Новости

Новости

18 апреля 2017, 10:30

Культура

Культурное наследие вокруг нас: международный день памятников в Москве

18 апреля – Международный день памятников и исторических мест. Его начали отмечать в 1984 году с целью призвать общество к сохранению всемирного культурного наследия. Москва богата различными памятниками. Чтобы их сохранить, в столице проводят реставрации, выявляются новые объекты культурного наследия, охраняемые государством. О столичных памятниках культурного наследия, которые неизвестны широкому кругу, но представляют особый интерес, читайте в материале сетевого издания m24.ru.

Что такое "объект культурного наследия"?

К культурному наследию относят объекты, ценные с точки зрения истории, археологии, архитектуры, искусства. Эти объекты отражают эпоху и рассказывают о зарождении и развитии культуры.

    Закон выделяет три понятия объектов:
  • объект, обладающий признаками объекта культурного наследия;
  • выявленный объект культурного наследия;
  • объект культурного наследия.


Для учета памятников в России существует Единый государственный реестр. Любой может оставить заявку на включение в него объекта, который претендует на историческую ценность. Тогда он сможет пополнить список выявленных объектов культурного наследия.

После получения заявки проходит экспертиза. По ее итогам решается, станет памятник объектом культурного наследия или нет.

Особняк Динга

Фото: ТАСС/Анастасия Диева

Иоганн-Леонард Динг – гамбургский предприниматель, один из первых, кто начал изготавливать макароны в России. Сейчас его фабрика известна под названием "Экстра М". Особняк возвели в качестве административного здания для принадлежавших Дингу фабрик.

Здание в стиле модерн построили в 1902 году по проекту архитектора Александра Михайловича Калмыкова, который стал автором здания фабрики "Красный Октябрь".

После начала Первой мировой войны Динг эмигрировал: в обществе царили антигерманские настроения. Свое дело и этот особняк он продал предпринимателю Николаю Бландову. Однако из-за революции тот тоже вынужден был бросить предприятие.

Усадьба Цигеля

В конце XIX века территорией владел потомственный почетный гражданин Москвы Гавриил Матвеевич Корнилов. После него хозяйкой стала жена дерматовенеролога, композитора и собирателя песенного фольклора Алексея Павловича Аристова.

Позже землю купил купец по фамилии Цигель. Дачу в стиле неоклассицизма строили с 1915 по 1917 год по проекту архитектора Самуила Айзиковича.

Революция не могла не повлиять на судьбу усадьбы. После национализации в этом доме находились детский туберкулезный санаторий, затем творческое объединение "Видеофильм" со студией звукозаписи.

Некоторые считали, что в этом доме жила Надежда Филаретовна фон-Мекк, дружившая с Петром Ильичом Чайковским. Кроме того, ходили слухи о том, что это дача Лаврентия Берии. Но эти сведения не нашли подтверждения.

Сейчас здание находится на реконструкции.

Усадьба Троекурово

Фото: um.mos.ru

Усадьба находится в западной части столицы на берегу реки Сетунь. Названо здание, как и село рядом с ним, в честь князя боярина Бориса Ивановича Троекурова.

Первые свидетельства о селе датируются 1572 годом, упоминания о нем можно встретить даже в завещании Ивана Грозного.

В конце XVII – начале XVIII века здесь появился первый каменный православный храм Николая Чудотворца, который сохранился по сей день.

Название усадьбы осталось прежним и после смены владельцев в середине XVIII века. Сначала оно перешло к генералу-аншефу Никите Федоровичу Соковнину – участнику суда над фаворитом императрицы Анны Иоанновны Эрнстом Иоганном Бироном.

Через некоторое время усадьба попадает к графу Сергею Владимировичу Салтыкову. Именно при нем открылся большой парк с искусственными прудами, построили храмовую колокольню, а через речку перебросили каменный мост.

Потом владельцем усадьбы стал создатель Черноморского военного флота Григорий Александрович Потемкин-Таврический. Через десять лет имение перешло сенатору Александру Николаевичу Зубову. У него было пятеро детей, в том числе Платон, последний фаворит Екатерины II, и генерал-майор Николай, ставший соучастником убийства императора Павла I.

Зубовы владели имением до середины XIX века. От них усадьба перешла писателю Ивану Ивановичу Лажечникову. В конце века дачу посещал будущий поэт, тогда еще гимназист Максимилиан Волошин.

В XX веке пришла национализация. На территории усадьбы основали кожевенный завод, а в селе стали жить рабочие. Вскоре там появился колхоз. Дом разобрали уже в 70-е годы XX века, но о былом все еще напоминает церковь.

Ее здание, построенное по проекту неизвестного скульптора, выполнено в стиле московского барокко. Тогда это считалось оригинальным решением. Некоторые исследователи относят часть деталей храма к голландской архитектуре, набравшей популярность в России в эпоху Петра.


Гостиница "Советская"

Фото: ТАСС/Борис Кавашкин

История здания началась еще в XIX веке. Тогда в Петровском парке открылся филиал популярного в богемной среде ресторана "Яр" на Кузнецком мосту. Заведение получило название в честь своего владельца – француза Транкия Яра.

Изначально филиал был деревянным одноэтажным зданием. В 1896 году его купил бывший официант Алексей Акимович Судаков, он поручил архитектору Адольфу Эрихсону построить новое здание в стиле модерн.

Гостями ресторана тогда были Савва Морозов, Антон Павлович Чехов, Максим Горький, Александр Куприн, Федор Шаляпин, Константин Бальмонт и другие известные личности.

Заведение было в том числе центром цыганской музыки, а неподалеку от него возникло цыганское поселение.

После революции "Яр" закрыли. Позднее там располагались кинотеатр, спортзал, госпиталь, кинотехникум, ВГИК. Затем здание перестроили под клуб, в период Великой Отечественной войны там размещался клуб ВВС.

После войны его переделали в стиле сталинского ампира. Появился также новый корпус, где расположились гостиничные номера. В одном из них проживал сын вождя Василий Сталин, в честь которого теперь называются апартаменты № 301.

Фото: ТАСС/Александр Зеликов (отель в наши дни)

В 60-е годы часть помещений выделили под цыганский театр "Ромэн", который действует и поныне.

В 90-х ресторану при гостинице вернули прежнее название, а в здании частично восстановили интерьер прошлых веков – это одна из визитных карточек места.

Дача Левенсона

Это дом, принадлежавший Александру Александровичу Левенсону – московскому книгоиздателю. Именно в его типографии появился первый сборник рассказов Чехова – "Сказки Мельпомены". Кроме того, у него печатались первые книги Марины Цветаевой – "Вечерний альбом" и "Волшебный фонарь".

Находится дача в поселке Чоботы района Ново-Переделкино. Место выбрано живописное: возвышенность, кругом зелень, внизу течет Сетунь.

Дом построили в 1900 году по проекту архитектора Федора Осиповича Шехтеля, который был также автором столичного Ярославского вокзала, здания Московского художественного театра в Камергерском переулке, кинотеатра "Художественный" на Арбатской площади и множества других проектов. Здание в неорусском стиле стало одной из немногих сохранившихся деревянных построек Шехтеля.

В советское время дачу превратили в коммуналку. После перестройки дом отреставрировали, благодаря чему его можно увидеть в нынешнем облике.

Станция "Канатчиково"

Здания станции построили в начале XX века по проектам Александра Никаноровича Померанцева – архитектора ГУМа.

Вокзал – двухэтажное построение с полуколоннами, арочными окнами и карнизами. На входе можно увидеть изображения львиных голов. С прошлого века также сохранилась табличка с указанием высоты станции над уровнем моря.

Раньше в самом вокзале находились три больших зала разных классов, сильно отличавшихся друг от друга: если в первом стояли мягкие диваны, то в третьем сесть было некуда.

Старинные фонари на станции кажутся неприметными: такие есть во многих местах. Однако на других станциях в качестве фонарей использовались опоры для навесов, и лишь на этой фонари настоящие.

Кроме вокзала здесь есть полуказарма и жилые дома – некогда служебные квартиры для железнодорожников.

Особняк Симоно

Фото: портал мэра и правительства Москвы

Это здание на Шаболовке стало объектом культурного наследия совсем недавно. Оно принадлежало предпринимателю французского происхождения Гектору Францевичу Симоно.

Все началось в 30-х годах XIX века. Тогда в районе Шаболовки появились первые фабричные корпуса – это сохранившиеся сейчас дома № 26, строение 2 и № 28 на улице Академика Петровского. Среди них есть даже не перестраивавшееся здание – это строение 3 корпуса № 28.

Территорию арендовал француз Петр Осипович Гужон, занимавшийся в России шелкоткацким производством. Фабрика на Шаболовке стала самым большим его предприятием.

Затем она по наследству досталась сыну – Юлию Петровичу. Он известен тем, что был пайщиком Товарищества шелковой мануфактуры и Товарищества Московского металлургического завода (сейчас это завод "Серп и молот").

Кроме того, Юлий Петрович одним из первых получил водительские права в России: они были привязаны к единственному автомобилю.

Жизнь Гужона оборвалась трагически: в Крыму его убили солдаты Белой армии. Но еще до этого он продал фабрику на Шаболовке другому французу – Гектору Францевичу Симоно. При нем шелкоткацкая фабрика стала одним из крупнейших столичных производств.

В 1898 году на территории фабрики появился двухэтажный особняк, выполненный в традициях эклектики с элементами модерна. Архитектором стал Роман Иванович Клейн – автор проектов Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина и ЦУМа. В построенном доме-тереме, ставшим впоследствии культурным наследием, и жил сам Симоно.

В перечне объектов культурного наследия и претендентов на это звание находится более 8000 тысяч памятников. Узнать, относится ли объект к наследию, можно на сайте правительства Москвы, введя данные о нем.
закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика