"Прогулять нельзя учиться": электронные сервисы в московских школах

Фото: ИТАР-ТАСС

26 июня, в четверг, состоится первое родительское собрание онлайн. Таким новшеством порадовала своих учеников и родительски коллектив школа №1420. За последние годы многое изменилось к лучшему в сфере среднего образования. Записать ребенка в школу можно на сайте госуслуг, с сентября 2013-2014 учебного года в о многих столичных школах были введены электронные дневники и журналы, а учителя с радостью отнеслись к инициативе введения электронных учебников. Редакция M24.ru решила собрать мнение учителей и родителей о нововведениях в сфере образования.

Обновление школьного образования было начато несколько лет назад. С 2011 года открыта электронная запись в первый класс. В 2013 году появились первые электронные дневники, которые помогали эффективнее взаимодействовать учителям, ученикам и их родителям. Уже год назад в 60 столичных школах прошел успешный эксперимент по внедрению электронных учебников, а в 218 школах - эксперимент по использованию электронных карт.

В сентябре 2013 года столичные школы порадовали бодрой статистикой - электронные дневники использовались в 1 305 школах, а в городской школьной информационной системе на тот момент зарегистрировали 860 тысяч человек.

"Москва в цифрах": Электронные дневники используют в 1305 школах

В марте 2014 года глава департамента информационных технологий города Артем Ермолаев объявил на заседании правительства о том, что все столичные школы пользуются электронными дневниками. При этом 36% учебных заведений полностью отказались от бумажных дневников (остальные школы пока используют и электронные, и обычные дневники).

Екатерина Полиенко, учитель школы №1370

Я считаю онлайн-дневники очень удобными, ведь с их помощью мамы и папы имеют возможность ежевечерне отслеживать ситуацию с оценками. Увы, не все родители пока ими пользуются, многие по старинке ждут родительских собраний, на которых классные руководители всегда расскажут об успеваемости их чад. Однако мобильные родители держат руку на пульсе, всегда могут видеть долги ребенка, сделанные (и не совсем) домашние задания.

Однако, несмотря на удобство для родителей, электронные дневники доставляют дополнительные трудности учителю. Это дополнительная работа, кропотливая, точная, нет возможности отложить выставление оценок на потом, ведь все дневники и журналы должны быть заполнены практически сразу же после урока.


Фото: snt.mos.ru/

Говоря о модернизации школьного образования в столице, нельзя не упомянуть о проекте "Школа новых технологий". Инициатором проекта стал департамент информационных технологий Москвы. "Школа новых технологий" направлена на выявление и стимулирование передовых школ, которые применяют информационно-компьютерные технологии. На первом этапе проекта город выделял до трех миллионов рублей на каждое учебное заведение для закупки оборудования, программ и перевод классных журналов и дневников в сеть. В середине мая 2014 департамент информационных технологий объявил о второй волне проекта. Среди требований к потенциальным школам-участницам конкурса – количество учеников, их должно быть не менее семисот. Кроме того, в отборе смогут принять участие только те общеобразовательные учреждения, которые полностью отказались от бумажного дневника и перешли на электронные технологии учета успеваемости учеников. Прием заявок продлится до 30 июня 2014 года. Объем финансирования на втором этапе проекта будет зависеть от качества проектов, представленных школами на конкурс. Уже сейчас о своем участии в проекте заявили более 320 школ.

Анастасия Петренко, учитель "Ломоносовской школы"

В электронной отчетности есть свои плюсы и минусы. С одной стороны, тотальный контроль, разумеется, приносит свои плоды. Ребята привыкают к мысли, что их образованию отводится такое внимание, что попустительски относиться к своему развитию теперь просто невозможно.

Но есть и минус. Находясь под контролем в школе и дома, наверстывая упущенные темы, потому что учитель заявил о них в электронном журнале и поставил минус, грозящий перерасти в разочарование родителей, ребенок упускает важное – самоконтроль, возможность сказать себе: "Я не очень уверен к спряжении этого глагола, пойду подучу, чтобы знать наверняка" или: "А вот это мне точно пригодится для жизни, в этой области я стану специалистом".

Поэтому видно, как ребенок стесняется при вопросе "А зачем тебе это надо?" (как правило, следует ответ: "Ну, чтобы минус исправить" или "Родителей не расстраивать"). Не случайно ведь дети говорят учителю "Давайте я вам выучу!" или физруку: "Давайте, я вам пробегу".


Фото: ИТАР-ТАСС

С 2014 года в 75 школах проходит эксперимент по внедрению электронных учебников. Подобное нововведение не только избавит школьников от необходимости набивать свой ранец книгами под завязку, но и даст возможность получать знания в любом формате. Занятия проходят по 11 электронным учебникам: по русскому языку, литературе, истории России, алгебре и геометрии, физике и химии, изобразительному искусству и музыке. С помощью электронного носителя можно также выполнить практические задания, лабораторные и контрольные работы.

В школах Москвы появились электронные учебники и роботоконструкторы

Ирина, мама выпускницы 2014 года 11 класса школы №301

Введение электронных дневников облегчило жизнь многим занятым родителям, у которых нет времени на ежедневное отслеживание успеваемости и проверку бумажных дневников, иногда даже на посещение родительских собраний не хватает времени. Нововведение очень понравилось, мне было легко к нему привыкнуть, поскольку профессия связана с работой на компьютере и в сети. Благодаря электронному дневнику дочери я могла без лишней траты времени проверить ее успеваемость, отследить количество прогулов и даже связаться с классной руководительницей, что очень помогало в течение учебного года.


О посещаемости и правильном питании школьников власти тоже не забывают. С помощью мобильного приложения "Госуслуги Москвы" родители смогут узнать, как часто дети опаздывают в школу и насколько регулярно они там питаются. В трети школ ученики пользуются при входе и выходе в учебного заведения электронными картами, а родителям приходят SMS-маячки о перемещениях детей. Такая же система установлена и для посещения столовой. Теперь школьнику не удастся отвертеться от вопросов "Почему ты прогулял сегодня два урока?" и пофантазировать при ответе на вопрос "А что сегодня было на обед в школе?".

Фото: ИТАР-ТАСС

Наталья, мама ученицы 4 класса школы №1558

У детей младшего школьного возраста вне зависимости от их успеваемости существует проблема с записыванием домашнего задания. Урок закончился, звонок прозвенел - и мысли ученика уже не в классе, где на доске записано домашнее задание, а на перемене. Задание не записано, дома возникают фантазии: "а нам ничего и не задали", и ребенок, не сделав домашнее задание, уходит в школу. Знания и оценки от этого страдают.

А в электронных дневниках все домашние задания записаны, родитель может проконтролировать их выполнение. Также можно увидеть отметки точками, по которым можно отследить "долги" ребенка, какую тему учитель попросил повторить и заново ответить, можно напрямую связаться с учителями и всегда видеть объективную информацию об оценках и успеваемости дочери. А к концу семестра или четверти можно заранее сформировать отчет успеваемости по каждому предмету, чтобы оценка в семестре или четверти не стала неожиданностью, и было время ее исправить.


В Москве отобрали полсотни школ, в которых через год появятся IT-классы. Эта инициатива принадлежит Минкомсвязи России. В этих классах учеников 49 столичных школ будут углубленно готовить для работы в компьютерной отрасли. Школы отбирала рабочая группа, в которую входили сотрудники Минкомсвязи, департамента образования, Центра педагогического мастерства города Москвы, "Яндекса", 1C, Mail.Ru, ABBYY. Эти школы станут тестовой площадкой, в дальнейшем ИТ-классы появятся и в других учебных заведениях. Министерство коммуникации и связи рассчитывает, что московский этап станет хорошим стартом для проекта, который в дальнейшем будет реализован и в других регионах.

"Москва в цифрах": Столичные школы внедряют IT-технологии

Алексей, ученик 11 класса школы №:1494

На мой взгляд,электронный журнал дает нам массу преимуществ, например, онлайн-доступность задания в любом месте и в любое время суток, возможность просматривать текущие оценки, выявление среднего рейтинга, информативные справки о текущих событиях и так далее. Не смотря на достоинства, у электронного журнала есть и немаленький минус. Дети, еще с малого возраста приученные к электронному виду журнала-дневника, не вырабатывают должной дисциплины, характерной для учеников младших классов.

По моему мнению, ведение журналов такого рода имеет смысл, когда ученик уже готов воспринимать его в такой форме (уже будучи в средней школе), иначе это не даст ему дополнительной возможности проявить свое упорство, трудолюбие и силу воли, которые так пригодятся в будущей жизни.


Москва, являясь столицей, поднимает планку школьного образования для всей России. Экспериментальные проекты приживаются в столичных школах и становятся частью жизни и учеников, и учителей, и родителей. Московские школы за последние несколько лет стали отличным образцом для подражания региональным средним образовательным учреждениям.

Рязанцева Виктория

Материалы по тегам

Яндекс.Метрика