Новости

Новости

07 ноября 2013, 18:05

Культура

Noize MC об экспрессивной самоотдаче и психоделических трипах

Хип-хоп исполнитель Noize MC выпустил новый альбом. Пластинка “Неразбериха” повествует о безрадостных перспективах и наполнена не слишком жизнеутверждающими настроениями. Музыкант пообщался с корреспондентом сетевого издания M24.ru и рассказал о работе над новыми треками, фанатах из Ижевска, о том, как десять лет назад записывал музыку с помощью PlayStation и каким он хочет видеть будущее своих детей.

Noize MC. Фото: Алексей Махов

- "Мне от вас пессимистов тошно, все из-за нытья е…чего вашего", - пели вы в песне Yes Future! - а вот сейчас вышел пессимистичный альбом? Как так получилось?

- В песне Yes Future! оптимизм истерический и несколько безысходный. Альбом “Неразбериха”, конечно, мрачный, но безысходности в нем все-таки нет, в нем есть надежда. И надеяться на лучшее нужно, но это не значит, что проблем не существует, и о них не нужно говорить.

- Давайте пройдемся по песням из “Неразберихи”. Кому посвящен трек “Жирный черный пробел”? Или это собирательный образ?

- Не хотелось бы говорить о прототипах. Это трек, описывающий некую универсальную эмоцию. Более того, даже по тексту непонятно, обращен он к мужчине или к женщине. Это попытка дистиллировать эмоцию полной потери контакта. Неважно, какого контакта. В этом плане “Жирный черный пробел” близок к песне “Жвачка”, несмотря на то что это разные по настроению композиции. Главное, что непонятно, о каком именно человеке речь, и это неважно, потому что речь здесь об эмоции.

- Многие, например, воспринимают трек “Жвачка”, как композицию о девушке и разрыве отношений…

-Когда я работал над “Жвачкой”, я думал о своей маме. И мне стало очень интересно заниматься такими вещами. Кажется, у меня стало это получаться – подбирать некие универсальные формулы к эмоциям. Описывать эмоцию, а не рассказывать историю. Конечно, “Неразбериха” - это хип-хоп альбом, и много места в нем уделено атмосфере, историям, узнаваемым бытовым моментам. Хип-хоп – жанр очень бытовой, привязанный к сиюминутному контексту. Поэтому из подобного рода треков здесь, собственно, только “Жвачка” и “Жирный черный пробел”. Но в будущем, я думаю, подобные треки будут появляться еще.

- Расскажите о съемках видео “Жвачка”.

- Вся сюжетная линия с мальчиком была снята в Питере. И на один день режиссер Александр Маков и его команда приехали в Москву, чтобы снять нас на фоне разукрашенной стены, где мы все в краске. Был очень холодный день. Особенно досталось барабанщику Паше: можно видеть в клипе, какое у него “довольное” выражение лица. Он сидел больной, напившись таблеток от температуры.

Было очень холодно, и он был весь забрызган совсем не теплой краской. Плюс ко всему, там есть замечательный момент, когда ему как в клипе группы Scorpions наливают на рабочий барабан краску, и его задача была ударить палочкой несколько раз так, чтобы максимально все это расплескать. Когда Паша пытался отмыться, он стал похож на Шрэка.

- В сцене с вашим участием была настоящая краска, но ведь в клипе есть еще и графика?

- Где там графика разглядеть несложно. И у нас не было задачи сделать мегаграфику, потому что это видение ребенка. Это его психоделический трип. Ребенок по сюжету попадает в очень психоделическую ситуацию, но давайте обойдемся без спойлеров.

Noize MC. Фото: Алексей Махов

- Дети уже видели клип? Не ревнуют, что в видео снимается чужой мальчик?

-Нет, дети еще не успели посмотреть клип. У нас сейчас легкая YouTube-блокада. Они стали сильно нервничать из-за просмотренных мультфильмов. Старший сын Вася увлекается “Трансформерами”, а сюжетные линии почти всех мультфильмов, посвященных трансформерам, – это “успей расстрелять того, кто стреляет в тебя”. По этому поводу ребята нервничают, и сейчас у нас дома великий китайский файрвол. Поэтому клип я пока что не показывал, покажу попозже. Вообще дети смотрят клипы, и им нравятся наши видео.

- В песне “Безмозглая музыка” я услышала аллюзию на трек L’One “Все танцуют локтями”. Вы действительно намекали на отечественных рэп-исполнителей?

- Нет, вообще не думал об этом. На самом деле на трек “Безмозглая музыка” меня вдохновили Die Antwoord, это моя любимая современная группа. Когда я впервые ознакомился с их творчеством, это вызвало у меня какую-то похожую эмоцию, которую я попытался сформулировать с помощью песни “Безмозглая музыка”. Но когда я уже написал текст, меня вдохновил сценический образ ASAP Rocky. Он, мне кажется, практически герой этой песни (смеется).

- В 2003 году у вас был трек, посвященный “Касте”, под названием “Лица”. Там говорится о том, как вы встретились с Влади, и он не очень лестно отозвался о вашем творчестве. А в “Неразберихе” дуэт с Влади. Вы вспоминали эту историю, когда создавалась совместная песня “Нероссия”? Влади знает о ee существовании?

-Влади, знает, конечно. Эта ситуация была разобрана там же, в том же году. И мы с Кастой общаемся, пересекаемся все чаще и чаще. Познакомились в 2005 году, когда вместе выступали на “Урбании”.

- Как вы с Влади работали над песней “Нероссия”?

- У меня были гастроли по Прибалтике. Ехали из Вильнюса в Ригу, и по дороге я написал песню от начала до конца. Я только написал текст, и на следующий день в Риге после нашего клубного концерта мы решили поиграть на улице, как делали это раньше на Арбате. И там я впервые зачитал “Нероссию”.

Долгое время было два куплета, а потом мы с Влади переписывались и думали, какую нам сделать совместную композицию, а он как раз был на отдыхе со своей семьей в Испании. И я сказал: “Смотри, есть такая песня. Может быть, пока ты там, тебя эта тема как-то вдохновит, зацепит, и все получится”. В общем, так и вышло.

- Во многих песнях вы заявляете о том, что работать в офисе – не круто. Сами когда-нибудь зарабатывали чем-то, кроме музыки?

- Нет, никогда. Песня “На работе (Платят бабло)” – абсолютная правда. И история про барабанщика, который в костюме кенгуру пугал детей в "Рамсторе", – тоже.

На “На работе (Платят бабло)” обращена не то чтобы ко всем, кто работает в офисе. Все не могут прыгать по сцене, потому что никого тогда в зале не останется (смеется). Это песня именно о тех людях, которые не верили, что другой путь возможен, отказывали в этом не только самим себе, но почему-то и мне, хотя я их не просил давать свою оценку.

- Вы с Елкой давно знакомы, а как пришли к записи совместного трека?

- Песня “Нам не понять” была записана довольно давно, и даже в демо-варианте она звучала в российском сериале “Детка”. И эта песня как-то не была доведена до ума. Она звучала в сериале, сериал закончился, а песня осталась. Я случайно наткнулся на нее в плеере, когда большая часть альбома была сочинена. И понял, что ее можно круто сделать. Припев очень хорошо подходил для манеры пения Елки, и поэтому я предложил ей спеть вместе.

- У вас две версии альбома - одна с нецензурной лексикой, а вторая нет. Не обидно, что мат закрывают?

- Мат местами затерт очень креативно и интересно. В “Капитане Америка” это тоновые гудки. В песне “Не надо было” мат тоже очень круто затерт, мне самому дико понравилось, когда я эту версию услышал.

В общем, я спокойно это воспринимаю. Если бы меня вынудили создать только цензурную версию, было бы плохо. А так ты, например, идешь на радиостанцию и хочешь поставить какие-то песни... с предыдущими пластинками приходилось заранее подготавливать новые версии, а здесь изначально под любой поход на радио есть все готовое.

Noize MC. Фото: Алексей Махов

- Кстати, на альбоме “Розыгрыш” были очень лиричные композиции – “Мое море”, “Выдыхай”. Куда пропала лирика о любви?

- Такие песни не пропали. “Нам не понять” – лирика о любви. “Жвачку” многие трактуют, как песню о любви. Не самый лиричный альбом, спору нет. Но будут другие. Умоемся еще слезами, не волнуйтесь (смеется). Мы записываем новую пластинку, саундтрек к нашему фильму, и там этого будет побольше.

- Где вы привыкли писать тексты песен?

- Тексты на 99% создаются в заметках телефона. Например, в песне “Не надо было” есть прямая ссылка к этому обстоятельству.

- Кто первым слышит ваши композиции?

- Как правило, текст я читаю с телефона сам, то есть редко показываю песни в текстовом виде. А кто первый слышит? По-разному, иногда моя жена, иногда парни из группы, и, наверное, это более частый вариант. Нередко какие-то вещи рождаются прямо на гастролях, я пишу в пути – самолеты, автобусы, поезда. Кто оказывается рядом, тот обычно и слышит.

- Как вы воспринимаете критику близких людей?

- Внимательно. Пытаюсь увидеть в ней рациональное зерно. Но есть моменты, когда я четко знаю, что мне абсолютно все равно, кто что скажет, потому что я сам уверен, что это круто.

- Вы говорили в интервью, что не против того, чтобы ваши дети занимались музыкой…

- Почему я должен быть против этого? Это что-то постыдное? (смеется). Главное – я хочу видеть своих детей счастливыми, и чтобы в их жизни присутствовали какие-то базовые ценности, чтобы они были счастливы в отношениях, чтобы у них были настоящие друзья. Чтобы они жили не в ожидании звонка, завершающего рабочий день, а из каких-то других побуждений. Мне хочется каких-то очень простых человеческих вещей для них. И профессиональная конкретика здесь не при чем.

- А вы брали на концерты своих детей?

-Да-да, были. Давно ходят. На сцену не выходили, но рядом были, смотрели, стояли, слушали.

- Как записывается альбом, как вообще выглядит работа в студии?

- В студии больше всего нравится творческий процесс. Записать вокал – это во многом экзамен и испытание. Очень сложно освободиться от довлеющих мыслей, настроений и прочих факторов. Для меня это то, что нужно преодолеть.

Мне очень нравится, когда в студии процесс происходит спонтанно. Когда ты сочиняешь какую-то партию прямо здесь и сейчас. Только что ее не было, а вот сейчас ты ее сочинил, услышал, воспроизвел, и партия может стать самым узнаваемым элементом песни.

Когда удается полностью записать вокал от начала до конца, поймать правильное настроение – это кайфово. Вообще, студия – это, конечно, место для работы, а не для экспрессивной самоотдачи.

- Где тогда получить экспрессивную самоотдачу?

- Конечно же, на гастролях, концертах. Мне нравится ощущение, когда ты видишь, что зал вскрыт. Понимаешь, что люди просто орут во всех смыслах. Этого рода эйфория – это главное.

- Успели получить эту эйфорию за время последних гастролей?

- Конечно. Очень хороший был сибирский тур, и последние несколько городов тоже отличные – в Кирове получился феерический концерт совершенно.

- А какие-нибудь истории интересные истории произошли?

-В Ижевске началась какая-то “битломания”. Тебя сажают в машину, потому что уже надо ехать в гостиницу, а возле черного хода стоит толпа. Пока ты едешь туда, понимаешь, что люди поняли, в какой гостинице ты остановился, и бегут туда. Там меня это поразило. Зрители на концерте в Ижевске вели себя относительно смирно. Но именно после концерта началась истерия. Для меня это, конечно, странновато.

- Часто ли общаетесь с фанатами?

- "Вконтакте" иногда залезаю в комментарии, что-то пытаюсь кому-то объяснить, но это, скорее, пережитки далекого прошлого. Я делаю это очень редко, и каждый раз обламываюсь. В последнее время значительно реже читаю, что про меня пишут, но читаю. Сейчас альбом вышел – смотрю, как его люди поняли или не поняли.

- Ну и как? Поняли или не поняли?

- В основном понимают. Вообще, если честно, по меркам интернета очень позитивная реакция (смеется). Это приятно, конечно.

- Вы снимаете фильм о группе и не смогли собрать деньги с помощью краудфандинга на Boomstarter. Разочаровались в подобных проектах и своих поклонниках?

- Мне было просто неприятно, что люди так отреагировали. Кажется, что они думали: “Как у меня могло попросить денег это чмо, у которого миллионы долларов торчат из карманов”.

В итоге мы сняли фильм на свои деньги, потому что речь о том, чтобы не снимать не шла, и заявленный миллион рублей это не все, что нам было нужно. Мы думали, что, возможно, люди нам помогут, но этого не произошло. Все, кто заплатил деньги, попадут на премьеру или закрытую презентацию, несмотря на то, что сумма была не собрана и деньги вернулись спонсорам.

Noize MC. Фото: Алексей Махов

- Что вы чувствуете, когда переслушиваете старые треки? Они не кажутся примитивными?

- Кажутся примитивными. Но что стыдиться…это было. Я помню, как это делалось на уровне качества записи и каких-то характерных моментов. Это как дембельский альбом.

- В студии писали первые треки?

- Какая студия! Группа V.I.P вообще писалась на двухкассетный магнитофон. На SonyPlaystation я делал минусовки. Подключали это в диджейский пульт, куда втыкалось два микрофона. Шла минусовка, вокал писали в реальном времени почти без наложений. А группа Face2Face уже была компьютерной группой.

- Были ли какие-то критические точки, когда вы хотели бросить музыку?

- Нет. Музыка и только музыка. Бывает, что безумно от всего устаешь, но это значит, хочется просто отдохнуть. Я по этому поводу себе не вру, это было бы нелепо.

- Весной вы приезжали на встречу со студентами в МГУ. А как насчет родного РГГУ?

- Хотел в РГГУ. Но РГГУшники душат нас. Нам давно уже надо сделать концерт там, но все постоянно в каком-то "отморожении" на эту тему находятся. Мы предлагали им несколько раз, давно не повторяли этих попыток. Более того, комендантша общежития нас очень хорошо помнит и до сих пор негативно к нам относится. Нам даже не дали снимать сюжет в общежитии – не пустили журналистов. В итоге я зашел и сам все снял на телефон.

- Часто ли случается, что люди принимают ваши стебные треки за чистую монету?

-Да, и таких людей поразительно много. Это заставляет меня испытывать реальную душевную боль, с которой я научился бороться только в последнее время. Только совсем недавно я смирился с фактом, что всех не раскулачишь. Если тебе к песне приходится писать объяснительную статью, превышающую по своим объемам текст песни, то ты делаешь это зря. Это как объяснять анекдот.

Ты ограничен своим кругом общения и порой пребываешь в иллюзии, что все вокруг все поняли, классные ребята, читают книжки, понимают разницу между лирическим героем и автором, но в реальности это не так.

- Вы готовите что-то особенное для концерта, который пройдет в Москве 29 ноября?

- Что-то будет, конечно. Лучше оставить это в тайне, а то что тогда будет особенного? (смеется).

Напомним, что последнюю пластинку Noize MC можно послушать на сервисе Яндекс.Музыка, а также приобрести на Google+ и в iTunes. Концерт в поддержку “Неразберихи” пройдет в Москве 29 ноября в клубе “Мегаполис”.

Екатерина Кадушкина

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика