15 марта 2016, 17:14

Генетики вырастили зародыш цыпленка с ногами динозавра

Фото: DPA/ТАСС/Britta Pedersen

Команда биологов и генетиков из Чили вырастила зародыш трансгенного цыпленка с ногами, похожими на конечности динозавра, сообщает журнал Evolution. Результат работы ученых может помочь пролить свет на процесс эволюции птиц.

Генетические эксперименты с зародышами цыплят начались в 2009 году, когда палеонтолог Джек Хорнер объявил о своем намерении "воскресить" динозавров и превратить курицу в "курицезавра". Попытка создания "курицезавра" стала своеобразным вызовом для многих ученых. Они пытаются "вырастить" на курицах части тел динозавров – челюсти и хвосты. Ни один из этих экспериментов не был доведен до конца по этическим причинам.

Попытка Жоао Ботельо из университета Чили в Сантьяго и его коллег – очередное открытие в деле раскрытия тайн генетического кода динозавров. Чилийские ученые научились модифицировать работу генов, управляющих ростом ног птиц, так, что они становятся похожими на полноценные конечности древних ящеров.

Главное отличие между птицами и динозаврами, объясняют ученые, – в устройстве берцовых костей. У динозавров большая и малая берцовые кости примерно одной длины. Аналогично устроены ноги человека и млекопитающих. У птиц, за исключением пингвинов, малая берцовая кость гораздо короче, и часто сливается с большой или превращается в "иголку", как в куриных ножках.

Как заметили ученые, изначально обе кости в зародыше одинаковой длины. Постепенно малая берцовая кость перестает расти. Этот процесс регулируется геном, который ученые называют "индийским ежом", или IHH (Indian Hedgehog).

Подавив работу гена в нескольких зародышах курицы, ученые получили эмбрионы "курицезавров" с ногами, напоминающими ноги ящеров. У них не только удлиненные малые, но и укороченные большие берцовые кости. Ученые полагают, что это связано с тем, что длинная малая кость подавляла рост большой. Они апеллируют к останкам древних птиц – по мере их эволюции малая берцовая кость укорачивалась, а большая – становилась все длиннее.

Ботельо с коллегами считают – они получили свидетельство того, что птицы сначала потеряли нижнюю головку малой берцовой кости, и только потом ее длина начала сокращаться. В чем эволюционный смысл этой потери, ученые пока не знают.

Возможно, дальнейшие эксперименты с "курицезаврами" помогут найти ответ.