Александр Ф. Скляр – о новом альбоме и загадке гения Высоцкого

музыка культура истории

26 декабря, 2017

В новом альбоме "Оставайтесь, друзья, моряками" Александр Ф. Скляр исполняет песни Владимира Высоцкого. До этого музыкант обращался к творчеству поэта в составе дружеского дуэта "Боцман и Бродяга" с Гариком Сукачевым в сборнике "Странные скачки", а также в рамках проекта "Цыганский рок-н-ролл". Но только сейчас он представил полновесный альбом, в который вошли не самые известные песни Высоцкого.

Обозреватель портала Москва 24 Алексей Певчев поговорил с Александром Ф. Скляром о том, зачем сейчас исполнять песни Владимира Семеновича.


Фото: Мария Святская/предоставлено пресс-службой артиста

– Опыт исполнения песен Высоцкого у вас был, но почему только сейчас вы решились на создание полновесного альбома?

– Я люблю песни Высоцкого и пою их всю жизнь. Мы мальчишками заслушивались его песнями. Сейчас мы живем в совершенно другое время, а Высоцкого поют и слушают не меньше. До сих пор выходят какие-то новые сборники и обнаруживаются редкие песни. Иногда заходишь на iTunes, вдруг – раз! – появился какой-то новый сборник, и в нем песня явно из поднятых архивов.

В следующем году у Высоцкого юбилей – 80 лет. Мы живем без Высоцкого почти 40 лет, и, подумайте, как же должен был человек высказаться, как себя обозначить, чтобы спустя столько лет мы слушали его песни! Мне в следующем году исполнится 60. Соответственно, когда Высоцкий был в самом зените своей певческой, артистической славы мне было 20, я был начинающим парнем, который уже 10 лет слушал и пел Высоцкого! Пару лет назад я вспомнил, что у меня есть коробка записей из архива Константина Мустафиди, которую мне много лет назад подарили на какой-то день рождения. Где-то месяц я слушал эти 14 компакт-дисков от начала до конца. Это записи, сделанные дома у Константина Мустафиди, не концерты, именно домашние записи, которые, как я понимаю, потом с разрешения Высоцкого тиражировались и расходились на бобинах по всей стране. Я отслушивал и помечал себе песни, цепанувшие меня уже по-новому, и таким образом выделил первоначальные 40-50 песен, которые после финальной "выжимки" превратились в 13 плюс одно стихотворение.

– Исполнять песни Высоцкого брались многие, но, как мне кажется, в большинстве, мягко говоря, безрезультатно. Чего вы большое всего опасались, взявшись за эту задачу?

– Естественно, Высоцкого поют очень многие, и здесь очень важно найти убедительную интонацию и даже мотивацию. Неизменно подспудно возникают вопросы: а зачем ты это сделал? Насколько ты соответствуешь его не просто артистическому, а именно человеческому калибру? Насколько ты четко понял, что "cнег без грязи, как долгая жизнь без вранья"? И что чем эта жизнь дольше, тем труднее этому завету следовать.

Иллюстрация: Петр Скляр

– Ваш альбом, пожалуй, первая значительная и интересная с музыкальной точки зрения отечественная работа со времен работы Высоцкого с оркестром п/у Георгия Гараняна. Чем был продиктован ваш подход к аранжировкам?

– У меня не было идеи сделать лучше-хуже или даже совсем не так, как это уже было кем-то сделано. Единственное, что я понимал четко, – я буду работать вместе со своей группой "Ва-Банкъ" и это будет проект с полноценным бэндом и при участии моих любимых музыкантов, с которыми я в последние годы сотрудничаю в студии. Все они – мои друзья по жизни, которые делают то, что мне нравится. Это Николай Девлет-Кильдеев ("Моральный Кодекс"), Михаил Клягин (группа Евгения Маргулиса), Алексей Плюснин, Антон Хабибулин, Абелардо Альфонсо Лопес, Сергей Летов, Максим Пиганов. Скажем, мне очень давно хотелось посотрудничать с питерским музыкантом мультиинструменталистом и авангардистом Алексеем Плюсниным и наконец-то получилось. У меня было стихотворение Владимира Семеновича "Гроза", на которое я наткнулся совершенно случайно и сразу понял, что оно отлично ложится в финал альбома, но при этом не знал, как оно будет звучать без музыки. Алексей принял эту идею и сделал музыкальный файл, который лег в основу этого стихотворения, которое прочитал Никита Высоцкий.

Я был готов к этим песням, прокручивал в голове. Возьмем песню "В куски разлетелася корона", которую я до записей Мустафиди не слышал. Мне показалось, что, для того чтобы лучше донести текст, ее можно разрядить, сделать более медленной. В могучих песнях "Вы в огне и на море", "Гимн морю и горам", которые я тоже открыл для себя после прослушивания сборника, понимание того, как их делать, рождалось не сразу. На подготовительном этапе мы с моим другом и музыкантом "Ва-Банка" Александром Белоносовым сидели и придумывали звучание, а потом обсуждали – кого из музыкантов стоит пригласить, кроме участников группы. После этого оставалось только все свести воедино.

Фото: Мария Святская/предоставлено пресс-службой артиста

– Тем не менее, имея многолетний опыт прослушивания и изучения песен Высоцкого, вы наверняка подсознательно руководствовались каким-то общим принципом?

– Мне кажется, я старался почувствовать, как самому Высоцкому было бы приятно и здорово их услышать. Многие из его песен вообще не широко известны, и конечно, он как их творец видел, насколько они могли бы быть круче донесены до слушателя, если бы были сделаны оркестром. Какие-то из них стали доступны благодаря выходу в 1981 году пластинки с оркестровками Гараняна, но это были песни, которые прошли худсоветы, которые звучали на концертах Высоцкого, и не все из них выигрышны для работы, связанной с оркестром.

Так что песни, за которые мы взялись, были слишком мощны для того, чтобы их исполнять просто под гитару, и до того, чтобы сделать их с оркестром, дело не дошло по вышеуказанным причинам. Может быть, мы восстановили определенную историческую справедливость, и так это могло бы прозвучать в исполнении рок-бэнда, если бы таковой существовал рядом с Высоцким при его жизни.

– Название альбома определенным образом должно перенести слушателя к вашему диптиху "Песни моряков", вышедшему несколько лет назад?

– Это получилось не специально. Когда уже песни были все отобраны, то я увидел, что я, сам того изначально не желая, выбрал довольно много песен, связанных с морем. Так получилось, что для Высоцкого эта тема оказалась очень важна и через море он выходил на самые главные для него вопросы. Морские темы позволяли говорить о самых серьезных вещах, которые его волновали всю жизнь. Скажем, песня "Белое безмолвие" – это по большому счету расширенная и углубленная в метафизику тематика, начатая в песне "Я не люблю". Только в "Я не люблю" это сказано как бы простым и доступным языком, а в "Белом безмолвии" это же самое уведено в метафизику и выведено как жизненная парадигма, олицетворяющая достойную с точки зрения Высоцкого жизнь. Поэтому именно этой песней и открывается альбом.

– Ваш предыдущий альбом "Ястреб" – жесткий, четко обозначающий вашу социальную позицию. Можно ли предположить, что выбор песни "В куски разлетелася корона" – это определенный кивок в сторону "Ястреба"?

– Эта песня меня совершенно поразила, и она может быть легко прочитанной именно в контексте событий, которые так потрясли и разделили наше общество в 2014 году. Высоцкий что, в общем, понятно, учитывая масштаб этого поэта, здесь прорывается как пророк, пускай и создавал он это стихотворение совершенно на другую тему и о другом событии, и для меня это было двойным открытием.

Фото: Мария Святская. Предоставлено пресс-службой артиста

– В нескольких песнях звучат голоса Дмитрия Харатьяна, Екатерины Гусевой, Маши Макаровой из группы "Маша и Медведи". Почему вы привлекли их для работы над альбомом?

– Когда слушаешь песни Высоцкого, у тебя же свои ассоциативные ряды, ты мыслишь категориями своей сложившейся жизни – иначе их постичь и спеть невозможно. С Димой мы в последние годы много общаемся и, неоднократно пересекаясь на творческих различных полях, поняли, что есть какие-то моменты, которые для нас одинаково важны. Именно его искреннее исполнение меня подкупило, после чего я и предложил ему исполнить песню "Давно смолкли залпы орудий".

Когда мы с Сашей Белоносовым работали над "Гимном морю и горам", мы поняли, что нам нужны две стихии: стихия воды нам нужна и стихия земли. Любая из стихий – женщина, и это единственный момент в альбоме, где появляются эти два женских голоса. Там же главная закольцованность идеи – "служение стихиям не терпит суеты, к двум полюсам ведет меридиан". И вот эти две стихии у нас олицетворяют Маша Макарова и Катя Гусева.

– Возвращаясь к началу разговора: тщательно погрузившись в исходный материал, много работая над ним и получив достойный результат, можете ли вы сейчас найти объяснение гения Владимира Высоцкого, удивительной актуальности его стихов и песен?

– Для себя могу объяснить только промыслом Божьим. Думаю, что Высоцкий как большой поэт, которому однажды открылись непознанные каналы, все чувствовал особым образом. А вот почему у человека появляется этот жизненно необходимый для всех нас канал-источник? Вот это вопрос, на который нет ответа, и нам остается просто жить в ауре этого присутствия. Когда человек такого масштаба уходит, мы понимаем, что на его место не придет никто.

Высоцкому было предназначено появиться в определенный период истории, чтобы показать, всей стране и тем, кто его любил, и тем, кто нет, что нам в его лице было дано провидение. Высоцкий – фигура, воплотившая в себе все самые главные мысли, чаяния. Вряд ли мы с вами назовем кого-то, кого можно поставить рядом с масштабом и глубиной его личности. Конечно, можно сетовать на ранний уход Высоцкого, но если посмотреть на оставленное нам его творческое наследие, то, пожалуй, грех жаловаться.

Алексей Певчев

Подпишитесь на нашу рассылку

Материалы по тегам

Яндекс.Метрика