17 февраля 2017, 16:59

Раскрыта причина исчезновения ацтекской цивилизации

Фото: ТТАСС/YAY/Alex Garaev

Ацтекская цивилизация исчезла из-за эпидемии сальмонеллы, которую занесли конкистадоры Эрнана Кортеса. Об этом говорится в статье, опубликованной в электронной библиотеке bioRxiv.org.

Еще в конце XX века ученые выдвигали теории, что популяция индейцев в Южной и Северной Америке сократилась после завоевания территории конкистадорами Эрнана Кортеса в XV–XVI веках. В письменных источниках того времени есть упоминание о загадочной болезни, которая унесла жизни многих людей. Местные ее называли "коклицтли" (cocoliztli), что в переводе означает "мор".

Исследователи десятилетиями ведут спор о том, какая же болезнь погубила ацтекскую цивилизацию. Некоторые ученые предполагали, что это могла быть ветрянка, брюшной тиф или другие вирусные болезни, которую занесли европейские путешественники.

Палеогенетик Йоханнес Краузе из Института истории человека в Йене (Германия) и его коллеги изучили останки людей, похороненных в 1540–1550 годах на двух кладбищах на юге Мексики. Раньше в этом районе жили миштеки – древний народ, который входил в империю ацтеков. Миштеки владели письменностью, культурой и были мастерами в обработке металлов и в ювелирном деле.

В костях и зубах погибших миштеков исследователи обнаружили ДНК обычной европейской сальмонеллы Salmonella enterica. При отсутствии лечения от этой болезни умирают примерно 10–15 процентов больных. Однако индейцы, вероятно, не знали, как бороться с этой инфекцией, и их иммунная система с ней не справлялась.