16 июля 2015, 16:07

Физика города: сколько в Москве ДНК, тромбоцитов и нейронов

Иллюстрация: Ольга Денисова

Человеческий организм состоит из множества органов, жидкостей и тканей. Но основными кирпичиками нашего тела являются клетки. Мы задали нашим друзьям из Детского центра научных открытий "ИнноПарк" вопрос о том, сколько их в Москве.

Клетка – элементарная структурно-функциональная единица живого. В организме взрослого человека около 100 триллионов клеток! Это число выглядит так: 100 000 000 000 000. Они отличаются друг от друга по структуре и функционалу, продолжительность их жизни также различна. Так, клетки кишечного эпителия (энтероциты) живут всего один-два дня, зато клетки костной ткани (остеоциты) остаются с нами на всю жизнь.

Узнать, сколько и каких клеток в вашей крови нетрудно: нужно сдать обычный анализ. На бланке будет написано количество эритроцитов, тромбоцитов и лейкоцитов. Первые отвечают за насыщение организма кислородом, вторые – за свертываемость крови, третьи – за борьбу с патогенами.

Возьмем в качестве примера тромбоциты. Усредненный показатель их количественного присутствия в литре человеческой крови – 200 миллионов. Во взрослом организме около пяти литров крови. По данным Росстата на 2015 год, в столице проживают более 12 миллионов человек. Таким образом, по Москве одновременно курсирует не менее 2 400 триллионов тромбоцитов.

Немного скромнее обстоит ситуация с клетками мозга. Они называются нейронами. На момент рождения мозг младенца состоит из 14 миллиардов клеток, и это количество не увеличивается до самой смерти. Даже напротив: после того как человеку исполняется 25 лет, они начинают умирать по 100 тысяч в год – это только по естественным причинам, без учета стресса и других разрушительных воздействий. В 2014 году на свет появились 66 тысяч маленьких москвичей, и в городе стало на 924 триллиона нейронов больше.

Таким же образом можно высчитать присутствие ДНК в Москве. ДНК – это макромолекула, которая хранит генетическую информацию. Она находится в скрученном виде в составе хромосом внутри клеток, имеющих ядро. В одной человеческой клетке содержится 46 молекул ДНК, каждая из них длиной около двух метров. Тело взрослого состоит из 50 миллиардов клеток. Общая длина ДНК одного лишь человека равна 46 миллиардам километров – это в тысячи раз превышает расстояние от Земли до Солнца.

Наталья Жабина, Детский центр научных открытий "ИнноПарк"

О "Физике города"

Каждый день, просыпаясь утром, мы погружаемся в город, полный фактур, звуков и красок. Пока мы идем на работу и гуляем в парке, нам в голову приходит миллион вопросов о том, как же все вокруг нас устроено в этом огромном мегаполисе. Почему небоскребы не падают? Чем отличается кровь горожанина от крови жителя деревни? Выше какого этажа не стоит жить и почему?

Мы предложили коллегам из Детского центра научных открытий "ИнноПарк" дать ответы на наши вопросы и разъяснить, сколько велосипедистов нужно для освещения столицы, какие оптические иллюзии можно увидеть в городе и как начать экономить энергию, не выходя из дома. Так появился проект "Физика города". Новые вопросы и новые ответы ищите на нашем сайте по понедельникам и четвергам.