Москва 24

Культура

30 октября, 2015

10 неизвестных: котики из собрания ГМИИ имени Пушкина

arts-museum.ru / Маргерит Жерар "Триумф кошечки", 1785 г.

M24.ru запустил новую рубрику "10 неизвестных", в которой мы решили писать о десяти произведениях мирового искусства из собрания московских музеев, объединенных одной тематикой. Вчера во всем мире отмечался Национальный день кошек, и по этому поводу мы собрали 10 произведений искусства, так или иначе связанных с кошками, находящихся в собрании ГМИИ имени Пушкина.

Мумия кошки, Египет, Позднее царство, 1-е тысячелетие до н.э.

arts-museum.ru / Мумия кошки, Египет, Позднее царство, I тыс. до н.э.

В Древнем Египте существовал целый культ поклонения кошкам. Их обожествляли и считали символом плодородия. В образе кошки изображалась Бастет, которая считалась богиней радости, веселья и любви, женской красоты, плодородия и домашнего очага. С того самого времени, когда кошек начали отождествлять с Бастет, их стали мумифицировать. Мумии кошек находили в пирамидах, которые, как известно, служили гробницами фараонам. Греческий историк Геродот описывал, как египтяне бросались в пылающие дома, чтобы убедиться, что внутри нет ни одной кошки, и что после смерти животного семья пребывала в трауре и сбривала себе брови в знак скорби.

Статуя богини Бастет, Египет, 26 династия, ок. 664-525 до н.э.

arts-museum.ru / Статуя богини Бастет, Египет, 26 династия, ок. 664-525 до н.э.

Бронзовые статуи богини Бастет в виде кошки – еще одно подтверждение важности культа. В храмах Бастет совершали жертвоприношения даже сами фараоны. Статуэтки в виде кошки или женщины с головой коши были широко распространены по всему Египту: их украшали золотом, эмалью, инкрустировали, вырезали из камня или отливали из бронзы. С кошачьими в египетской мифологии, помимо Бастет, ассоциировалось большое количество божеств: c львицами отождествлялись Сехмет, Тефнут, Мафдет и нубийская Шесемтет. Многие боги могли изображаться в образе сфинкса или двуглавого льва или даже, как бог Амон Ра, в виде рыжего кота, ежедневно повергающего змея Апопа.

Мастер Ландеронского диптиха "Мария с младенцем. Поклонение волхвов", XVI в.

arts-museum.ru / Мастер Ландеронского диптиха "Мария с младенцем. Поклонение волхвов", XVI в.

Двухчастная композиция представляет собой традиционный для раннего возрождения религиозный сюжет "Поклонения волхвов". На левой доске изображена Мария с Младенцем в хлеву и коленопреклоненный старец. Важная деталь, на которую стоит обратить внимание: в изображении сюжета "Рождества" или "Поклонения волхвов" всегда присутствуют животные вол и осел. Согласно апокрифическим сказаниям, этих животных привел с собой Иосиф из Назарета. На второй доске изображены волхвы в богатых одеждах с драгоценными дарами Младенцу и очень занятная кошка, которая почти что путается в ногах. Вернее существо, которое атрибутируется достаточно сложно: его можно было бы принять за пуделя, но, судя по мордочке, это все-таки кошка.

Мастер Бегинок "Крестьяне у колодца", 1650 г.

arts-museum.ru / Круг Мастера Бегинок "Крестьяне у колодца", 1650 г.

На картине "Крестьяне у колодца" Мастера Бегинок простонародный быт показан очень просто и наглядно: художник показывает настоящий, не героизированный облик крестьян, их одежду, скромный жизненный уклад, обстановку деревенского быта со всеми его приметами и колоритом. Большое место отводится бытовым деталям, подчеркивающим элемент сельской экзотики, а также изображению животных, населяющих обычное крестьянское хозяйство: козы, коровы, петухи, кролики, кошки и собаки. Персонажи картины показаны в спокойных задумчивых позах, практически в бездействии, и лишь один мальчик, собирающий овощи с земли. изображенный справа на первом плане, выглядывает из-под шляпы на зрителя.

Ян Хавикс Стен "Больной старик", 1670-е гг.

arts-museum.ru / Ян Хавикс Стен "Больной старик", 1670-е гг.

Художник Ян Хавикс Стен относился к группе живописцев, которых называли "малые голландцы" – во многом они были последователями Рембрандта и Франса Халса. Сцена картины "Больной старик" разворачивается в публичном доме, куда пришёл больной и хромой старик. Сводня предлагает ему молодую девушку, а девушка протягивает ему сухую кость, как бы насмехаясь над его сластолюбием. Это подчеркивают разбросанные по полу пустые выеденные скорлупки. Тем не менее, старик настроен решительно: в руке он держит кошелек с деньгами. На стене можно заметить картину в богатой раме, а если на голландском полотне изображается картина, то она служит неким ключом к толкованию сюжета. В данном случае она изображает ветхозаветный сюжет "Сусанна и старцы". На полотне можно увидеть множество деталей, подсвечников, посуды, которые оживляют сюжет. Тому же служит кошечка, пьющая молочко из блюдца.

Никола Бернар Леписье "Портрет семьи Леруа, слушающей чтение Библии", 1766 г.

arts-museum.ru / Никола Бернар Леписье "Портрет семьи Леруа, слушающей чтение Библии", 1766 г.

Портрет семьи Леруа, изображенной за слушанием Библии, был выставлен в Салоне 1767 года и имел шумный успех у публики, и в то же время вызывал критику Дидро, упрекавшего его автора в холодности и невыразительности. Огромное внимание художник уделяет тканям, изображая дамские наряды, мужские камзолы и мебель. Не прав был Дидро: Леписье с большим удовольствием наблюдает за маленькой девочкой, играющей с кошечкой, которые изображены на переднем плане. Но лица – как мужские, так и женские – действительно достаточно однотипны.

Маргерит Жерар "Триумф кошечки", 1785 г.

arts-museum.ru / Маргерит Жерар "Триумф кошечки", 1785 г.

Художница Маргерита Жерар была современницей Франсуа Буше и ученицей Жана Оноре Фрагонара, фривольных нравов, галантных праздненств и кокетливых сюжетов XVIII века. Кошечка изображена на руках у дамы. Но она здесь скорее не триумфатор, а трус и беглец: она словно пытается спрятаться от маленького пуделя, игриво лающего у ног хозяйки. Жерар создает прекрасный образец бытового жанра, показывающего сценки жизни среднего класса или высшего общества: на картинах часто присутствуют музыкальные инструменты, красивая мебель, дорогие предметы интерьера, а герои произведений всегда одеты по последней моде своего времени.

Маргерит Жерар "Материнство", 1800-е гг.

arts-museum.ru / Маргерит Жерар "Материнство", 1800-е гг.

После Великой французской революции женщины получили право выставлять свои картины в художественных галереях. Маргарита Жерар с радостью воспользовалась этой возможностью. Начиная с 1799 года и вплоть до 1824 года она регулярно принимала активное участие в выставках. Она изображала сцены спокойной, размеренной, безмятежной жизни, которую ее современницы проводили в окружении детей, многочисленных домочадцев, домашних животных и штата прислуги. Домашние питомцы, особенно кошки, были частыми персонажами в работах Маргариты.

Луи Леопольд Буальи "Старый кюре", 1791 г.

arts-museum.ru / Луи Леопольд Буальи "Старый кюре", 1791 г.

Луи-Леопольд Буальи – один из крупнейших художников французской живописи XVIII-XIX вв. Его работы – это в основном портреты или жанровые сцены. На этой картине изображен старый священник, которому молодые девушки принесли петуха. Как и многие его предшественники в жанровой живописи, он уделяет внимание порой самым очаровательным деталям: в данном случае, это кошка, кормящая котят.

Шарль Эмиль Жак "Козы и кошки", 1870-е гг.

arts-museum.ru / Шарль Эмиль Жак "Козы и кошки", 1870-е гг.

Шарль Эмиль Жак был одним из крупнейших французских живописцев, изображавших животных. Еще более, чем картинами, Жак прославился многочисленными аквафортными гравюрами, в которых им с тонкой наблюдательностью и редким мастерством воспроизведена простая деревенская жизнь. Долгое время художник работал в Барбизоне, где зародилась целая самостоятельная школа пейзажной живописи.

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

Следите за новостями:

Больше не показывать
Яндекс.Метрика