Москва 24

13 марта, 2015

Прокурор метрополитена: "В метро введен многоуровневый контроль безопасности"

Поделиться в социальных сетях:

Фото: Прокуратура московского метрополитена

Уголовное дело, заведенное после аварии на Арбатско-Покровской линии в метро прошлом году, будет передано в суд уже в марте. После случившегося в подземке был введен многоуровневый контроль за безопасностью, а частота проверок и количество инспекторов было увеличено. Прокурор Московского метрополитена Александр Рыбак в интервью М24.ru рассказал, как в метро обеспечивается безопасность поездок и антитеррористическая защита, зачем видеонаблюдение отслеживает у турникетов "зайцев" и на что чаще всего жалуются пассажиры.

- Александр Михайлович, расскажите, чем занимается прокуратура московского метрополитена? Зачем нужно было выделять отдельный ревизионный орган? Ведь у автобусов, например, своей прокуратуры нет.

- Мы осуществляем надзор за работой метрополитена. То, что для этого в системе прокуратуры было создано специализированное ведомство, подчеркивает важность метро как ключевого вида транспорта в Москве. В первую очередь прокуратура контролирует уровень безопасности перевозок пассажиров. Мы следим за соблюдением антитеррористического законодательства, поддержанием общественного порядка, а также координируем работу правоохранительных органов по профилактике, пресечению и раскрываемости правонарушений и преступлений. Кроме того, мы контролируем работу Управления внутренних дел на Московском метрополитене, где трудится около 6 тысяч человек. Это целая армия людей, которая обеспечивает безопасность Московского метрополитена.

После прошлогодней катастрофы в метро был введен многоуровневый контроль за безопасностью


- Раз зашел разговор о безопасности в метро, я не могу не вспомнить катастрофу, которая произошла прошлым летом на Арбатско-Покровской линии. Тогда между станциями "Славянский бульвар" и "Парк Победы" сошли с рельсов несколько головных вагонов и врезались в стену тоннеля. Погибли 24 человека, еще 271 получили травмы. Что изменилось после июльской катастрофы в работе по контролю за метро – как на уже существующих, так и на строящихся станциях?

- Мы надзираем только за теми объектами, которые уже введены в эксплуатацию и работают. Пока новые станции строятся, они находятся в оперативном обслуживании территориальных правоохранительных органов. Как только они переходят в эксплуатацию ГУП “Московский метрополитен”, мы проводим на них надзорные мероприятия совместно с контролирующими органами. После аварии было проведено полное обследование всех систем жизнеобеспечения метрополитена. Все службы, которые входят в его состав – электромеханическая, служба тоннельных сооружений, подвижного состава и другие – были полностью проверены.

Никаких существенных нарушений и сбоев в движении, тем более, катастроф, слава Богу, больше не произошло. Это говорит о том, что система работоспособна и поддерживается в необходимом состоянии. Если бы система метро "трещала по швам", то за полгода нарушения бы не удалось бы устранить, и такие случаи могли повториться.

Причины катастрофы все-таки относятся к человеческому фактору. Были люди, которые знали о том, что рельсовая стрелка была не соединена должным образом специальной металлической пластиной. Они сделали временные скрутки из металлической проволоки и легкомысленно рассчитывали, что и так постоит… В марте дело по аварии должно быть направлено в суд. Фемида решит, обоснованно ли предъявлено обвинение и кто за это должен отвечать.

Авария на Арбатско-Покровской линии метро


- В августе прошлого года Генпрокуратура проверила работу прокуратуры Московского метрополитена. По ее результатам прокурор Москвы объявил вам выговор по поводу недостатка контроля за деятельностью метро. Как изменилась после трагедии система контроля в подземке?

- Да, после случившегося был введен многоуровневый контроль. Если раньше за проверку конкретного участка в метро отвечал старший мастер, бригадир и начальник смены, то сейчас, помимо них, мониторинг проводят начальники дистанций и подразделений. Рабочие проверяют участки ежесуточно. Когда заканчивается движение поездов, в метро наступает период, когда все службы проверяют работу всех систем, мониторят рельсы, пути, подвижной состав, системы пожаротушения и так далее. Руководители дистанций и подразделений сами выработали определенный режим проверок. Мониторинг системы работы метро стал проводиться чаще.

У самоубийц нет особых предпочтений по станциям метрополитена


- В последние несколько лет в метро часто происходили сбои. Какова статистика? В чем основные причины сбоев?

- В 2011 году было зафиксировано 70 сбоев, в 2012 году – 71 сбой, в 2013 году – 57, в 2014 году – 47. Сбои происходили из-за того, что многие системы требовали замены. Например, старые кабели периодически загорались. Сейчас их меняют на современные кабели, которые должны быть негорючими и не выделять дыма. Замена происходит планово, а на провода устанавливаются датчики автоматического контроля, которые сообщат диспетчерам, если с кабелями что-то не в порядке.

Большое количество сбоев происходит из-за самоубийц, которые бросаются под поезда. Когда человек бросается по поезд, шансов выжить у него практически нет, наступает его смерть, вызывается следственно-оперативная группа. Ясно, что в это время поезда не ездят. Предотвратить суицид в метро крайне сложно. Ведь не поставишь полицию вдоль каждой платформы, а человек может броситься под поезд в любом месте. Многие станции, кроме того, являются памятниками истории и архитектуры, имеют соответствующий статус и любые изменения в их внешнем облике недопустимы.

- Есть станции, где самоубийства происходят чаще всего?

- Мы выяснили, что нет. Обычно по одному случаю происходит на одной станции, где-то два. Каких-то особых предпочтений по станциям метрополитена у самоубийц нет.

Сайты "зацеперов" могут приравнять к пропагандирующим суицид


- В метро создается система интеллектуального видеонаблюдения. Подскажите, для чего она будет использоваться?

- Будет сформирована картотека пассажиров-безбилетников и лиц, ранее совершивших преступления на территории Московского метрополитена. На входе видеокамера будет идентифицировать человека, который ранее совершал правонарушения в метро, затем оператору метрополитена будет поступать сигнал. Дальше сама система будет отслеживать перемещения этого пассажира по подземке: где он зашел, где вышел, как он идет по платформе. В случае необходимости оператор может моментально передать на станцию дежурным полицейским информацию о "зайце" по телефону. Тогда стражи порядка уделят этому человеку на станции особое внимание.

- Видеоаналитика будет обеспечивать антитеррористическую защиту?

- Видеоаналитика будет отслеживать бесхозные вещи на станциях. Если зашел пассажир с портфелем, сумкой, тележкой и оставил свой багаж более, чем на 20 секунд без внимания, а сам отошел - то система даст тревожный сигнал. Может, там находится какое-то взрывное устройство. Место, где стоит бесхозный предмет, будет оцеплено. Приедут взрывотехники с собакой, которая обследует объект на наличие в нем взрывчатых веществ.

Видеоаналитика будут отслеживать бесхозные вещи на станциях


- Но последние теракты в метро совершили террористки-смертницы.

- Все уже, наверное, заметили, что при входах на каждую станцию монтируют рамки. Они будут выявлять взрывчатые вещества, огнестрельное оружие, холодное оружие, металл. На каждом проходном пункте будет работать представитель службы безопасности метро, сотрудник УВД на Московском метрополитене. Если выяснится, что у человека есть с собой предметы, которые представляют опасность, стражи порядка проведут досмотр.

Пассажиры с кардиостимуляторами, вшитыми в организм, освобождаются от прохода через рамки при входе в метро


- Служба безопасности московского метрополитена утвердила временный список предметов, которые пассажиры не могут проносить в метро. Когда будет утвержден постоянный перечень запрещенных предметов?

- Над этим работает антитеррористическая комиссия города Москвы. Перечень этих предметов не определен, но уже точно известно, что будет запрещено проносить оружие, взрывчатые вещества, наркотики. После того, как список будет утвержден, на каждом пункте прохода в метро установят информационные щиты. Люди должны знать, что можно проносить в метро, а что нет. Кстати, предусмотрено, что пассажиры, имеющие кардиостимуляторы, вшитые в организм, освобождаются от прохода через рамки. Это необходимо, чтобы не вредить их здоровью. Но они должны иметь при себе медицинскую справку. Об этом тоже будет указано в объявлениях.

- Прокуратура метрополитена имеет доступ к системе видеонаблюдения?

- Доступ будет иметь только полиция и метрополитен. Мы имеем право запрашивать эту информацию при необходимости.

- Вы проводили проверку тендеров, которые разыгрывал метрополитен. В конце прошлого года вы сообщали, что более 80% конкурсов были признаны несостоявшимися. В чем причины?

- Мы действительно обнаружили много нарушений при проведении тендеров. Сейчас мы проводим процессуальную проверку в порядке, установленном законом. Затем мы дадим по всем фактам нарушений юридическую оценку.

- Можете ли вы что-то сделать, чтобы в будущем предотвратить количество нарушений при проведении тендеров?

- Мы хотим изменить положение о закупках для нужд ГУП "Московский метрополитен". Сейчас, если конкурс не состоялся, то заказчик имеет право выбирать по собственному усмотрению единственного поставщика. В этой ситуации есть большие возможности для злоупотреблений. Мы работаем над тем, чтобы были внесены изменения в это положение о закупках. Его нужно дополнить новыми пунктами, которые бы не допускали ситуации, когда лица, которые определяют победителя конкурса, самопроизвольно бы выбирали победителя. Даже, если конкурс не состоялся, то должны быть четкие критерии, по которым выбирается подрядчик. Разрабатывать эти критерии будет сам ГУП «Московский метрополитен», а мы проверим эти критерии на соответствие антикоррупционному закону.

Мы также считаем неправомерным, когда в условиях конкурса стоят завышенные требования к компаниями-участникам. Например, что оборот организации должен быть не меньше 1 миллиарда рублей в год. Но если работы выполняются на значительно меньшую сумму, это требование неправомерно и дискриминирует права других компаний. Или бывают случаи, когда к конкурсу допускаются только те организации, которые имели уже опыт работы в метро. Но в самом техническом задании речь идет об общестроительных работах, а не специфических. Это также необоснованно ограничивает права других участников.

Пассажиры метро жалуются на хамское отношение к ним полицейских и контролеров


- А частные компании, которые занимаются в метро клинингом, вы проверяете?

- Да, в год мы выявляем около сотни нарушений. В основном они связаны с миграционным законом. У кого-то из уборщиков нет разрешения на работу, а у кого-то оно истекло.

- Прокуратура принимает жалобы от пассажиров. Чем москвичи чаще всего недовольны?

- Чаще всего жалуются на некорректность поведения либо полицейских, либо сотрудников ГКУ "Организатор перевозок", которые проверяют законность прохода в метро у турникетов. Пассажиры отмечают хамское отношение к ним, вызывающее поведение. Даже были обращения на физические ограничения их действий – когда пассажиров хватали за руки или не давали пройти.

Мы передаем эти жалобы руководству ГКУ "Организатор перевозок", а также сами проводим служебные проверки, запрашиваем информацию с видеокамер, которые стоят в местах, где произошел конфликт. Если жалобы на физическое насилие подтверждаются, то направляем материалы в Следственный комитет на метрополитене. Следователи проводят процессуальные проверки и выносят постановления: либо о возбуждении уголовного дела, либо об отказе. Но в целом жалоб немного. В год к нам приходит порядка 20-30 подобных сообщений.

Беседовала Анастасия Мальцева

Сюжеты: Метро 2020 , Взгляды , Интервью: Город , Как работает власть , Все, что нужно знать о московском метро

Поделиться в социальных сетях:

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

Следите за новостями:

Больше не показывать
Яндекс.Метрика