Ожидания и реальность. Как видели Москву будущего в 1914 году

транспорт искусство

14 октября, 09:04

Торговый порт у Кремля, дирижабли с шоколадом и аэросани Ямской, ставшей Ленинградским проспектом. Такой в 1914 году представляли себе Москву XXIII века. Какие прогнозы футурологов царской России остались фантазиями, а какие все же сбылись, смотрите в галерее на портале Москва 24.

За несколько месяцев до начала Первой мировой войны кондитерская фабрика "Эйнем" выпустила шоколадные конфеты под названием "Москва будущего". В каждой коробке лежали восемь открыток с подписями на обороте. Сюжеты были посвящены тому, как будет выглядеть Москва с 2114 по 2259 год.

Центральный вокзал

Центральный вокзал

Ожидания: Зима такая же, как и при нас 200 лет назад. Снег такой же белый и холодный. Центральный вокзал земных и воздушных путей сообщения. Десятки тысяч приезжающих и уезжающих, все идет чрезвычайно быстро, планомерно и удобно. К услугам пассажиров − земля и воздух. Желающие могут двигаться с быстротой телеграммы.

Реальность: Центральный вокзал Москвы планировали построить в начале XX века в центре города. Он должен был связать железнодорожные линии всех направлений и интегрироваться в систему метрополитена, который тогда тоже был лишь проектом. Но уже к началу 1920-х годов идея потеряла актуальность.

Москворецкий мост

Москворецкий мост

Ожидание: Кремль так же украшает древнюю Белокаменную и с золотыми куполами представляет феерическое зрелище. Тут же у Москворецкого моста мы видим новые огромные здания торговых предприятий, трестов, обществ, синдикатов и т. д. На фоне неба стройно скользят вагоны подвесной воздушной дороги…

Реальность: Воздушная дорога на открытке − монорельс. Он заработал в Москве в 2004 году, но не по подвесной схеме, а по опорной. И проходит не в районе Лубянской площади, а около ВДНХ и телецентра Останкино.

Лубянская площадь

Лубянская площадь

Ожидания: Ясный вечер. Лубянская площадь. Синеву неба чертят четкие линии светящихся аэропланов, дирижаблей и вагонов воздушной дороги. Из-под мостовой площади вылетают длинные вагоны Московского метрополитена, о котором при нас в 1914 году только говорили. По мосту над метрополитеном мы видим стройный отряд доблестного русского войска, сохранившего свою форму еще с наших времен. В синем воздухе мы замечаем товарный дирижабль Эйнем, летающий в Тулу с запасом шоколада для розничных магазинов.

Реальность: Здание магазина "Детский мир", построенное в 1957 году, выглядит почти так же и находится там же, что и дом на карточке. И метро "Лубянка" на открытке практически в том же месте, где его построили в 1935 году. Только современная станция − закрытого типа. Кстати, вывеска над входом в подземку здесь изображена на парижский манер: во французской столице метро уже работало, первая линия открылась в 1900 году. Похожий вход в метро в Москве есть, он ведет на "Киевскую".

Река Москва

Река Москва

Ожидание: Оживленные, шумные берега большой судоходной Москвы-реки. По прозрачным глубоким волнам широкого торгового порта несутся огромные транспортные и торговые крейсеры и многоэтажные пассажирские пароходы. Весь флот мира − исключительно торговый. Военный упразднен после мирного договора в Гааге. В шумной гавани видны разнохарактерные костюмы всех народов земного шарa, ибо Москва-река сделалась мировым торговым портом.

Реальность: После строительства Канала имени Москвы, Волго-Балтийского водного пути, Беломорканала, Волго-Донского канала и системы гидроузлов на реке Волге, Москва стала портом пяти морей. Это значит, что в нее могут заходить суда класса "река − море", следующие до Черного, Средиземного, Красного, Белого, Балтийского, Баренцева и Северного морей. Правда, стоит отметить, что крупные суда в акваторию Москвы-реки все-таки не попадают, а заканчивают свой путь на Химкинском водохранилище, у Северного речного вокзала.

Петровский парк

Петровский парк

Ожидание: Мы переносимся мысленно в Петровский парк. Аллеи расширены до неузнаваемости. Древний Петровский дворец реставрирован, и в нем сосредоточен Музей Петровской эпохи. Повсюду бьют, сверкая, дивные фонтаны. Лишенный микробов и пыли, совершенно чистый воздух прорезывают дирижабли и аэропланы. Толпы людей в ярких костюмах XXIII века наслаждаются дивной природою на том же месте, где, бывало, гуляли мы, прапрапрадеды.

Реальность: 11-летняя реконструкция Петровского путевого дворца закончилась в 2009 году. Там теперь гостиница, ресторан, бассейн, пресс-центр и концертный зал.

Красная площадь

Красная площадь

Ожидание: Красная площадь. Шум крыльев, звон трамваев, рожки велосипедистов, сирены автомобилей, треск моторов, крики публики. Минин и Пожарский. Тени дирижаблей. В центре − полицейский с саблей. Робкие пешеходы спасаются на лобном месте. Так будет лет через 200.

Реальность: Красную площадь закрыли для сквозного автомобильного движения в 1960-е годы. Возможно, к 2200-му откроют.

Петербургское шоссе

Петербургское шоссе

Ожидание: Красивая ясная зима 2259 года. Уголок "старой" веселящейся Москвы, древний "Яр" по-прежнему служит местом широкого веселья москвичей, как было и при нас 300 с лишним лет тому назад. Для удобства и приятности сообщения Санкт-Петербургское шоссе целиком превращено в кристально-ледяное зеркало, по которому летят, скользя, изящные аэросани. Тут же на маленьких аэросалазках шмыгают традиционные сбитенщики и продавцы горячих аэросаек. И в XXIII веке Москва верна своим обычаям.

Реальность: "Яр" до сих пор стоит на Ленинградке. А вот шоссе, к счастью, катком становится редко и кратковременно − до массированной атаки коммунальных служб после снегопада.

Театральная площадь

Театральная площадь

Ожидание: Театральная площадь. Темп жизни усилился в 100 раз. Всюду молниеносное движение колесных, крылатых, пропеллерных и прочих аппаратов. Существовавший еще в 1846 году Торговый дом “Мюр и Мерлиз” в настоящее время разросся до баснословных размеров, причем главные отделы его соединены с воздушными железными дорогами. Из-под мостовой вылетают многочисленные моторы. Где-то вдали пожар. Мы видим автомобильную пожарную команду, которая через мгновение прекратит бедствие. На пожар же спешат бипланы, монопланы и множество воздушных пролеток.

Реальность: Уже в 1930-х годах в Москве появилась пожарная авиация: сначала легкие самолеты, позже (с 1960-х годов) − вертолеты. А в основанном шотландскими предпринимателями Торговом доме “Мюра и Мерлиза” сегодня находится ЦУМ.

Подпишитесь на нашу рассылку

Материалы по тегам

Яндекс.Метрика