Новости

Новости

28 декабря 2017, 00:02

Культура

Президент гильдии киноведов России – об итогах года, якутском кино и "Титанике"

Президент Гильдии киноведов и кинокритиков России Кирилл Разлогов рассказал порталу Москва 24, почему 2017 год можно считать успешным для российского кино, вспомнил, как "Титаник" спас отечественный кинопрокат, и объяснил, почему стоит обратить внимание на региональных режиссеров. В Международный день кино, 28 декабря, подводим итоги вместе.

Фото: портал Москва 24/Юлия Иванко

О парадоксах


Я думаю, что этот год был парадоксальным. Больше всего это касается задач, которые были поставлены перед киноиндустрией. Была задача повысить посещаемость отечественного кино. Она действительно повысилась, не столь резко, сколько нам хотелось, но все же на 22% от общего числа кассовых сборов.

Есть существенное "однако": главные деньги в этом плане дала картина, которая сделана совместно с американской компанией Walt Disney − практически первая полноценная голливудская картина на русском языке, с русскими актерами, с русской сказочной тематикой − фильм "Последний богатырь" режиссера Дмитрия Дьяченко. И это первый шаг к тому, что отечественное кино, как и кино многих стран, будет опираться на технические и финансовые возможности тех людей, против которых мы так активно боремся.

Главный парадокс в том, что, выделяя деньги на кинопроизводство, государство не очень отдает себе отчет, чего оно хочет от кинематографистов. Ведь требуют сегодня двух вещей − чтобы фильмы, которые финансировали, были окупаемыми и по возможности деньги были возвратными, и требуют, чтобы увеличилась общая доля доходов от проката на российские фильмы. Но это по сути взаимоисключающие задачи.

Кадр из фильма "Титаник". Реж. Джеймс Кэмерон, сцен. Джеймс Кэмерон

О том, как "Титаник" спас кинопрокат

Очень я люблю вспоминать в связи с этим одну историю. Недавно отмечали двадцатую годовщину фильма "Титаник". Мы же совсем забыли о том, что это та картина, которая спасла отечественный кинопрокат. Показ "Титаника" в Калининграде по инициативе режиссера в благодарность за то, что наши ученые помогли организовать подводные съемки, был знаковым, а затем этот фильм стал общенациональной сенсацией. И с этого момента пригласить девушку в кино перестало быть позором. После этого открылся ряд современных кинозалов, и началось возрождение отечественного кино.

Мы же до сих пор мечтаем, как бы нам сузить платформу для зарубежных фильмов и отдать больше отечественным. И если бы мы тогда убили "Титаник", а сейчас "Последнего богатыря", то с отечественным кино дела бы шли еще хуже.

О спросе на якутские фильмы


Мы сейчас наблюдаем подъем регионального кино. Одним из художественных событий года было то, что якутское кино стало феноменом мировой фестивальной культуры: их программа была показана в Берлине и на одном из крупнейших азиатских фестивалей в Пусане. Якутское кино − одна из немногих региональных школ, которая полностью себя окупает, так что, если мы хотим, чтобы наши фильмы окупались, нужно брать пример с якутов: они делают очень дешевые картины, которые пользуются популярностью у своей аудитории.

Кадр из фильма "Бабушка легкого поведения". Реж. Марюс Вайсберг, сцен. Саид Давдиев, Евгений Шелякин, Марюс Вайсберг, Александр Ревва

У нас тоже была такая картина, которой мы в какой-то мере хвалились, − "Бабушка легкого поведения", низкобюджетная, легкая комедия, которая очень хорошо окупилась, правда ни на йоту не подвинув общие доходы от российских фильмов в кинопрокате. Повышают прокат крупнобюджетные фильмы. Но они априори окупиться не могут − только лишь на международном рынке и то при условии, что они будут показаны хотя бы в половине мира.

Поэтому, когда говорят, что "вот Никита Михалков сделал "Утомленные солнцем – 2", столько денег потратил, а так мало денег принес" или "вот "Викинг" − масштабная постановочная картина, семь лет делали и четверть бюджета только вернули обратно", зато и "Викинг", и картины Михалкова увеличили общую долю российского кино в российском прокате. Так что сначала нужно определиться с целями: если хотите, чтобы фильмы окупались, это один алгоритм, а если хотите, чтобы увеличилась общая доля проката российского кино, − совершенно другой.

Кадр из фильма "Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов". Реж. Александр Хант, сцен. Алексей Бородачёв

О ярких дебютах


Для меня главной сенсацией в этом году была картина "Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов" Александра Ханта. Это его режиссерский дебют, и, признаюсь, меня он удивил. В фильме есть сильная актерская игра и, главное, смесь разных интонаций в широком диапазоне − от философского эссе на тему взаимоотношений между поколениями до стиля речи главных героев в духе радио "Шансон". Для меня это был многообещающий дебют.

О "Нелюбви" и "Тесноте"

Если смотреть по кассовым сборам, то у нас показатель в этом году значительно выше, чем в прошлом. Но здесь результаты зависят от одной-двух высококассовых картин. В этом году это "Последний богатырь".

Второй показатель киногода − количество фестивальных успехов. С этой точки зрения необходимо выделить картину Андрея Звягинцева "Нелюбовь" и возникновение такого феномена, как киноискусство Кабардино-Балкарии. Я говорю о фильме Кантемира Балагова "Теснота", который попал на Каннский фестиваль и стал крупной сенсацией. Не стоит забывать и про "Софичку" режиссера Киры Коваленко. Как я уже говорил, удивило всех и якутское кино.

Кадр из фильма "Аритмия". Реж. Борис Хлебников, сцен. Наталия Мещанинова, Борис Хлебников

Были картины, которые попали в международное фестивальное сообщество. Прежде всего это, конечно, "Нелюбовь". Я считаю, что Звягинцев − самый фестивальный режиссер современного кинематографа, он обладает всеми качествами, необходимыми для мирового коммерческого успеха.

У нас в стране таким фестивальным чемпионом стала "Аритмия" Бориса Хлебникова, которая собрала почти все премии в России и даже несколько премий за рубежом.

Так что, подытоживая, считаю, что это был хороший год. Именно хороший, потому что ничего фантастического не произошло. Если вдруг "Нелюбовь" войдет в номинацию на "Оскар", это будет очень хороший год.

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика