Новости

Новости

14 октября 2015, 15:53

Культура

Марш Мендельсона как неизбежность: какая музыка звучит для новобрачных

Фото: Сайт Оркестра Эпохи Просвещения oae.co.uk

"Свадебный марш" Мендельсона – серьезный конкурент мелодий, чаще остальных звучащих в мире. Произведение, фактически узаконенное брачными институтами во многих странах мира, стало одним из символов официального соединения двух любящих сердец. В записи или "живьем" "Свадебный марш" исполняется повсеместно, где брачующиеся пытаются зафиксировать свои отношения – в столицах и сельской местности, в воздухе и на вершинах гор (экстремальные свадьбы). Однако из-за стертости восприятия этой музыки мы не даем себе сделать малейшее усилие, чтобы погуглить – откуда взялся этот пресловутый марш и что еще написал Мендельсон. M24.ru продолжает рассказывать о музыке, звучащей вокруг нас, и которой мы не придаем значения.

"А это тебе, Мендельсон, супермен, на лечение. Может, к свадьбе оклемаешься"

Нужно отметить, что в целом опера воспринимается нами как жанр пессимистичный – хэппи-энды в разы уступают душераздирающим финалам: пуччиниевская Мими умирает, Виолетта из "Травиаты" постигает та же участь, Норма из одноименной оперы Беллини восходит на костер, Дидона из барочного шедевра Генри Перселла кончает жизнь самоубийством. Список оперных смертей бесконечен в своей вариативности. Свадебные церемонии тоже фигурируют в оперных полотнах, но представлены куда скоромнее – сцена шествия из второго действия "Лоэнгрина", о которой пойдет речь чуть позже, свадебный обряд из первого акта "Снегурочки", пиры из "Царской невесты". Но в большинстве своем позитивные события оперных либретто сходят к финалу на нет: застолье обращается сюжетными поминками.

Особняком стоят финалы опер буффа и искрометная "Свадьба Фигаро" с хорами Govani liete fiori spargete. Так или иначе, музыки, которая могла бы сопутствовать первым шагам в семейную жизнь, композиторами было создано предостаточно. Феликс Мендельсон, автор "Свадебного марша", оказался самым метким стрелком, попав в самое яблочко торжественной эстетики.

Фото: ТАСС/ Зураб Джавахадзе

Тень Шекспира

Среднестатистический брачующийся никогда не задумывался о том, что за спиной музыкантов, исполняющих "Свадебный марш" Мендельсона, стоит… Шекспир, и величайший из драматургов фигурирует в этом контексте как автор комедии "Сон в летнюю ночь", для которой Мендельсон написал музыку. В 17 лет композитор создал концертную увертюру, причем готовую партитуру держал в руках уже через месяц после начала работы. Первое исполнение состоялось в домашней обстановке – 19 ноября 1826 года. Мендельсон сыграл увертюру на фортепиано в четыре руки вместе со своей сестрой Фанни. Широкая публика услышала сочинение меньше чем через полгода после этого события – в Штеттине под управлением Карла Леве. Такова предыстория появления "Свадебного марша", визитной карточки Мендельсона.

В 1841 году прусский король Фридрих Вильгельм IV, покоренный музыкой к трагедии "Антигона", обратился к Мендельсону с предложением написать что-то аналогичное. Тот согласился. Спустя семнадцать лет после премьеры увертюры композитор, будучи уже человеком видным, уважаемым, со статусом руководителя концертов Королевской капеллы и хора, вернулся к своему юношескому произведению – добавил десять номеров, в числе которых был и четырехминутный "Свадебный марш".

Первое исполнение "Сна в летнюю ночь" Мендельсона состоялось 14 октября 1843 года в Потсдамском дворце. Заказчик отнесся к услышанному благосклонно, правда, бросил фразу: "Жаль, что ваша прелестная музыка даром растрачена на такую глупую пьесу".

"Свадебный марш" отделился от остальных номеров к спектаклю после того, как прозвучал на церемонии бракосочетания принцессы Виктории и кронпринца прусского Фридриха. Это произошло 25 января 1858 года.

Вагнер-язычник и католические предрассудки

Еще один растиражированный хит – "Свадебный хор" ("Treulich geführt") из первой сцены третьего действия "Лоэнгрина" Вагнера – постоянный саунд, сопровождающий церемонию бракосочетания в США и европейских странах. Конечно, Вагнер не был бы сам собой, если бы в финале молодую чету не разлучила смерть. Впрочем, все драматичнейшие события романтической истории о рыцарях Грааля остались за скобками, и о судьбах Эльзы Брабантской и Лоэнгрина современные женихи и невесты не вспоминают. Зато либретто хорошо помнят представители католической церкви, неоднозначно относящиеся к включению "Хора" в плейлист церемонии. До Первой мировой войны противников было предостаточно. Многие пасторы уличали мирян в стремлении смешать таинство брака с язычеством вагнеровских опер.

Римская католическая церковь вообще не использует "Хор", аргументируя свою позицию тем, что это музыкальное произведение, принадлежащее светской эстетике, и ему не место в свадебной процессии. Усугубляет ситуацию регулярное дублирование произведения в не самых выдающихся кинолентах, часто выставляющих брачные союзы не в самом лучшем свете. Так что если говорить о венчании, то традиционно жених и невеста выбирают для церемонии религиозные гимны.

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика