Новости

Новости

13 февраля 2018, 12:31

Культура

Хотелось плакать и просить, чтобы срочно нашли другую актрису: как снимали "Лед"

С самого детства Надя верила в чудеса. Она представляла себе, как выходит на лед под овации и танцует свой самый красивый танец. И вот благодаря вере и упорству Надя становится знаменитой фигуристкой. Но, когда ее мечты о громких победах, красивой жизни и прекрасном принце уже, кажется, готовы исполниться, судьба преподносит ей настоящее испытание. И чтобы его пройти, нужно будет снова, как в детстве, поверить в мечту, ведь, может быть, победа не всегда должна быть громкой, а прекрасный принц необязательно передвигается на белом коне...

"Лед" − история о поиске себя, сложном пути к успеху, сильном характере, трудном выборе и, конечно, о любви.

С чего все началось?

Идея фильма появилась еще в 2012 году. Правда, с тех пор она претерпела немало изменений. "Когда мы первый раз встретились, речь шла о совершенно другом кино", − рассказывает автор сценария Олег Маловичко. И по его словам, потом родилась идея не просто красивой доброй истории, а мрачной, как сказка братьев Гримм, со злой мачехой, брошенной сиротой, которая убегает из дома, чтобы встретить призрака своей матери.

Главная героиня картины Надя − фигуристка, которая грезит о больших победах и медалях. А именно фигурное катание было выбрано потому, что это очень подходило к идее фильма. "Мы хотели рассказать историю девочки, которая, исполняя мечту погибшей матери, находит себя через препятствия и преграды. И лед оказался очень хорошей метафорой, очень интересной площадкой, на которой все это можно разыграть, − объясняет Маловичко. − Нет ничего равного фигурному катанию, особенно парному, потому что здесь сплавлены и спорт, и музыка, и эротизм, и мужское и женское начала".

Кадр из фильма "Лед". Реж. Олег Трофим, сцен. Андрей Золотарев, Олег Маловичко. ВОДОРОД, Art Pictures Studio, телеканал "Россия 1", при поддержке Фонда кино

Главным консультантом картины выступила Елена Масленникова, тренер по фигурному катанию и хореограф, которая работает вместе с Ильей Авербухом. "Елена не только консультировала, но и сама ставила номера, сама тренировала наших актеров, привлекала лучших дублеров. Она настоящий профессионал, − рассказывает продюсер Александр Андрющенко. − При этом мы снимали кино художественное. И Елена это понимала, равно как и то, что ее репутация может слегка пострадать. Но она помогла нам внести в фильм специальные, не совсем правдоподобные ходы, которые нужны для истории, а не для спортивной документальной драмы. И она отлично справилась с этой художественной правдой".

Аглая Тарасова (Надежда Лапшина): "Последний раз я стояла на коньках лет в пять. У меня вообще со спортом отношения на "вы" складывались. Но изначально, когда я пришла на тренировку, у меня была уверенность, что сейчас я легко прыгну тройной тулуп, просто объясните мне как. А уже к концу первой недели мне хотелось плакать, бежать к продюсерам и говорить, чтобы они срочно, пока не поздно, искали другую актрису, пока я все не испортила.

Было страшно, с непривычки болели ноги в коньках. Падений я не сильно боялась, но очень хотелось сделать все самостоятельно, и приходилось бороться с самой собой, понять и принять, что это невозможно. Тренером у меня была Катя Гербольд. Она же была моим дублером в фильме. Мы с ней занимались несколько месяцев. Катя мне очень помогла. В итоге я не научилась ни прыгать, ни делать какие-то невероятные кручения, но стала спокойно себя чувствовать на коньках: научилась ехать быстро, ехать назад, даже выполнять какие-то несложные элементы. И должна сказать, что, когда у тебя начинает получаться то, на что ты никогда не рассчитывал, это прекрасные ощущения".

Режиссером картины выступил дебютант в большом кино, но имеющий богатый опыт в съемках видеоклипов Олег Трофим. "Биография Олега Трофима похожа на мою: в свое время он тоже снимал много музыкального видео. В кино у него дебют. Но это и интересно, потому что дебютная энергия − всегда совершенно другая", − отмечает продюсер Федор Бондарчук.

По словам самого Трофима, он думал о музыкальном кино уже давно и на тот момент уже занимался съемками музыкального видео, учился режиссуре в институте, что-то пробовал, но не решался писать сценарий или как-то готовиться − понимал, что для такой сложной формы нужно еще расти и расти, набираться опыта. "Вот еще лет семь я так и ходил вокруг да около, − смеется, − взрослел. В середине 2015-го Михаил Врубель и Александр Андрющенко и предложили мне сценарий. Для меня это был долгожданный дебютный проект в кино − первый фильм, но тот факт, что сценарий был написан с расчетом именно на музыкальную форму, конечно, сильно меня напугал. Я все еще считал, что не готов взяться за такой ответственный проект. Но ребята, кажется, верили в меня сильнее, чем я сам. Они сказали: "Мы тебя поддержим". И поддержали, за что я им очень благодарен. Кино случилось, случилась магия".

Кадр из фильма "Лед". Реж. Олег Трофим, сцен. Андрей Золотарев, Олег Маловичко. ВОДОРОД, Art Pictures Studio, телеканал "Россия 1", при поддержке Фонда кино

Поиски Нади Лапшиной

После того как сценарий был почти готов, режиссер найден, начался кастинг, который затянулся на долгие месяцы и продолжался почти до начала съемок. В целом на главные роли было отсмотрено до 500 претендентов.

"Кастинг шел долго, потому что главное для нашей героини − спорт. Ее мечта − это спорт. И дело тут не в сложностях в съемочном процессе, где главные артисты должны кататься на коньках. Дело в том, что профессиональные спортсмены − другие, не такие, как все. У них мотивация другая, юность другая, все другое, − говорит Федор Бондарчук. − Я все время вспоминаю историю из детства. Когда я шел в школу, и не сказать, чтобы торопился, Илзе и Андрис Лиепа уже возвращались с репетиции в Большом. А когда я шел из школы, они уже шли на очередную репетицию. Мы − почти ровесники. Но они − другие. У них характер другой, стремления, воля. И вот эту черту характера, присущую героям нашего фильма, мы и искали в глазах артистов, а вовсе не умение стоять на коньках".

Продюсер Михаил Врубель признается, что Аглаю (Тарасову. — Прим. ред.) искали долго. На роль главной героини рассматривали кандидатуры разных актрис, но все они чем-то не подходили. "А когда вдруг появилась Аглая, это было как гром среди ясного неба, − вспоминает он. − Когда мы ее утвердили, мы и понятия не имели, чья она дочь. Мы знали Аглаю как актрису, которая нам очень понравилась на пробах. А потом, когда выяснилось, что Ксения Раппопорт − ее мама, мы подумали, что снять их вместе будет правильно, логично, даже несмотря на то, что в кадре они друг с другом не встречаются".

Аглая Тарасова (Надежда Лапшина): Инвалидность моей героини была одна из самых больших для меня тем для переживаний, очень болезненная. Страшно представить, что чувствуют люди, которые действительно в реальной жизни сталкиваются с такими проблемами. Страшно их как-то обидеть, где-то соврать. И продюсеры Михаил Врубель и Александр Андрющенко нашли девушку, ее зовут Татьяна, которая лет 16 назад получила такую же травму, как моя героиня. Я к ней ездила, провела с ней целый день. Она показывала мне, как живет, как разминается, что чувствует. Она парализована ниже пояса. И она рассказывала, что иногда чувствует какой-то холод, колики в ногах или, наоборот, горячо становится. Делилась со мной какими-то тонкостями, которых мы не знаем, и дай бог нам их никогда не почувствовать и не понять.

Я очень старалась передать ее физику, понимая, что если у человека ноги не ходят, то главными становятся руки. А чтобы мне было проще входить в этот образ, в те дни, когда мы снимали Надю в коляске, Олег Трофим сажал меня в инвалидное кресло и я весь день с него не вставала. Он возил меня везде, например брал на руки и заносил на грим, а я сидела, не шевелясь. Я весь день старалась проживать так, будто я, как и моя героиня, не могу ходить, а не так − сыграла сцену в инвалидном кресле, встала с него и пошла за кофе.

Милоша Биковича утвердили сразу после проб, при этом тренера Шаталину, по словам Олега Трофима, "рожали" долго. Но, когда возникла идея пригласить Марию Аронову, ни у кого не возникло никаких сомнений: все сразу поняли − это она. "И традиционно у нас в фильм вошли наши "талисманы" − Ян Цапник и Ксения Лаврова-Глинка. По ним даже обсуждений не было", − добавляет Александр Андрющенко. "Все артисты − это наша команда, наши талисманы. Ян Цапник, Ксения Раппопорт, Милош Бикович, Мария Аронова − великая русская актриса... Это все наши артисты. И так радостно наблюдать, что вокруг студии организуется свой микрокосмос", − признается Федор Бондарчук.

Кадр из фильма "Лед". Реж. Олег Трофим, сцен. Андрей Золотарев, Олег Маловичко. ВОДОРОД, Art Pictures Studio, телеканал "Россия 1", при поддержке Фонда кино

А вот с Александром Петровым связана интересная история: он появился внезапно, буквально из ниоткуда, когда до начала съемок оставались считаные дни, говорит режиссер. "Я даже понятия не имел, насколько он популярен. Но на пробах Петров просто, как звезда, взорвался, и персонаж Саши именно в его лице, в его руках обрел какую-то особенную уникальную фактуру", − добавляет Трофим.

Стечением обстоятельств оказалось и утверждение юной актрисы Дианы Енакаевой на роль Нади в детстве, на которую, к слову, тоже был большой кастинг. "Диана не фигуристка, это юная актриса. Но уже профессиональная, − рассказывает Александр Андрющенко. − Она еще не так много где появлялась, это ее первая большая роль. Но я думаю, скоро мы ее увидим". Дублерша Дианы тоже покорила всю съемочную площадку. "Для своего возраста она делала какие-то невероятные вещи на льду. Работала очень усердно, без каких-либо поблажек для себя: падала, вставала, снова падала и снова вставала. Она большой молодец!" − признается Олег Трофим.

Мария Аронова (Ирина Шаталина): Она [моя героиня] ни на кого из реальных людей не похожа. И мы сознательно на это шли, чтобы никого не обидеть. Мы придумали одинокую женщину, не очень женственную, довольно сдержанную. Но при этом она ходит на каблуках, как на коньках. И чтобы каким-то образом пояснить, что она не просто голословная тетка, которая ничего сама не умеет, родилась идея показать, как она садится на шпагат. К тому же мне это дается запросто, так устроены мои мышцы. Так мы показали ее спортивную подготовку, показали, что, несмотря на все свои каблуки, несмотря на то, что всегда стоит за бортиком и не выходит на лед, она еще на многое способна сама.

Конечно, дублеры были у всех актеров, однако перед исполнителями главных ролей стояла задача научиться уверенно кататься на коньках. "Да, они все тренировались, и довольно долго под руководством Елены Масленниковой и ее подручных. Но, конечно, мы использовали дублеров, так как нам важнее было показать красоту катания и достоверность, чем катающихся актеров", − поясняет Михаил Врубель.

Кадр из фильма "Лед". Реж. Олег Трофим, сцен. Андрей Золотарев, Олег Маловичко. ВОДОРОД, Art Pictures Studio, телеканал "Россия1", при поддержке Фонда кино

Голос Байкала

Съемки фильма проходили в Москве и Сочи на различных ледовых аренах. Но самыми знаковыми, самыми красивыми, самыми запоминающимися для всей съемочной группы оказались сцены, которые были сняты в Иркутске, на Байкале.

"На Байкале снять некрасиво просто невозможно, − вспоминает художник-постановщик Жанна Пахомова. − Для сцен, где герои катаются на коньках на естественном льду, мы специально выбирали особенные места, где лед не занесен снегом, где ветер весь снег сдувает, поэтому там было довольно скользко. А еще, так как дело шло к весне, лед на озере поднимался с большим грохотом, похожим на пушечные выстрелы. Но мы были в безопасности, так как с нами постоянно дежурили сотрудники МЧС. Они нас оберегали, грели нас, палатки для нас ставили. Это было очень приятно. Поэтому мы были спокойны".

Александр Петров (Саша Горин): Мне кажется, что пазл из людей, которые работали над фильмом, совпал настолько идеально, что получилось очень достойное кино. Есть в нем что-то чудесное, притом что ощущение этого чуда появилось уже после окончания съемок и постпродакшна. Так что теперь я твердо уверен, что кино удалось.

Правда, по словам Александра Андрющенко, несмотря то, что рядом были сотрудники МЧС и всем было известно, что толщина льда в этом конкретном месте выдержит любое количество людей, техники и грузовиков, у некоторых людей в съемочной группе были даже панические атаки.

Кадр из фильма "Лед". Реж. Олег Трофим, сцен. Андрей Золотарев, Олег Маловичко. ВОДОРОД, Art Pictures Studio, телеканал "Россия 1", при поддержке Фонда кино

"Да, выглядело все довольно опасно, − подхватывает Михаил Врубель. − Мы снимали в феврале-марте, температура воздуха порой доходила до нуля. Однажды мы даже видели машину, наполовину торчащую из-подо льда: вторая ее половина провалилась под лед. Ты успокаиваешь себя, что тебя это не коснется. Но, оказываясь на расстоянии 200−300 метров от берега, среди этого несмолкаемого треска, наступает некоторая нервозность".

Милош Бикович (Владимир Леонов): Тренировался много, часто. Честно, я удивлен, что у меня зубы все остались на месте. А если серьезно, это только выглядит легко. В этом и есть красота. Но кататься очень тяжело. Это очень мужественный спорт, он требует нечеловеческих усилий. Я упал во время тренировки всего один раз. Но, поверьте, этого достаточно. Все давалось с трудом. Как только подумал, что у меня что-то на льду стало получаться, тренер мне говорит: "А теперь давай с легкостью и улыбкой". А я нахожусь на грани жизни и смерти и чувствую, что один неправильный шаг − и буду целоваться со льдом.

Фильм выходит в прокат 14 февраля. Эта дата неслучайна: "Лед" прежде всего – волшебная история любви, полная юмора и эмоций. Она идеально подходит для просмотра в День всех влюбленных и по настроению, и как подарок любимому или любимой. Да и если вы еще не встретили свою любовь, но верите в нее – это кино для вас.

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика