Новости

Новости

07 февраля 2014, 18:48

Культура

Волчий оскал капитализма: в прокат вышел новый фильм Мартина Скорсезе

Кадр из фильма "Волк с Уолл-стрит". Фото: thewolfofwallstreet.com

На этой неделе в прокат вышла новая картина Мартина Скорсезе "Волк с Уолл-стрит" с Леонардо Ди Каприо в главной роли. Обозреватель сетевого издания M24.ru Максим Эйдис расскажет, кому этот фильм смотреть не стоит.

"Сколько себя помню, всегда хотел стать гангстером", - признавался когда-то главный герой знаменитой драмы Мартина Скорсезе "Славные парни". Фантазии Джордана Белфорта (Ди Каприо) из нового фильма того же режиссера были куда скромнее: он всего лишь хотел стать биржевым брокером. Но ровно в тот день, когда Белфорт, после долгих усилий, наконец, получил лицензию и занял столь желанную вакансию в здании на Уолл-стрит, случился "черный понедельник" 19 октября 1987 года. Фондовый рынок рухнул. Белфорт – как и многие другие – оказался никому не нужен.

К счастью, Джордан, в отличие от тех многих, успел усвоить главный, как ему показалось, урок своего наставника (Макконахи). В поисках больших денег каждый – сам по себе. Каждый – "одинокий волк", который либо загрызет всех, кто встанет у него на пути, либо сам будет съеден. Если ты решил "стать миллионером", тебе не помогут родственники, любимая жена или старые друзья. Куда полезнее дорогие шлюхи, дешевые, но эффективные наркотики, и банда таких же, как ты, "волков-индивидуалистов". Если, конечно, удастся ее как следует организовать.

Кадр из фильма "Волк с Уолл-стрит". Фото: thewolfofwallstreet.com

Белфорту удалось. Он в считанные недели создает свою финансовую компанию, собирает команду молодых и очень жадных до быстрых денег людей – и начинает "продажу воздуха" наивным клиентам. Деньги льются рекой, шлюхи становятся все дороже, развлечения – все диковиннее. Понятное дело, в конце концов, мошенническим предприятием не могло не заинтересоваться ФБР…

Вся эта история пусть и не в точности, но все же воссоздает вполне реальные события. Джордж Белфорт действительно существует. В 1998 году предприимчивый молодой человек был осужден за мошенничество, но договорился с ФБР, сдал своих подельников и отсидел в итоге даже меньше двух лет. Выйдя из тюрьмы, прохиндей написал автобиографию (по которой как раз и снят фильм Скорсезе), и теперь, став настоящей знаменитостью, выступает с лекциями и организует семинары, на которых учит других "волков" облапошивать клиентов и загребать миллионы. Раскаяния в нем, разумеется, – никакого.

И все же, даже такому как Белфорт, нужны хоть какие-то внутренние оправдания для того, чтобы беззастенчиво грабить своих сограждан. Одно из них: "я забираю у людей деньги, потому что они их недостаточно ценят и не умеют им радоваться". Но, если с образом хищного стяжателя ДиКаприо справляется лучше некуда (бешеные глаза, трясущиеся руки, голос вот-вот сорвется – Лео в его лучших проявлениях), с гедонизмом и у него, и у Скорсезе получается не очень. Смотреть трехчасовое жизнеописание Белфорта (по сути – бенефис ДиКаприо, остальные актеры тут – лишь фон) прежде всего безумно скучно. И не только потому, что сама по себе история не изобилует неожиданными сюжетными поворотами, но и потому, что изображать "треш и угар" у ДиКаприо получается куда хуже, чем орать через каждое слово fuck (фильм Скорсезе – рекордсмен по числу его употреблений) или биться в очередной истерике. Глядя на ДиКаприо-Белфорта, трудно поверить, что кто-то готов на все, включая даже тюрьму, ради такой жизни. Просроченные таблетки. Неприятные, не отличающиеся статью покупные женщины. Вечная – и, судя по холодным глазам Лео, – так и неутоленная жажда удовольствия. Ради чего все это?

Кадр из фильма "Волк с Уолл-стрит". Фото: thewolfofwallstreet.com

Если задумка Скорсезе заключалась как раз в том, чтобы показать зрителю всю убогость существования аморальных финансистов, ему она вполне удалась. Но было бы странно заподозрить маститого режиссера в том, что на старости лет он решил снять даже не злобную, а всего лишь тоскливую сатиру на капиталистическое общество. Конечно, не без этого (другой идеи в фильме, как не старайся, найти не удается). Но в то же время, Скорсезе, которому всегда легко давались драмы, и тяжело – комедии, видимо, хотел выставить своего антигероя еще и смешным. И вот здесь, увы, нам придется вспомнить известную поговорку об армии и цирке.

Возможно, в Америке, где капитализм все-таки давным-давно уже встал на цивилизованный путь, миллионер-беспредельщик, пачками пожирающий запрещенные лекарства и в состоянии наркотического полупаралича разъезжающий по ночам на дорогущем автомобиле, и вызывает у кого-то оторопь, стыд, шок, а вслед за ними - нервный смех. В России же, еще совсем недавно познавшей все "прелести" капитализма со звериным лицом, Белфорт с его "чудачествами" кажется настолько привычным и обыденным, что задаешься вопросом: зачем тебе вообще рассказывают эту историю о взлетах и падениях, когда у каждого, кто хотя бы подростком застал 1990-е годы, таких историй – пруд пруди. А уж тех, кому, наворовав миллионы, удается ловко уходить от заслуженного наказания и все снова и снова оказываться на вершине финансовой пирамиды, в России всегда хватало.

Кадр из фильма "Волк с Уолл-стрит". Фото: thewolfofwallstreet.com

Так что, если вы решитесь все же отправиться в кино смотреть "Волка" (по иронии, роль Белфорта, далеко не лучшая, может, наконец, стать для ДиКаприо, "оскароносной"), лучше не ждать от него увлекательного рассказа о выдающемся человеке. Настройтесь на фильм о самом обычном – или почти самом обычном – современнике. Удачливом парне с предыдущей работы. Ловком однокласснике. Троюродном дяде. Бывшем соседе по лестничной клетке. И задумайтесь еще раз: хотите ли вы потратить на эту историю три часа. Или сразу, не глядя, согласитесь с тем, что жизнь ради денег, пусть даже очень больших, скучна и уныла. Особенно, если смотреть не изнутри, а со стороны.

Максим Эйдис

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика