Москва 24

Город

25 мая, 2017

Улица Балчуг: бурное прошлое и новые перспективы

Улица Балчуг входит в число старейших в столице и одновременно является одной из самых скромных по своей протяженности – всего около 250 метров. Сейчас это тихая и довольно неприметная улица, однако, совсем иной – бойкой и кипучей – была жизнь на ней еще сто лет назад.

В ближайшем будущем Балчуг вновь ожидают перемены: 23 мая здесь стартовали работы по благоустройству в рамках программы "Моя улица". Какие тайны и перипетии хранит прошлое Балчуга, а также каким станет облик улицы после завершения работ – читайте в материале сетевого издания m24.ru.

Фото: m24.ru/Лидия Широнина

Улица Балчуг расположена на так называемом "Острове", образованном Москвой-рекой и Водоотводным каналом. Она протянулась от Раушской до Садовнической набережной, а за Чугунным мостом переходит в Пятницкую улицу.

Благодаря своему положению вблизи Кремля и оживленных торговых кварталов, улица Балчуг
неизменно привлекала как москвичей, так и путешественников. Еще в XIX веке без нее не обходился ни один путеводитель по столице. "Едва вы, почтенный наблюдатель, перейдете мост Москворецкий, как тотчас вступаете в улицу, известную под название Балчуг или Балчужная", – писал в 1831 году литератор и краевед Иван Гурьянов в своей книге "Москва, или Исторический путеводитель по знаменитой столице государства Российского".

Имя с восточными корнями

Среди названий московских улиц слово "Балчуг" кажется непривычным и чужеродным. Большинство специалистов сходятся на том, что этот топоним имеет тюркское происхождение: "балчык", или "балчех", переводится как "грязь, болото, влажная земля, глина".

В прошлом название полностью соответствовало действительности. Именно в этом районе в Средние века находилось урочище Болото – сырая низина, которая регулярно подвергалось затоплениям во время сильных дождей или весенних паводков.

Болотистой эта местность оставалась вплоть до создания Водоотводного канала в конце XVIII столетия. Тогда земли были осушены, однако, память о наводнениях и тесном общении жителей города с гостями из Орды закрепилась в экзотическом названии улицы.

Фото: Портал мэра и правительства Москвы

Купеческая и государева: чем прославилась улица Балчуг в далеком прошлом

По мнению историков, улица Балчуг существовала в Москве уже к концу XIV столетия – в период строительства каменного Кремля Дмитрием Донским.

В XV веке, как сообщает известный историк-москвовед Петр Сытин, к западу от Балчуга разбили "государев сад" с плодовыми деревьями и ягодными кустарниками. Ворота этого сада выходили как раз на Балчуг. Рядом на берегу Москвы-реки обустроили мужскую и женскую деревянные бани, которые остались на этом месте и в дальнейшем. Именно такой – с примыкающим к ней садом и банями – предстает улица Балчуг на одном из самых ранних планов Москвы – так называемом "Петровом чертеже" 1597 года.

Рассказывая о прошлом улицы, историки неизменно заостряют внимание на одном интересном факте. Дело в том, что именно на Балчуге по велению Ивана IV был открыт в 1552 году первый в столице "кабак", или постоялый двор. "Еще царь Иоанн Васильевич Грозный приказал на этом месте, для опричников своих, построить первый кабак, где их упояли безденежно", – отмечает писатель и историк-краевед Сергей Любецкий в своих "Отголосках старины" (1867). Также уточняется, что кабак носил название "Царского кружала".

С не меньшим энтузиазмом об этом эпизоде в истории Балчуга писал Иван Гурьянов, упомянувший о том, что "кабак" был уничтожен после смерти Ивана Грозного, однако, уже вскоре вернулся на свое прежнее место.

"Борис Годунов, видя выгоды, от того получаемые, приказал снова его выстроить, а когда сам вступил на престол, то продажа горячего вина, крепкого пива и медов отдана была на откуп", – поясняет Гурьянов. По его словам, это и положило начало винным откупам в России, то есть практике, позволяющей частным предпринимателям торговать вином при условии выплаты государству определенной суммы денег.


Уже в те времена к улицам Балчуг и Пятницкая со стороны Москвы-реки подходил "живой", или наплавной Московрецкий мост. Поначалу он представлял собой простую переправу на плотах.

С развитием транспортной инфраструктуры в XVI – XVII веках Балчуг облюбовали представители купеческого сословия. В лавках торговали самыми разнообразными продуктами. Так, в описи 1669 года сказано: "едучи из города с живого Москворецкого мосту на левой стороне" улицы располагались Мясной ряд из 45 лавок, Калашный – из 28 лавок, а также Солодовый ряд, состоявший из 40 лавок. Напротив них, по правую сторону от моста, торговлю вели три "избы харчевни" и еще 52 купеческие лавки.

Деревянные лавки и дворы Балчуга не раз страдали от огня, поэтому в 1730 году, после одного из крупных пожаров, Сенат даже выпустил специальное распоряжение о том, чтобы отныне "харчевни строить каменные, а деревянные не строить, понеже в тех деревянных харчевнях случаются пожары".

Не меньшую опасность для всех, кто жил и торговал на Балчуге, по-прежнему представляли наводнения. Особенно сильное произошло в 1738 году, разрушив не только деревянные, но и каменные постройки, включая колокольню Георгиевской церкви в Ендове.

Наводнения прекратились лишь после того, как в 1783–1786 годах здесь соорудили Водоотводный канал. А вскоре на месте наплавного Москворецкого мота появился деревянный свайный мост. Строительство канала и стационарного моста дало новый импульс торговле на Балчуге.

Фото: Портал мэра и правительства Москвы

В обрамлении мостов: оживленная торгово-транспортная артерия

Процветание улицы Балчуг в XIX – начале XX века во многом было связано с ее выгодным местоположением: именно к ней подходил Москворецкий мост, конструкция которого постоянно совершенствовалась.

Известно, что в 1829–1833 годах деревянный мост был укреплен при помощи каменных промежуточных опор-быков. А в 1872 году на тех же быках поставили новый железный мост. На другом конце улицы Балчуг – вместо деревянного Высоко-Пятницкого моста – в 1830-е году возвели "висячий" Чугунный мост. Он связывал Балчуг с Пятницкой улицей вплоть до 1888 года, когда его заменили на более современный железный мост с четырьмя каменными опорами.

По свидетельствам горожан, обрамленная мостами улица Балчуг славилась своей многолюдностью, активной торговлей и кипучей деятельностью, которая не утихала ни на минуту. В XIX столетии здесь можно было посетить лавки виднейших столичных купцов, торгующих бакалеей, скобяными изделиями и другими товарами. На верхних этажах многих лавок размещались жилые комнаты.

В 1898 году в начале улицы был построен многоэтажный доходный дом. Всего, по сведениям краеведа Петра Сытина, в начале XX века на восточной стороне Балчуга находились 9 дворов с лавками, а на западной – 12. Их площадь достигала 455 квадратных метров.

Фото: ТАСС/Виталий Созинов


После 1917 года купеческие лавки и склады лишились своих прежних владельцев и были переданы в ведение различных учреждений. Однако самые решительные изменения в облик и назначение улицы внесло строительство в 1938 году Большого Москворецкого моста.

Он прошел прямо к Большой Ордынке в обход Балчуга, и в результате улица утратила свою роль пространственной связки между центром столицы и Замоскворечьем.
С тех пор Балчуг превратился в одну из тихих московских улиц, которая ныне известна разве что благодаря своей ключевой постройке – гостинице "Балчуг Кемпински Москва".

Судьба этого здания также непроста: с 1928 по 1932 год в здании бывшего доходного дома 1898 года открылась гостиница "Новомосковская". Затем, в период с 1939 по 1957 год здесь устроили общежитие Народного комиссариата иностранных дел, а начиная с 1957 года дом № 1 на улице Балчуг продолжил принимать гостей уже как гостиница "Бухарест".

В "Балчуг Кемпински Москва" гостиница советских времен превратилась после масштабной реконструкции 1989–1992 годов. О прежней постройке теперь напоминает лишь фасадная стена.

Фото: m24.ru/Михаил Сипко

Какой станет улица Балчуг после работ по программе "Моя улица"

Работы по благоустройству стартовали на улице Балчуг вечером 23 мая.

Хотя пешеходное движение здесь достаточно интенсивное, для комфортных прогулок нынешние тротуары оказались слишком узкими, поэтому их планируется расширить до шести метров. Это также позволит разместить на Балчуге уличные кафе и летние веранды, сделав пространство улицы гораздо более привлекательным в глазах горожан – удобным для прогулок, встреч и отдыха.


Сняв старое тротуарное покрытие, специалисты произведут укладку труб подземной кабельной канализации. В них будут "спрятаны" провода.

Кроме того, вдоль улицы установят фонари с энергосберегающими лампами. Пешеходную зону вымостят гранитными плитами, а проезжая часть получит новое асфальтовое покрытие. При этом уточняется, что количество полос движения сокращать не планируют, а для парковки автомобилей будут оборудованы специальные карманы.

На улице уже установлены специальные ограждения, которые отделяют участки работ от пешеходной зоны и дорог. В темное время суток ограждения будут подсвечиваться сигнальными огнями.


Также сообщается, что полностью перекрывать движение транспорта на улице Балчуг во время проведения работ не будут. Тем не менее, на некоторых участках могут вводиться временные ограничения.

В названии и облике улицы Балчуг нашли отражение различные периоды истории Москвы. Работы по программе благоустройства "Моя улица" откроют перед ней новые перспективы, эффективно вписав ее в нынешнюю концепцию города – современного и удобного как для жителей, так и для гостей.

"Моя улица"

Программа благоустройства "Моя улица" реализуется уже третий год. В 2015 году, когда она стартовала, в порядок привели 47 улиц – полностью преобразились Мясницкая, Пушечная, Неглинная, Рождественка и Большая Ордынка.

В 2016 году благоустроили 61 улицу. Тотальной реконструкции подвергли Новый Арбат, Тверскую, Большую Якиманку, Воздвиженку, Лубянскую площадь, Кудринскую площадь, Никитский бульвар, Садовую-Триумфальную, Таганскую и многие другие улицы.

Помимо расширения тротуаров, реставрации фасадов, организации велодорожек и парковочного пространства, особое внимание власти города уделили высадке новых деревьев.

В этом году благоустроить планируется более 80 улиц, площадей и переулков. Цель программы – сделать город удобным и привлекательным для жителей и гостей столицы. Одно из основных правил при этом – оптимальное соотношения транспортной доступности и удобства для пешеходов. Работы по программе "Моя улица" стартовали в 2017 году 10 апреля, продлятся они до начала сентября.

Подробнее о том, что планируется сделать в столице в 2017 году рамках программы "Моя улица" – читайте в материале сетевого издания m24.ru.

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

Следите за новостями:

Больше не показывать
Яндекс.Метрика