Фото: facebook.com/Госоркестр-России-имени-Е-Ф-Светланова
Темп жизни современного человека неразрывно связан с динамично меняющимися тенденциями во многих сферах. Духовную жизнь общества никто не отменял, и стремление к потреблению духовных ценностей вполне созвучно эпохе. Кругозор, начитанность, аналитическое мышление – эти и многие другие качества того же порядка нынче в цене. Осведомленность в классической музыке может сказать о собеседнике больше, чем его размышления на политические темы. Но не каждому открывается этот сложный, эмоциональный мир, где в звуках зашифрованы самые разные чувства и мысли о природе человека, его душе. Как и с каких произведений начать слушать классическую музыку? Ответ пытается сформулировать журналист m24.ru Юлия Чечикова, а помогают ей в этом современные композиторы, оперные певцы, солисты, знакомые лица филармонической сцены.
Существует несколько основных "якорей", помогающих неподготовленному человеку открыть для себя сферу классической музыки, зацепиться за ее плодородный грунт. Информированность потенциального зрителя, по идее должна побудить его отложить повседневные дела и отправиться на встречу с чем-то прекрасным, меняющим сознание, заставляющим с замиранием сердца переживать легкий бег мурашек по телу. Будь то концерт фортепианной музыки, semi-stage опера, эстетская симфоническая программа или выступление кого-то из когорты мировых звезд-солистов.
Якорь №1 – обстановка
Первый вопрос, которым задаются и зрители, и критики – что из себя будет представлять мероприятие? Любой концерт можно решить так, что переживания от него сохранятся в памяти на долгие годы. Необычная атмосфера притягивает публику, заинтересованную в получении новых впечатлений. Вспомнить хотя бы "Зимний путь", продирижированный Теодором Курентзисом во мраке Большого зала консерватории, или прошлогоднего "Прометея" Орфа, срежиссированного Игорем Яцко (проект, инициированный дирижером Владимиром Юровским в рамках фестиваля "Другое пространство").
Мистериальный формат привлекателен сам по себе – публика чувствует себя причастной к чему-то энигматическому, сакральному, а потому важному. Оформленная театральность помогает ориентироваться неопытному зрителю в пространстве даже незнакомой, даже очень сложной для восприятия музыки. Эти лабораторные эксперименты помогают отойти от "фрачного" концерта и сделать шаг в сторону музыкального театра.
Формат может быть и совсем иного характера. К примеру, в столице Великобритании Оркестр эпохи Просвещения с успехом проводил полуночные встречи в неформальной, клубной обстановке (с ди-джейским сетом!), где можно было послушать, к примеру, произведения Листа или малеровскую Totenfeier (этот проект тоже связан с именем Владимира Юровского). В Москве, увы, классика пока не идет по такому пути в народ, но преданно ждет, когда до нее дорастут.
[html][/html]
Видео: youtube / пользователь: 巨禮音樂行銷企劃
Якорь №2 – персона
Один из самых сильных "якорей" – личность человека на сцене. Возникающая между музыкантом и зрителем химия, конечно, имеет разную степень воздействия. Для одних пережитый на концерте совместный восторг заканчивается с последним сыгранным звуком и шумом аплодисментов. Обмен впечатлениями с друзьями угасает в гардеробе, и за этим не следует никаких действий, а по идее зритель должен воодушевиться на дальнейшие самостоятельные изыскания и домашние прослушивания. Для других опыт присутствия на живом исполнении – только упавшее в землю зерно, способное прорасти и дать совершенно неожиданные творческие плоды. Редкий поклонник не мечтает дотянуться до интеллектуального уровня своего кумира, и такое регулярное общение в рамках концертов рождает непрекращающийся импульс, горение, настоящую страсть – к пониманию музыки, к расширению горизонтов своего слушательского опыта, к свободе от рамок. Такой ценитель уже не будет терзать себя выбором, как ему продуктивнее провести время досуга – для него это очевидные вещи, связанные с духовным ростом. Конечно, этот пример напрямую связан и с чертами характера меломана – с неосознанным подражанием, которое становится для него фактором интенсивного развития. Воспитать или привить это невозможно.
M24 рекомендует обратить внимание на следующие имена на афишах:
Владимир Юровский, худрук Госоркестра имени Е.Ф.Светланова. Амплуа – проповедник в музыке. Просветитель, эстет, интеллектуал, эрудит, перфекционист.
Филипп Чижевский, московский дирижер, основатель ансамбля Questa Musica. Его конек – интерпретации партитур современных композиторов.
Василий Петренко возглавляет два европейских оркестра и является главным приглашенным дирижером Михайловского театра, один из любимчиков английской публики.
Теодор Курентзис, худрук Пермского театра оперы и балета. Амплуа – философ-мистик. Если верить одному из его ранних интервью, его миссия заключается в спасении классической музыки.
Василий Петренко. Фото: http://imgartists.com/
Якорь №3 – программа
Деятельная любовь с первого взгляда между слушателем и классической музыкой происходит не часто, особенно если человек регулярно не соприкасается с ее специфической средой. Конечно, первое на что невольно обращаешь внимание – программа. Любой действующий пианист не покривит душой, если скажет, что, к примеру, Второй и Третий концерты Рахманинова исполняются в разы чаще, чем Первый и Четвертый.
Огромное количество музыки годами не попадает на афиши, но и число обывателей, никогда не слушавших от начала до конца Первый концерт для фортепиано с оркестром Чайковского, сокращается незначительно, поэтому вводить мораторий на его исполнение тоже радикальная мера. И все же публика (подчас это завсегдатаи топовых театров) проявляет активность по отношению к мероприятиям классической музыки. Быть в теме теперь модно, и нельзя не согласиться с мнением героини одного из популярнейших британских сериалов, что "мозговитость теперь сексуальна". Ощутив острое желание приобщиться к классике, новичок какое-то время чувствует себя потерянным в музыкальных эпохах и гигабайтах исполнений. Ориентиры необходимы. Согласитесь, что совет особо ценен, если он получен от человека авторитетного.
Рекомендации, собранные m24.ru, конечно, субъективны, и рассчитаны на читателей с разным опытом, разным культурным уровнем и даже характером. Кто-то будет последователен, выберет "Щелкунчика", а кто-то, возможно, рискнет и уделит время сочинению Чарлза Айвза.
Солист Большого театра и "Новой оперы" Василий Ладюк
П.И. Чайковский. "Евгений Онегин"
"Если мы говорим про оперу, то тут ничего изобретать не нужно. Для первого знакомства лучше всего подойдут шедевры, совпадающие с литературной классикой: из русской музыки – это, конечно, "Евгений Онегин" и "Пиковая дама" Чайковского. В зарубежной музыке я бы отдал бескомпромиссное первое место вердиевской "Травиате". Что касается балета, то тут вне конкуренции "Щелкунчик" и "Лебединое озеро". В симфонической музыке нельзя пройти мимо Симфонии №40 Моцарта, Концерта №2 для фортепиано с оркестром Рахманинова, Концерта №1 для фортепиано с оркестром Чайковского".
[html][/html]
Видео: youTube / пользователь: bluice01's channel
Композитор Антон Сафронов
И.С. Бах. Концерт для клавира с оркестром d-moll
"Не очень люблю придумывать топ-списки, потому что восприятие музыки – вещь личная. Очень трудно найти образ среднестатистического начинающего, и очень трудно остановиться на чем-то определенном из огромного моря музыки. Произведения, которые принято считать стартовыми для музыкального просвещения, часто бывают навязаны существующими стандартами потребления, и одним ограничиться тоже невозможно. Тем не менее, я бы посоветовал Баха – ре-минорный клавирный концерт: здесь сакральный драматизм приобретает мощную энергию движения, доходящую почти до идиом рок-музыки.
Для тех, кто не знает, что такое Моцарт (предположим, что найдутся такие!), начинать, наверное, лучше с "Маленькой ночной серенады" и Симфонии №40, а если этот этап уже освоен, то можно попробовать и "Волшебную флейту": в этом произведении прекрасно сходятся возвышенное и детское начала (для тех, кому помогает картинка, очень рекомендую легендарную бергмановскую экранизацию).
Шуберта лучше начинать слушать с фортепианных экспромтов и музыкальных моментов. Если говорить о его камерной музыке, то следует обратить внимание на квартет a-moll (самое меланхоличное и насквозь песенное сочинение), а если о симфоническом наследии, можно попробовать включить в записи финал (!) Большой симфонии №9.
От "Половецких плясок" из "Князя Игоря" Бородина можно смело переходить к "Весне священной" Стравинского, а после нее можно вообще очень многое!
Далее я бы хотел назвать "Картинки с выставки" Мусоргского. Это не просто музыкальные иллюстрации, а еще и музыка, развивающая свою внутреннюю энергетическую основу. Нельзя обойти стороной "Лунный свет" Дебюсси из Бергамасской сюиты – это для начала, а потом можно попробовать Ноктюрны для оркестра, особенно первую пьесу – "Облака" (эта музыка завораживает постоянным странствием между очень простыми музыкальными мыслями, которые непрерывно видоизменяются и расцветают).
Про "Весну священную" Стравинского я уже говорил, но начинать все же лучше с "Петрушки": это первое в мире "минималистическое" сочинение с постоянно сменяющимися и перекрашивающимися звуковыми полями, обогащенными театральными образами. Далее назову "Скарамуш" Мийо, наверное, самое жизнерадостное сочинение из когда-либо написанных.
Ну и на закуску сюита из "Болта" Шостаковича (она лучше всего вводит в мир музыкального гротеска). Для более "продвинутых" рекомендую сразу же "Нос".
Закончу свой список одним из лучших лирических сочинений в истории музыки – Адажио Самюэля Барбера".
[html][/html]
Видео: youTube / пользователь: MrPalika123
Пианистка Екатерина Мечетина
С. Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром №2
"Я бы посоветовала Второй концерт Рахманинова. Это самая любимая моя музыка. Конечно, каждый услышит в ней свое, а для меня в ней живет невероятная концентрация любви и восторга, нежности и мощи. Это сочинение способно сопровождать самые счастливые мгновения, равно как и помогать справиться с жизненными трудностями".
[html][/html]
Видео: youTube / пользователь: Classical Vault 2
Скрипач Никита Борисоглебский
П.И. Чайковский. "Ромео и Джульетта"
"Я верю, что для первого впечатления наиболее важна именно эмоциональная составляющая. Все-таки эмоция предшествует анализу, логике, и воздействует на непосвященного слушателя быстрее и непосредственнее. Все музыкальное наследие Чайковского и "Ромео и Джульетта" в частности очень романтичны. А популярность музыкального сюжета позволяет выстраивать параллели и в литературной плоскости, что только усиливает эффект от прослушивания. Также на руку идет и компактность этого произведения, которое легко освоить новичку. А по поводу ее знаменитой темы любви замечательно сказал еще Генрих Нейгауз, которому было "за эту тему не жаль и жизнь отдать".
[html][/html]
Видео: youTube / пользователь: RNOtv
Композитор Илья Демуцкий
И.С. Бах. Месса h-moll
"Известный французский архитектор Ле Корбюзье как-то сказал: "Архитектура и музыка – сестры. И та, и другая создают пропорции во времени и в пространстве... Обеим присущи материальное и духовное начала: в музыке мы находим архитектуру, в архитектуре – музыку". Отождествление музыки Иоганна Себастьяна Баха с величественной готической архитектурой – уже забитый штамп. Но штамп этот, впрочем, совершенно точный. Я абсолютно убежден, что если бы соборы Шартра, Кельна, Страсбурга однажды вдруг зазвучали, мы бы услышали хоровые строки из си-минорной мессы Баха. Я не буду вдаваться в рассуждения о новаторстве, о философии, о золотом сечении и прочих тонкостях этого шедевра. Слушателю не следуют заниматься анализом. По крайней мере, при первом прослушивании. Скажу лишь, что даже неопытный слушатель найдет здесь сбалансированную духовную пищу из двух основных образных миров баховской музыки (да и музыки вообще!): от мира скорби и страданий до мира света и радости, торжества и ликования. Все это приправлено тонкими пряностями и подано с терпким вином. Кстати, кулинария – это тоже музыка. Не знаю, был ли Бах гурманом, но то, что он любил вкусно поесть – факт известный. Поэтому, если меня спросят, какое блюдо этого загадочного региона под названием "классическая музыка" стоит отведать, чтобы наверняка ощутить всю его (региона) специфику, я бы посоветовал си-минорную мессу Иоганна Себастьяна Баха".
[html][/html]
Видео: youTube / пользователь: Reinhold Göbel
Солистка Ковент-Гарден София Фомина
П.И. Чайковский. "Щелкунчик"
"Как и в изучении иностранного языка, новичку стоит начать с доступных вещей – "Щелкунчика" Чайковского или "Пети и волка" Прокофьева, "Богемы" Пуччини или "Травиаты" Верди, "Кармен-сюиты" Щедрина. Это произведения емкие и легкие для понимания. На мой взгляд, идеальное начало связано с тематизмом. Например, когда слушаешь "В пещере горного короля" Грига, воображение помогает тебе. Фантазия, следуя за мыслью композитора, дорисовывает картину целиком".
[html][/html]
Видео: youTube / пользователь: AVROTROS Klassiek
Композитор Ольга Бочихина
Густав Малер. Симфония №8 (первое из списка)
"Я немного опасаюсь таких перечислений, так как они способствуют узости, а не широте вкусов, и согласна с мыслью Иосифа Бродского, что выбор – всегда ограничение, защита от полноты предлагаемого природой. Образование, как и любые топ-листы, к сожалению, это поддерживает. Нужно выбрать одно, в то время как цель – множество. Поэтому, мой выбор очень условен и затрагивает лишь один тип композиций и музыкального мышления, для меня, безусловно, важный, но далеко не единственный.
Я бы с осторожностью назвала следующие произведения: Восьмая симфония Густава Малера, "Поэма экстаза" Скрябина, "Мазурка" a-moll Шопена, "Послеполуденный отдых фавна" Дебюсси, "Весна священная" Стравинского, Концерт для фортепиано с оркестром Бартока, "Атмосферы" Лигети, "Страсти по Матфею" Баха, Турангалила-симфония Мессиана, вокальные циклы Мусоргского, "Метастазис" Яниса Ксенакиса. И это далеко не все…
Почему они? Думаю, что этот список может сформировать определенные мировоззренческие ориентиры, равно как и чувствительность к разным музыкальным языкам (но она лучше обретается через малые формы). Многие из этих сочинений объединяет дикий драйв, суггестивная сила. Это стихийная, вулканическая музыка, взрывающая породу, многие сочинения – как "бульдозеры" в мире музыки, прокладывающие дорогу. Все это образные полотна, за которыми ощущается масштаб, весомость, сила и даже власть, они очень осязаемые, тяжелые (в смысле Льюиса, по мысли которого настоящая реальность физически тяжелая, где лист растения как каменный нож). В них рассуждения, касающиеся человеческого существования, жизни и смерти, и композиторы как бы проводят ремодуляцию мира в симфоническом масштабе. Это краткая история мира в 15–20 минутах. И такую музыку нужно слушать много-много раз, чтобы понять, как менялся мир, и чтобы самому меняться одновременно с этой музыкой".
[html][/html]
Видео: youTube / пользователь: Canal de Josep489
Солистка Большого театра Екатерина Щербаченко
Антонио Вивальди. "Времена года"
"Я бы назвала "Времена года" Вивальди, оперу "Дидона и Эней" Генри Перселла, отдельные произведения Баха, "Мелодию" из оперы "Орфей" Глюка. Все это музыка, которая потрясает своей красотой даже неподготовленную душу! Или же это может быть что-то очень актуальное, принадлежащее к современной академической сфере – например, опера "Астероид 62" Дмитрия Курляндского, причем лучше ее смотреть в полноценной постановке, чтобы оказаться заинтригованным, и удивиться тому, какой разной и непредсказуемой бывает классическая музыка".
[html][/html]
Видео: youTube / пользователь: ClassicalMusicTVHD
Композитор Дмитрий Курляндский
Клаудио Монтеверди. "Lamento della Ninfa" из сборника Madrigali Guerrieri et Amorosi
"Если бы такое произведение существовало, все бы давно оказались "в классике", и композиторам пришлось бы придумывать какое-нибудь менее людное пространство. Мое предложение – послушать себя, в тишине, в пустой комнате хотя бы минут тридцать. Или же первое, что в голову приходит – "Lamento della Ninfa" Монтеверди в исполнении Emma Kirkby".
[html][/html]
Видео: youTube / пользователь: civileso
Композитор Сергей Невский
Чарлз Айвз. "Вопрос, оставшийся без ответа"
"Музыка – абстрактное искусство, заставляющее нас переживать структуру как выражение эмоций. Любая хорошая музыка одновременно заставляет нас сопереживать ей и дистанцироваться от этого сопереживания, мы одновременно слышим непосредственно происходящее и место этого происходящего в общем движении, слышим форму. Едва ли есть сочинение, в котором этот тип переживания искусства может быть дан более наглядно, чем в "Вопросе, оставшемся без ответа" – вещи, где есть три слоя с тремя независимыми друг от друга сюжетами, которые вместе образуют удивительно красивое и гармоничное целое. Мы переживаем красоту и сложность одновременно, и так музыка помогает нам принять красоту и сложность мира и бытия. "Вопрос" Айвза мне кажется одним из лучших произведений музыкальной истории, в каком-то смысле он стал моделью для всего моего творчества".
[html][/html]
Видео: youTube / пользователь: Classical Music11
Виолончелист Рустам Комачков
Густав Малер. Адажиетто из Симфонии №5. Вторая часть из Концерта для фортепиано с оркестром Рахманинова
"Эти два произведения, написанные на рубеже XX века, явили новую огранку чувств композиторов. Их объяснение в любви, заложенное в этой музыке, любви, наполненной смыслом будущей жизни – вот то, что будет прочувствовано всеми, кто прикоснется к волшебным звукам этих творений, и не оставит равнодушным как начинающего, так и уже искушенного слушателя".
[html][/html]
Видео: youTube / пользователь: De musica et pictura
Композитор Александра Филоненко
И.С. Бах. "Страсти по Иоанну"
"Мне очень сложно выделить среди многих великих музыкальных творений только одно, единственное. Но одним важным спутником, проводником, по моему мнению, являются "Страсти по Иоанну" Баха. Это сочинение я по-настоящему открыла уже в зрелом возрасте, несмотря на тот факт, что изучала его в студенческие годы. Неповторимость "Страстей" в том, что они во всех аспектах актуальны и современны: с точки зрения драмы, филигранности форм, вокализации (работы с голосом), завершенности музыкальной и режиссерско-драматической мысли.
Самое парадоксальное – несмотря на то, что это духовное сочинение, предназначенное для исполнения в церкви на Страстной неделе, это абсолютно земная, невероятно эмоциональная, горящая мыслью музыка, и она имеет право звучать не только в храмах. Пятнадцать лет назад я видела замечательное решение, где "Страсти" были поставлены как театральное действо, с музыкой, танцем (в манере Саши Вальц), и это было просто прекрасно. В заключение могу сказать – как минимум раз в жизни нужно прожить это произведение".
[html][/html]
Видео: youTube / пользователь: 2013brb87
Композитор Алексей Сюмак
Лучано Берио. Sinfonia для восьми голосов и оркестра
"В истории музыки, как и в истории искусства в целом, существует ряд произведений, которые в силу самых разных причин становились переломным моментом в развитии культуры. Зачастую это идея, которая смело и революционно обрывает преемственную связь с прошлым, и, тем не менее, всегда оказывается его генетическим продолжением, заглядывая в будущее, угадывая и даже предсказывая его. Силой и яркостью своего дарования человек может создать настолько мощное по своей художественной ценности произведение, и оно неизбежно становится культурно-исторической вехой, создает ситуацию, при которой больше нельзя не творить по-новому. Гениям, виртуозно владеющим техникой предыдущих мастеров, удается созидать удивительные по силе и масштабу произведения искусства, в которых сплетается воедино прошлое, настоящее и будущее.
Sinfonia (для восьми голосов и оркестра, 1968-1969) Лучано Берио – одно из таких произведений, когда слушатель испытывает на себе эффект "короткого замыкания" (особенно в отношении Скерцо). Цитаты в несколько слоев наплывают друг на друга, нанизываясь на Скерцо из Второй симфонии Густава Малера. Весь материал соткан из множества цитат – от Баха, Берлиоза, Брамса, Дебюсси, Шенберга, Р.Штрауса, Берга, Хиндемита и вплоть до Штокхаузена, Пуссера и самоцитат. Фрагментарность, документализм и, вместе с тем, иллюзорность, мозаичность музыкальной ткани управляется непредсказуемостью потока мыслей в джойсовском русле. В наши дни, спустя почти пятьдесят лет после ее написания, она удивительно точно передает сам тип современного образа мышления ("Постмодернисткая чувствительность"), проявляя себя в видении мира хаосом, лишенным причинно-следственных связей и даже ценностных ориентиров".
[html][/html]
Видео: youTube / пользователь: Wellesz Opus