Новости

Новости

10 августа 2015, 18:31

Культура

Киноклассик, автор музыки к "Кин-дза-дза" Гия Канчели отмечает 80-летие

Фото: ТАСС/Зураб Джавахадзе

Композитор, автор музыки к "Мимино" и "Кин-дза-дза" Гия Канчели принимает поздравления с 80-летием.

Для постсоветского пространства Гия Александрович Канчели в первую очередь автор музыки к семи фильмам Георгия Данелия, в том числе к "Мимино", "Не горюй", "Кин-дза-дза" и созданной на его основе анимационной версии "Ку! Кин-дза-дза" 2012 года, а также картинам других режиссеров – Резо Чхеидзе, Татьяны Лиозновой, Сергея Бодрова-ст. Европейское культурное сообщество, наоборот, знает Канчели как представителя академической музыки, автора семи симфоний и многочисленных камерных произведений, сочинений для солирующих инструментов с оркестром.

Центр его философских размышлений – в пространстве симфонической музыки, несмотря на то, что после седьмой симфонии ("Эпилог") композитор решил уйти от жанрового обозначения, отдав предпочтение именам собственным.

Фото: ТАСС/ Анна Лупырь

Гия Александрович – обладатель премий "Ника", "Триумф", Госпремии СССР, Грузии, премии Вольфа в номинации искусство, которой он был удостоен в 2008 году, вместе с Клаудио Аббадо. В 56 лет Канчели уехал в Берлин, а затем перебрался в нидерландский Антверпен, где работает по 10–12 часов в день. Интересно, что фламандский язык так и остается для него иностранным, равно как и английский. С дирижерами и солистами, которым выпадает честь исполнять его произведения, композитор общается музыкальными терминами. Музыка – единственный язык, который не нуждается в переводе – как когда-то сказал Канчели.

Несмотря на этот факт, Гия Александрович не отказался от своих корней. Фразы на грузинском не покидают его сочинений. В "Стиксе", одном из самых часто исполняемых произведений Канчели, фоном звучат грузинские фразы, не имеющие смысловой нагрузки.

Композитор выбирал такие слова, чтобы их свободно мог произносить представитель любой национальности. Идею названия "Styx" подал скрипач Гидон Кремер. И хотя произведение было посвящено Юрию Башмету, и предназначалось для солирующего альта, в последствие Канчели переработал его также и для скрипки. Когда работа была окончена, выяснилось, что слова, фигурирующие в тексте, условно делятся на группы – хор поет название церквей, и, кроме того, имена ушедших друзей композитора.

В финале звучит фрагмент из "Зимней сказки" Шекспира на английском языке. Премьера "Styx" состоялась в Амстердаме. Российская публика с удивлением обнаружила в контексте партитуры "Styx" тему из "Мимино".

Фото: facebook.com/Y.A.Bashmet

В театре имя Канчели ассоциируется в первую очередь со спектаклями режиссера Роберта Стуруа, вместе с которым они сделали более сорока спектаклей. В Et Cetera, к примеру, идет спектакль "Комедия ошибок" по Шекспиру, осуществленная триадой, которая возникла еще в 80-х – Стуруа, Канчели и художником Георгием Алекси-Месхишвили. Старшее поколение помнит постановку Большого драмтеатра "Ханума", осуществленную Товстоноговым в 1972 году. Музыку водевиля тоже создал Канчели.

Несмотря на свой возраст, Гия Александрович от века не отстает, использует в своей работе современные технологии, на ты общается с интернетом, переписывается с коллегами по электронной почте, разговаривает по Skype.

Наибольшее счастье для композитора – тишина в зале, тот момент, когда умолкают последние сыгранные звуки, и руки дирижера еще не опустились. Чем дольше длится это состояние всеобщего оцепенения, тем более значимо оно для автора. "В тишине рождается звук," – говорит Канчели.

Сюжет: Персоны
закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика