Москва 24

Новости культурного мира

28 февраля, 2013

Исполнилось 120 лет со дня рождения кинорежиссера Всеволода Пудовкина

Фото: www.tonnel.ru

28 февраля исполнилось 120 лет со дня рождения классика советского кинематографа Всеволода Илларионовича Пудовкина. Он одинаково успешно работал как в немом, так и звуковом кино, был сценаристом и актером, однако наибольшую известность приобрел как режиссер. В 1920-е годы он наряду с Сергеем Эйзенштейном экспериментировал в области поэтического монтажно-типажного кинематографа, а в 1940-е создал серию монументальных биографических лент о великих полководцах.

Пудовкин родился 28 февраля 1893 года в Пензе. Спустя четыре года его родители перебралась в Москву. Его отец хотя и происходил из крестьян, но работал приказчиком и коммивояжером, поэтому у семьи было достаточно средств, чтобы дать сыну хорошее образование.

Будущий кинорежиссер окончил шестую московскую гимназию в Большом Толмачевском переулке. Во время учебы мальчик проявлял разносторонние способности. Он увлекался астрономией, физикой, математикой, химией сочинял пьесы, играл на скрипке и хорошо рисовал.

Вопреки воле родителей, которые прочили ему карьеру врача, Пудовкин поступил на физико-математическое отделение Московского университета. Однако сдать выпускные экзамены ему было не суждено. Началась Первая мировая война, и Пудовкин ушел добровольцем на фронт. В 1915 году он был ранен и попал в плен. Спустя три года ему удалось сбежать из лагеря для военнопленных и вернуться в Россию, где уже произошла революция.

Поработав некоторое время делопроизводителем в военкомате, а позже химиком на московском заводе "Фосген-1", Пудовкин поступил в Первую государственную школу кинематографии при Всероссийском фотокиноотделе Наркомпроса (нынешний ВГИК). Сначала он занимался в классе известного в то время режиссера, актера и сценариста Владимира Гардина, а затем перешел в студию Льва Кулешова.

В 1925 году Пудовкин устроился на киностудию "Межрабпом-Русь" (так прежде называлась киностудия имени Горького). Первой его режиссерской работой стал научно-популярный фильм "Поведение человека" ("Механика головного мозга"), посвященный учению физиолога Ивана Павлова. Позднее эта лента использовалась в качестве учебного пособия в университетах Англии.

В 1926 году Пудовкин вместе со сценаристом Натаном Зархи и оператором Анатолием Головней экранизировали роман Горького "Мать". Картина была признана шедевром советского кинематографа и стала одной из вершин в творчестве Пудовкина.

Затем режиссером были сняты фильмы "Конец Санкт-Петербурга" (1927) и "Потомок Чингис-хана" (1928), которые вместе с "Матерью" образовали трилогию, посвященную революционным переменам в начале XX века.

Всеволод Пудовкин вместе с Сергеем Эйзенштейном был зачинателем поэтического монтажно-типажного кинематографа, но вместе с тем тяготел к традициям творчества Льва Толстого, искусству Художественного театра с их вниманием к человеку, психологии, быту. По мнению кинокритиков, отличие Пудовкина от других мастеров кинематографа 1920-х годов заключается в индивидуализированном (а не только типажном) показе героев на экране, внимательной работе с актёрами, дотошной проработке деталей в кадре.

Следующая работа Пудовкина "Простой случай" (1932) о супружеской измене в семье красного командира была встречена резкой критикой. Режиссера обвиняли в упорном следовании устаревшей стилистике немого кино.

В целом 1930-е годы оказались неудачными для творчества Пудовкина из-за того, что режиссер с трудом приспосабливался к требованиям повествовательного кинематографа.

В конце этого десятилетия Пудовкин обратился к биографическому жанру: в 1939-м году был снят "Минин и Пожарский" по сценарию Виктора Шкловского, а затем, в 1941-м - "Суворов" с Николаем Черкасовым в главной роли, оба фильма были награждены Сталинской премией. Сталинскую премию получили также картина "Адмирал Нахимов", снятая в 1946 году, и "Жуковский" (1950).

На протяжении почти всей своей творческой жизни Пудовкин продолжал сниматься в кино. Его последней большой ролью стал Юродивый в "Иване Грозном" Сергея Эйзенштейна.

Режиссер умер 30 июня 1953 года в Юрмале.

Подготовлено на основе материалов из открытых источников

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

Следите за новостями:

Больше не показывать
Яндекс.Метрика