19 мая 2017, 19:57

Сверхмассивные черные дыры подтвердили существование темной энергии во Вселенной

Фото: ТАСС/Chandra Observatory Center/Zuma

Карта распределения сверхмассивных черных дыр во Вселенной помогла астрономам доказать существование темной материи, а также подтвердить, что она заставляет пространство расширяться все быстрее. Об этом сообщается в журнале MNRAS.

Как рассказал Уильям Персиваль из Портсмутского университета в Великобритании, проект BOSS призван пролить свет на суть и поведение темной материи. Кроме того, он должен дать ученым новые сведения о рождении Вселенной. Исследователи ищут "отголоски" Большого взрыва в виде акустических волн. Их движение вызвало неоднородное распределение материи и образование галактик.

Чтобы получить новые данные астрономы изучают спектр квазаров, самых древних, ярких и больших черных дыр в центрах далеких галактик. Они сравнивают то, как их свет взаимодействовал с облаками газа в пустотах между нитями "паутины Вселенной" с преломлением света, путешествующего из относительно далеких и близких галактик. Таким образом астрономы отслеживают, с какой скоростью расширялась Вселенная в ее различных участках.

Ранее исследователи уже обращали внимание на то, что сегодня Вселенная расширяется неожиданно быстро. Фактическая скорость этого процесса сильно расходится с расчетной.

Персиваль и его коллеги, в том числе астрофизики из Института ядерных исследований РАН в Москве, на основе расширенных данных обзора BOSS, в который теперь входит свыше 176 тысяч галактик и их черных дыр, построили трехмерную карту скоплений планет и материи между ними в кубе размерами 12 на 12 на 12 миллиардов световых лет.

Новые данные обзора, соответствуют классической модели устройства Вселенной, включающей в себя темную материю и темную энергию. При этом скорость расширения Вселенной все же не соответствует расчетной. Это противоречие интригует исследователей.

Они надеются получить ключевые данные за счет увеличения числа квазаров и открытия и более далеких объектов.

Ранее астрономы обнаружили слишком быстро разросшиеся черные дыры. Они стали в миллиард раз тяжелее Солнца всего за 100 тысяч лет, что является невозможным с точки зрения современных астрономических теорий.

Обнаружение этих объектов в ранней Вселенной поставило под сомнение существующие теории формирования черных дыр.