18 сентября, 2013

Моментальное помутнение рассудка: первый концерт Pink Floyd в Москве

Поделиться в социальных сетях:

Pink Floyd. Фото: pink-floyd.ru

Концерт в "Олимпийском" в поддержку ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС и первое выступление Pink Floyd в Москве; дебютный Московский Международный Рок-Фестиваль в "Лужниках" и "Монстры рока" на Тушинском аэродроме – М24.ru вспоминает самые яркие концерты в истории города. Концерты, пропустить которые было невозможно и о которых еще годами говорили не только меломаны, но и большая часть жителей столицы.

Pink Floyd в Москве (A Momentary Lapse Of Reason Tour). 3-4 и 6-8 июня 1989 года

Организаторы: Госконцерт и Barrucci Leisure Enterprises Limited

Выступали: Pink Floyd без Роджера Уотерса


"Это как если бы инопланетяне высадились на Красной площади", - писал позднее один из очевидцев события. И действительно — на столах у администраторов дискотек по всей стране тогда еще лежал знаменитый список "зарубежных музыкальных ансамблей и исполнителей, в творчестве которых содержатся идейно и нравственно вредные произведения" , где "Пинки" значились под номером 44 с формулировкой "За извращение внешней политики СССР". Попасть под запрет их угораздило за строчку "Брежнев взял Афганистан" в песне Get Your Filthy Hands Off My Desert ("Убери свои грязные руки от моей пустыни/ от моего десерта") с последнего альбома, записанного при участии Роджера Уотерса. У комсомольских дружинников и гопнической молодежи с городских окраин, еще не называвшей себя "люберами", в ходу была поговорка "Тех, кто слушает "Пинк Флойд", — гнать поганою метлой". И тут внезапно на одной из главных концертных площадок Москвы, в "Олимпийском", да 5 дней подряд... однако Perestroyka, дорогие товарищи.

Самой группе также предстояло многое доказать себе и окружающим. Роджер Уотерс катапультировался в 1983 году, оставив после себя массу неразрешенных проблем, не только творческих, но и юридических. Судебный процесс 1987 года окончательно закрепил название Pink Floyd за Гилмором и Мэйсоном (Райт еще какое-то время пребывал в статусе "приглашенного музыканта"), но вопрос о том, сможет ли "Флойд без Уотерса, но с бэк-вокалистками" хотя бы соответствовать тому, что было раньше, все еще висел в воздухе. Дать ответ на него должно было мировое турне нового состава.

Если быть точным, то первый визит "Пинков" в СССР состоялся в 1988 году, когда Мэйсон и Райт приехали на космодром "Байконур" записать звук стартующей ракеты, чтобы затем использовать его на записях и концертах. На вопрос о выступлении в Москве музыканты в интервью ответили "может быть". Госконцерт решил подсуетиться и...

Впрочем, слово "подсуетиться" явно не отражает всей глубины организационной бездны, которая разверзлась перед дирекцией "Олимпийского" и Госконцертом. Пришлось срочно выписывать сотрудникам иностранные командировки, чтобы они смогли посетить концерты "флойдовского" турне в других странах и выяснить, как вообще все это должно выглядеть. В качестве партнеров была выбрана британская продюсерская фирма "Баруччи", агенты которой, в свою очередь, высадились в Москве и отправились на рекогносцировку в "Олимпийский". Проблем оказался не мешок, а целый воз, например, "танцующий" партер по советским регламентам для выступлений в крытых залах был запрещен, и срочно требовалось найти где-то несколько тысяч легких складных алюминиевых стульев. Не было перегородок для разделения арены на зоны для публики. Вдобавок исполкому Моссовета не понравился шумный прием группы в аэропорту, и депутаты "в лучших традициях" попробовали концерты на всякий случай запретить. К счастью, у них не получилось.

Первым в Москву прилетел наш самый большой в мире военно-транспортный самолет "Руслан", груженный 140 тоннами аппаратуры. За ним прибыли и сами Pink Floyd вместе со съемочной группой фильма Wish You Were Here in Moscow'1989 - название, которое Уотерсу не могло бы привидеться и в страшном сне. Стройбатовцы, свезенные из ближайших к Москве гарнизонов, уже начали монтаж конструкций для будущего шоу.

С билетами творилось черт-те что. В кассах "Олимпийского" купить их можно было только по предъявлению удостоверения ветерана Афганистана. В городских театральных кассах их можно было найти только случайно, и на самые плохие места на боковых трибунах под потолком. "Афганцы" сбывали свои билеты перекупщикам в буквальном смысле "не отходя от кассы", в результате чего в дни концерта цена на заветный клочок бумаги колебалась от 50 до 75 рублей (три студенческих стипендии, между прочим!).

У нынешних фотоблогеров есть такая мода — публиковать снимки улиц вокруг центральной московской мечети, которая находится как раз рядом с "Олимпийским", в дни крупных мусульманских праздников: все свободное пространство заполнено людьми, стоящими на коленях. В те дни эти же улицы и лужайки были заполнены лежащими прямо на земле хиппи.

"Картина была душераздирающей: группки хиппи из отдаленных регионов страны, после двухнедельной поездки автостопом из какого-нибудь Омска, собирали по карманам копейки, чтобы отправить одного человека из всей группы на концерт. А потом потрогать его — живого человека, который видел "Пинк Флойд", - писал очевидец.

Безбилетники просачивались через подвалы и грузовые лифты, упрашивали контролеров, вымаливали себе лишние билетики. Тем, кому удалось пробраться в зал за несколько часов до начала концерта, пришлось провести оставшееся время лежа на полу под сидениями, чтобы не заметила охрана. И так все пять дней.

А потом был концерт. Летала огромная надувная свинья из Animals, по потолку шарили лазеры, на круглый экран проецировался весь сумасшедший "флойдовский" видеоарт. И еще была музыка, сыгранная на звуке, которого никогда еще не слышали в СССР. В зале люди тихо сходили с ума от ощущения нереальности всего происходящего.

"Еще рядом с нами стоял человек лет пятидесяти в потертой джинсе и с седыми волосами ниже плеч. И с длинной седой бородой. Весь концерт он раскачивался из стороны в сторону и пел наизусть — все четыре часа. И по его щекам катились слезы. Я подумала тогда, что вот сейчас он выйдет оттуда и умрет. Потому что он всю свою жизнь ждал этого часа и не верил, что он настанет. И вот он пришел, и дальше жить незачем...", - писал очевидец.

Как результат, конечно же, этот концерт был далеко не первым выступлением в СССР супергруппы мирового уровня. До Pink Foyd "целину вспахали" и даже успели "засеять" Элтон Джон, Эми Стюарт, Uriah Heep, Status Quo, Билли Джоэл и прочие. Но запомнила Москва все-таки это самое "Моментальное помутнение рассудка".

Алексей Байков

Сюжеты: От чернобыльцев до Pink Floyd: культовые концерты Москвы , Городские байки Алексея Байкова

Поделиться в социальных сетях:

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

Следите за новостями:

Больше не показывать
Яндекс.Метрика