фото: ru.wikipedia.org

Это одна из главных партитур, внушающих страх.

В 1907 году в журнале "Весы", главном периодическом издании символистов, был опубликован текст, выдаваемый Валерием Брюсовым за средневековый рукописный подлинник. Впрочем, автор мистификации вскоре снял с себя маску и выпустил под собственным именем роман "Огненный ангел". Несмотря полярное отношение к релизигозно-мистическим взглядам своих соратников, внутренние поиски привели Брюсова к изучению оккультной тематики.

Действие романа происходит в пограничную эпоху, когда еще не истлели костры средневековой инквизиции и не произошел поворот к ренессансному взгляду на природу человека. Главные герои – прототипы реальных людей, живших в одно время с Брюсовым. Именем Рената была названа Нина Петровская, поэтесса с трагической судьбой (несколько раз пыталась свести счеты с жизнью, что ей в итоге и удалось осуществить в одной из парижских гостиниц). Под образом графа Генриха и ангела Мадиэля скрывался ее возлюбленный Андрей Белый. Рыцарь Рупрехт – сам Брюсов.

Роман захватил Сергея Прокофьева. Создателю комической оперы "Любовь к трем апельсинам" показалось интересным взяться за сюжет с путешествующими Фаустом и Мефистофелем, сценами внезапной массовой одержимости, спиритическим сеансом, ангелами и остальными потусторонними сущностями. Работа над партитурой началась в Америке. "Надо ввести весь драматизм и ужас, но не показать ни одного черта и ни одного видения, иначе все рухнет и останется одна бутафория", – писал Прокофьев в своих дневниках. Наделенный не только композиторским гением, но и литературным талантом (в молодости переводил сонеты Шекспира, писал стихи), Прокофьев сам создал либретто.

Музыка к трем последним актам родилась в местечке Этталь, в ущелье между скалами баварских Альп. Местный колорит, горный климат с его мрачными туманами вдохновлял композитора. Здесь же по соседству возвышалось аббатство, запечатленное Прокофьевым в последней картине экстатического безумия монахинь. К ужасу автора, привыкшего работать быстро и продуктивно, история с "Огненным ангелом" растянулась на семь лет. Партитуру могла постигнуть участь второго тома "Мертвых душ" Гоголя: страницам дневника Прокофьев доверил страшную мысль – отправить рукопись в печку (сюжет оперы противоречил идеям религиозной общины "Христианская наука", к которой композитор тогда примкнул). Благо, этого опрометчивого поступка он не совершил.

19 августа 1927 года Прокофьев возликовал: "Кончена, кончена, кончена опера!" Услышать свое детище полностью, этот макабрический "анималь" в 800 листов автору при жизни не довелось. Вероятно, и сам композитор еще не был готов оценить масштаб своих открытий, и с этим связано решение Прокофьева опустить несколько ключевых сцен на концертном исполнении фрагментов оперы в Париже (1928 год).

Создавая демоническую музыку "Огненного ангела", Прокофьев поставил в сложное положение дирижеров: в каждом акте есть свой кульминационный момент (и даже не один), который таит опасный соблазн – решить каждую сцену на пределе оркестровых и вокальных возможностей, поджечь фитиль в самом начале, однако автор рассчитывает на иной подход, родственный кинематографическому саспенсу Хичкока – постепенное нагнетание. Прокофьев не дает слушателю опомниться: знакомство Рупрехта с терзаемой галлюцинациями Ренатой перекидывает мостик от реальности к чему-то потустороннему (1:40 в выбранной нами записи Баварской оперы). С этого момента действие держит в напряжении. Так, полна тревожного ожидания сцена разговора героев с духами ("Слышишь ли ты стук? Что это может быть?" – 44:30). Далее, получив трактат о каббалистике, Рупрехт отправляется к натурфилософу Агриппе Неттесгеймскому. Оркестровый антракт, звучащий перед их диалогом, обдает жаром адского пламени (51:50). В последней картине в монастыре инфернальные силы демонстрируют всю свою мощь, но финал венчает огненная мажорная терция (1:51:49). В этом ослепляющем аккорде – очищение, даруемое Ренате после смерти на костре.


Видео:youTube/Пользователь: galahadlancerot

Стремление донести музыку оперы до масс натолкнуло Прокофьева на создание симфонической варианта, о чем он сообщил своему близкому другу Николаю Мясковскому. "Ваши настоятельные директивы делать из "Огненного ангела" не сюиту, а симфонию оказались очень вескими, я так и поступлю и чрезвычайно доволен этим. Главное преимущество симфонии заключается в том, что, сочиняя ее, я гораздо тщательнее работал над материалом, чем если бы я стал кромсать из оперы сюиту", – писал композитор.


Видео:youTube/Пользователь: EuroArtsChannel

Модест Мусоргский: "Ночь на Лысой горе"

ru.wikipedia.org

Симфоническая фантазия Мусоргского "Ночь на Лысой горе" – одна из самых удачных попыток передать музыкальными средствами могущество бесовщины из восточнославянской мифологии. Композитор увлекся этой темой в 1860 году, когда познакомился с драмой "Ведьма" своего товарища по Школе гвардейских подпрапорщиков Г.Менгдена. Как следует из сохранившихся документов, для вокально-сценической композиции подготовили либретто, и Мусоргский начал работу над Хором ведьм. Однако с этим замыслом пришлось повременить, и ведьминская история получила развитие только через семь лет. Речь уже шла о чисто оркестровом варианте. Партитура родилась в рекордные двенадцать дней.

"В моей картине Ваши любимые места вышли в оркестре очень удачно. Кроме того, в общем ходе сочинения сделано много нового, в Поганой славе, например, есть кусочек, за который меня Цезарь отправит в Консерваторию", – писал Мусоргский Римскому-Корсакову (Цезарь Кюи был рупором "Могучей кучки" и рьяно выступал против влияния Петербургской Консерватории и ее основателя Антона Рубинштейна). Последний в свою очередь оставил в "Летописи моей музыкальной жизни" комментарий – предшествовавшая симфонической фантазии "Иванова ночь" для фортепиано с оркестром родилась под влиянием "Пляски смерти" Листа.

Мусоргский не мог предугадать, что новшества фантазии будут приняты соратниками в штыки. Он распрощался с намерением посвятить "Ночь на Лысой горе" Балакиреву, когда глава "кучкистов" обрушил на автора беспощадную критику и отказал в исполнении в Бесплатной школе. Позднее, работая над неоконченной оперой "Сорочинская ярмарка" (по одноименной повести Гоголя), Мусоргский намеревался использовать музыку "Ночи" в качестве Интермеццо между вторым и третьим действиями, введя туда хор адских сил, солистов и балет ("Сонное видение Парубка"). "Из-под земли поднимается Чернобог, за ним Кащей, Червь, Топелец, Чума, Смерть и прочая свита", – поясняется в либретто.


Видео:youTube/Пользователь: Leonardo Teixeira

Ни одну из версий Мусоргский так и не услышал. Уже после кончины друга Римский-Корсаков сделал свою редакцию "Ночи на Лысой горе" – именно этому варианту как правило отдают предпочтения современные дирижеры. Даже по составу оркестра она отличается от оригинальной авторской: Римский-Корсаков убрал корнеты, треугольник, бубен, малый барабан, ввел колокол. У Мусоргского в первых же тактах – поганая бесовская пляска, с нервным триольным движением у струнных и зловещим ритуальным ритмом литавр. Версия Римского-Корсакова, кажется, отсрочивает встречу с демоническими силами во плоти, нарастающими вихрями стихии намекает на их появление. По сути это два разных взгляда на одну и ту же музыкальную тему.


Видео:youTube/Пользователь: adam28xx's channel

Вольфганг Амадей Моцарт: "Дон Жуан" (финальная сцена с Командором)

Фото: ru.wikipedia.org

Итальянский историк литературы, эссеист Джованни Маккья писал о шедевре Моцарта в своем труде "Жизнь, приключения и смерть Дона Жуана": "Суетное, фривольное, даже скандальное переходят в устрашающее, демоническое". Композитор и его либреттист Лоренцо да Понте взглянули под непривычным углом на легенду о севильском обольстителе. Серьезное и пародийное здесь встретились в одном пространстве, и сам автор, размышляя над жанровым обозначением "Дона Жуана", классифицировал произведение как "dramma giocosa". Признаки этой дуалистичности прослеживаются уже в увертюре. Она начинается с темы Командора – обрушивающихся тяжелых аккордов в ре-миноре и тревожных гаммообразных ходов скрипок. Фатальный исход истории предречен еще до появления главных героев на сцене. Но тени загробного мира растворяются – и как антитеза звучит ироничное, светлое сонатное аллегро.


"Дон Жуан" – психологическая драма, переданная оперными средствами. В ее центре – уникальная личность, жизнелюбивая, бесстрашная, до крайности дерзкая. Помешать Жуану (в итальянском варианте Дону Джованни) могут только потусторонние силы. Но и они не способны вселить в его сердце страх. Командор появляется в спектакле дважды – в самой первой сцене, где Дон Жуан посягает на честь Донны Анны. Вельможа, несмотря на свой почтенный возраст, вызывает наглеца на дуэль, но сам оказывается поверженным клинком противника. Земной путь Командора окончен в интродукции, но этот образ шаг за шагом выкристаллизовывается, проступая в интонациях, ритмическом рисунке, гармониях других героев, в первую очередь, Донны Анны, что отсылает и к их родственным связям. Роковая развязка неотступно приближается.

Кульминация спектакля – визит мраморного Командора на ужин к Дону Жуану. Статуя должна исполнить свою миссию – осуществить возмездие небес. Как писал русский композитор Серов, Моцарт, "до крайности бережливый на средства", включил в оркестровку оперы тромбоны, подчеркнув экстраординарность момента, связанного с появлением потусторонних сил. Партия Командора здесь имеет сходство с речитативной мелодикой церковных песнопений (псалмодия), при этом она выделяется широкими интервальными ходами.

Финальная сцена встречи Жуана и Командора – крепкий орешек для многих оперных режиссеров. Даже ставя перед собой задачу осовременить сюжет, авторы спектаклей рискуют скатиться в буффонаду (особенно, если недостаточно проработан грим). Джонатан Кент, осуществивший постановку "Жуана" пять лет назад на Глайндборнском фестивале, избежал всех подводных камней и решил ключевую сцену в духе старых голливудских хорроров – с кровью и сломанными ребрами.


Видео:youTube/Пользователь: Daria K

Также в плейлист можно включить следующие произведения:

Чайковский: "Франческа да Римини"


Штокхаузен: "Прощание Люцифера" из серии опер "Свет"


Видео:youTube /Пользователь: ZoydRa

Шнитке: кантата "История доктора Иоганна Фауста"


Видео:youTube /Пользователь: cuervodka

Бернстайн: балет "Диббук"


Видео:youTube /Пользователь: TheWelleszCompany

Скрябин – Немтин: "Предварительное действо"


Видео:youTube /Пользователь: Ae Ithj

Мессиан: органный цикл "Тела нетленные"


Видео:youTube /Пользователь: Chaîne de TDJanify

Стравинский: начало оратории-оперы "Царь Эдип"


Видео:youTube /Пользователь: verte1916

Прокофьев: "Наваждение"


Видео:youTube /Пользователь: Bessonov Brothers

Поделиться в социальных сетях:

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

Следите за новостями:

Больше не показывать
Яндекс.Метрика