20 февраля 2017, 18:28

Астрофизики МГУ увидели, как черная дыра "открыла лицо"

Фото: ТАСС/NASA/Zuma

Московские астрономы сумели увидеть, как черная дыра открывает "лицо", которое обычно скрыто за пылью и газом. Соответствующая статья опубликована в журнале MNRAS.

Обычно черные дыры скрыты под вуалью пыли и газа, однако иногда толстый слой исчезает, и все окрестности объекта становятся видимыми для телескопов. Так произошло с черной дырой в центре галактики созвездия Гидры, за которой наблюдают с 2013 года.

Ученые из Государственного астрономического института имени П.К. Штернберга МГУ имени М.В. Ломоносова заметили, что черная дыра показывает не совсем типичное поведение для таких объектов: начинает светлеть раньше положенного срока или наоборот сильно тускнеет. Эти наблюдения могут дать ценную информацию об окружении гигантской черной дыры и обо всем происходящем вблизи нее.

Однако почему рассеялись газовые облака, тоже остается загадкой. Ученые считают, что часть пыли могло разрушить сильное излучение, которое испускает черная дыра при поедании большого количества материи.

Специалистам трудно сказать, как долго черная дыра будет открыта, восстановится ли слой пыли и газа вокруг нее и как часто происходят подобные процессы. Ответы на эти вопросы астрономы планируют найти в ближайшее время.

Недавно ученые нашли самую опасную черную дыру в созвездии Девы. Специалисты установили, что объект затягивает рекордные количества материи уже на протяжении 11 лет, что в десять раз превышает норму.