Не то авто. Плюсы и минусы каршеринга

Почему каршеринг стал самым динамичным видом бизнеса в столице, на что рассчитывают предприниматели, запускающие новые каршеринговые проекты, и какие новые возможности появятся в связи с этим у автолюбителей? Попробуем разобраться.

Фото:m24.ru/Михаил Сипко

В Москве в сентябре начнет работу новый, шестой по счету, оператор каршеринга - Carenda. Компания обещает до конца текущего года предоставить клиентам 400 автомобилей Ravon R2, Hyundai Solaris и KIA Rio. Причем, расценки на аренду Ravon будут на уровне минимальных для рынка – 5 рублей в минуту (сейчас такие низкие расценки предлагает только компания Car5 для модели Datsun Mi-Do).

Мало того, на ноябрь анонсировано появление седьмой каршеринговой компании. При этом в середине августа всемирно известный сервис по аренде автомобилей Hertz заявил о прекращении работы в России. Компания "Ричмонт транспортные услуги", работающая под этим брендом, решила подать иск о банкротстве в Арбитражный суд Москвы. Аналитики связывают провал Hertz с развитием каршеринговых сервисов в России, которые увели у глобального конкурента всю клиентуру.

Что же делает каршеринг самым динамичным видом бизнеса в столице, на что рассчитывают предприниматели, запускающие все новые каршеринговые проекты, и какие новые возможности появятся в связи с этим у автолюбителей? Попробуем разобраться.

Мировой опыт показывает, что спрос на услуги каршеринга появляется там и тогда, где и когда людям становится сложно, неудобно и дорого использовать личный транспорт. Поэтому неудивительно, что в Москве каршеринг появился в 2015 году, когда столичные власти активно занялись развитием общественного транспорта, ограничивая возможности для личных автомобилей.

Плата за парковку для каршеринговых компаний была снижена до 20 тысяч рублей за год

Пожалуй, ключевым событием для рынка каршеринга стал выход в августе 2015 года постановления правительства Москвы № 523-ПП. По этому документу плата за парковку для каршеринговых компаний была снижена до 60 тысяч рублей за три года, в то время как обычным автомобилистам за годовой абонемент нужно платить 250 тысяч.

Воистину бесценная льгота объясняется просто – изучив зарубежный опыт, столичные специалисты пришли к выводу, что один каршеринговый автомобиль может заменить 10-15 личных машин. Таким образом, развитие каршеринга способно существенно сократить количество автомобилей на дорогах города и разгрузить улицы от пробок.

Поддержка городских властей дала отличные результаты – за два года парк каршеринговых автомобилей вырос до 2,7 тысяч, количество зарегистрированных клиентов превысило 600 тысяч человек. И, судя по всему, для двух новых компаний тоже найдется место на рынке: как заявил в одном из недавних интервью руководитель департамента внешнеэкономических и международных связей Москвы Сергей Черемин, мэрия планирует довести количество каршеринговых машин в городе до 5 тысяч. Представители компаний в свою очередь заявляют, что в таком большом городе, как Москва, требуется 10-15 тысяч автомобилей для удовлетворения имеющегося спроса.

Каршеринг vs личный автомобиль

Эти расчеты базируются, в основном, на экономических преимуществах каршеринга по сравнению с использованием личного автомобиля. При этом предполагается, что расходы на содержание собственного авто будут расти, в то время как по мере развития каршеринга, тарифы на аренду как минимум останутся стабильными, а возможно, даже немножко снизятся.

Рациональное зерно в этом, несомненно, есть. Стоимость эксплуатации автомобиля складывается из нескольких составляющих: топливо, страховка, текущий ремонт, техобслуживание, налоги. При этом основная статья расходов – расходы на топливо и страхование.

Согласно данным Росстата, за два года, пока развивался каршеринг, цена на бензин АИ-95 в Москве выросла на 10,4% - с 36,7 до 40,5 рубля за литр. При этом только за прошедший июль бензин подорожал почти на процент. Дизельное топливо за два года подорожало на 8,9% - с 34,8 до 37,9 рубля. И в обозримой перспективе цены на топливо продолжат постепенный рост.

За два года цена на бензин АИ-95 в Москве выросла на 10,4%, дизельное топливо подорожало на 8,9%

На страхование, по оценкам экспертов, приходится около четверти расходов по содержанию автомобиля, 10% — на техосмотр, 2,5% расходов - налоги. И расходы по этим статьям тоже растут с каждым годом. В целом сумма затрат на содержание автомобиля ежегодно увеличивается на 5–10% (в зависимости от модели). За пять лет она выросла на 40%.

Отдельная история – ремонт, стоимость которого привязана к курсу доллара. Ведь более половины запчастей, в том числе для "иномарок российской сборки", завозится из-за границы. Напомним, что за пять лет с начала сентября 2012 года доллар укрепился к рублю почти на 80%.

Существенной статьей расходов при использовании личного автомобиля стало повсеместное введение платных парковок. В Москве тариф на парковку может достигать 200 рублей в час. Так что если пользоваться платными парковками каждый рабочий день по несколько часов, в месяц общая сумма расходов будет исчисляться пятизначными цифрами.

В итоге, по расчетам экспертов, расходы на содержание автомобиля среднего класса в месяц составляют 14–16 тыс. рублей (около 180 тысяч в год). Это минимальные оценки, а "Делимобиль", например, оценивает среднюю стоимость владения автомобилем в 259350 рублей ежегодно – соответствующий расчет приводится на сайте компании.

Затраты на содержание арендованного автомобиля, разумеется, равны нулю: здесь все расходы складываются из тарифов на движение и ожидание.

Источник: данные компаний

*Anytime предлагает два тарифа на выбор. При использовании тарифа "Всегда в движении" аренда обойдется в 8 рублей за минуту, а парковка - по 2 рубля. А на тарифе "Комфортная парковка" – по 9 рублей за аренду, зато по 1,5 рубля за ожидание. В результате, как отмечается на сайте компании, реальная средняя стоимость аренды по статистике составляет 3,67 рубля в час.

Каршеринг vs такси

Тарифы каршеринга, конечно, гораздо ниже, чем у такси, где минимальная ставка составляет 15 рублей в минуту. Однако такси подъедет к вам, а до каршерингового автомобиля еще надо будет добраться. Мало того, у такси есть существенное преимущество перед каршерингом (и перед личным автомобилем) - право ехать по выделенной полосе. Таким образом, потеряв в деньгах, вы сможете заметно выиграть в скорости.

У такси есть существенное преимущество перед арендованным автомобилем - право ехать по выделенной полосе

Каршеринговые компании упирают на то, что в арендованном автомобиле, в отличие от такси, вы сам себе хозяин: сами выбираете маршрут, музыку, получаете удовольствие от вождения и при этом никто не пристает к вам с разговорами. Однако у всех этих преимуществ есть и оборотная сторона: в такси у вас свободны руки и вы можете заниматься своими делами, используя Wi-Fi, удовольствие от вождения сильно зависит от наличия пробок, а что касается выбора маршрута, то и для вас, и для таксиста его выбирает навигатор.

Впрочем, у каршеринга есть безусловное преимущество и перед личным автомобилем, и перед такси – возможность порулить разными машинами. В том числе теми, о которых большинство россиян может только мечтать: каршеринговые компании начинают активно предлагать в аренду автомобили бизнес-класса. Так, BelkaCar запустила проект проект BelcaBlack – "первый в России каршеринг бизнес-класса" (как написано на сайте), в рамках которого можно арендовать Mersedes-Benz CLS за 16 рублей в минуту. Пополнить свой парк престижными авто планируют в ближайшее время и другие каршеринговые компании столицы.

Что выбирать

Общественный транспорт остается самым дешевым способом передвижения. Так что если вы и ваш пункт назначения находитесь вблизи станций метро, то именно подземка окажется оптимальным вариантом (хотя и не самым комфортным).

Если вас поджимает время и вы готовы на некоторые дополнительные расходы – вызывайте такси: скорее всего, ожидание займет меньше времени, чем дорога до ближайшего каршерингового автомобиля, к тому же вы сможете воспользоваться преимуществом езды по выделенке.

Каршеринг же оказывается оптимальным вариантом, если вам нужно не просто доехать из пункта А в пункт Б, но посетить по пути несколько промежуточных пунктов.

Для наглядности можно оценить три варианта. В первом случае мы едем из дома на работу и потратим ровно час на весь маршрут с учетом утренних пробок. Во втором – едем с работы домой, по пути заскочив в магазин. Предположим шоппинг займет у нас 40 минут, в течение которых каршеринговый автомобиль будет дожидаться нас на парковке у магазина. Третий случай – если нам необходимо объехать по делам несколько мест, расположенных не слишком далеко друг от друга. Допустим, мы проведем две встречи по 30 минут и вернемся обратно в офис - получается три переезда по 15 минут плюс две парковки по 30 минут.

Понятно, что во втором и третьем варианте реальной альтернативой каршерингу может служить только личный автомобиль (представьте только, сколько запросит таксист за ожидание). Но тут вновь возникает вопрос стоимости его содержания.

Любопытная вещь – как отмечают эксперты, москвичи неожиданно гибко и рационально подходят к вопросу передвижения по городу, комбинируя разные способы и возможности. До запуска каршеринговых проектов ожидалось, что их главными клиентами станут автолюбители, которые проезжают менее 10 тысяч км в год – для них краткосрочная аренда оказывается однозначно выгоднее. Однако сейчас наблюдается другая тенденция: автомобилисты пользуются каршерингом от случая к случаю, комбинируя его с поездками на личном автомобиле и всеми другими видами транспорта. В частности, все чаще встречается вариант, когда на работу и с работы домой москвич едет на своем авто, а поездки по делам в течение дня совершает на арендованном автомобиле.

Сегодня можно с уверенностью заявлять, что рынок каршеринга далек от насыщения. Увеличение количества каршеринговых автомобилей на фоне запуска новых агрегаторов каршеринговых услуг (вдобавок к "Московскому каршерингу", Яндекс в середине августа запустил собственный "Яндекс.Каршеринг") позволят сократить затраты времени и сил на путь к арендному автомобилю. А выход на рынок новых компаний будет способствовать сдерживанию тарифов, делая каршеринг все более привлекательным по сравнению с другим видами транспорта. В результате на московских дорогах сократится количество автомобилей.

Рубченко Максим

Материалы по тегам

Яндекс.Метрика