Школа. Опасно для здоровья

Частота функциональных нарушений здоровья у российских школьников за десятилетие увеличилась в 1,5 раза, хронических болезней — вдвое. Об этом сообщил Роспотребнадзор.

Фото: m24.ru/Игорь Иванко

По мнению специалистов ведомства, большая часть нарушений здоровья связана с нерациональным питанием детей и подростков: в их рационе слишком мало молочных продуктов, растительных масел, овощей, фруктов и рыбы. Такие отклонения в пищевых привычках приводят к недостатку в организме ребенка кальция, железа, йода и цинка, что приводит к появлению функциональных нарушений здоровья.

Зато потребление продуктов с избыточным содержанием соли и сахара, а также мучных изделий растет год за годом. В результате у современных детей все чаще встречаются заболевания желудочно-кишечного тракта, ожирение, сахарный диабет и другие заболевания, связанные с питанием. "Нарушения питания детей и подростков служат одной из важных причин возникновения алиментарно-зависимых заболеваний", — констатируют в Роспотребнадзоре.

В ведомстве называют растущее количество детей с ожирением тревожной тенденцией, создающей угрозу здоровью следующих поколений: "Проблема ожирения затрагивает весь жизненный цикл – у матерей, страдающих ожирением, выше вероятность рождения детей с избыточной массой тела, а у такого ребенка выше вероятность того, что она сохранится в зрелом возрасте".

За время обучения в школе здоровье детей существенно ухудшается
Оценки Роспотребнадзора хорошо согласуются с результатами исследования, проведенного НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ "Национальный научно-практический центр здоровья детей" Минздрава РФ. Специалисты института в течение 11 лет вели наблюдение за здоровьем школьников из четырех учебных заведений Москвы – начиная с года, когда дети пришли в первый класс, и заканчивая 11-м классом. Всего в исследовании участвовало 426 детей, каждого из которых раз в год обследовали несколько врачей.

Главный вывод врачей: за время обучения в школе здоровье детей существенно ухудшается. Так, обследование первоклассников показало, что абсолютно здоровыми могут считаться 4,3% из них — эти дети попали в I группу здоровья. Ко II группе – "практически здоровых" – были причислены 44,4% первоклашек. К 11-му классу в I группе здоровья не осталось ни одного человека, а численность учащихся с II группой сократилась на четверть – до 34%. Остальные дети попали в III и IV группы здоровья, то есть в категорию лиц, имеющих отклонения здоровья или страдающих хроническими заболеваниями.

Типичный школьник – близорукий сутулый язвенник

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, самыми распространенными отклонениями здоровья среди московских школьников сегодня являются нарушения сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем, органов дыхания, нервной системы и психической сферы, а также расстройства зрения. Наиболее часто встречающиеся хронические заболевания: язвенная болезнь, гастродуоденит, сколиоз, близорукость средней и высокой степени.

Авторы исследования отмечает, что особенностями изменений здоровья школьников за последние годы являются, во-первых, снижение числа абсолютно здоровых детей. Во-вторых, изменение структуры хронической патологии: вдвое увеличилось доля болезней органов пищеварения, в четыре раза – опорно-двигательного аппарата, втрое – болезней почек и мочевыводящих путей.

Вдвое увеличилась доля заболеваний органов пищеварения, в четыре раза – опорно-двигательного аппарата, втрое – болезней почек и мочевыводящих путей
В-третьих, растет число школьников, имеющих несколько диагнозов. 20% старшеклассников сегодня имеют в анамнезе пять и более функциональных нарушений и хронических заболеваний. Наиболее распространенные из них: нарушение осанки и сколиоз (65% школьников); снижение зрения (33,4%); нарушения центральной нервной системы (26,2%); сниженная масса тела при нормальном росте (23,3%); плоскостопие (19,1%); нарушение пищеварительной системы (19%); низкая масса тела при низком росте (9,3%); ожирение (4,1%).

При этом исследователи отмечают, что проблемы с нервной, сердечно-сосудистой, костно-мышечной, дыхательной системами, зрением и психикой у детей встречаются на 14,7% чаще, чем десять лет назад.

Школа учит и калечит

Специалисты из НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков в отличие от Роспотребнадзора не считают неправильное питание главной причиной проблем со здоровьем у школьников. Они отмечают, что по сравнению с началом 1990-х годов состояние здоровья школьников по распространенности функциональных отклонений ухудшилось в 2,4-2,7 раза, а по частоте хронических болезней на 40-70%. "При этом питание в детских образовательных учреждениях в то время было существенно хуже, чем сейчас", – подчеркивают исследователи.

Главной причиной негативных тенденций они считают постоянный стресс, который испытывают нынешние дети. Этот вывод основан на нескольких фактах.

Первый – в младшей и средней школе мальчики болеют чаще, чем девочки, но к 11-му классу ученицы "перегоняют" учеников. "Это объясняется тем, что, с одной стороны, девочки быстрее включаются в учебный процесс, чем мальчики, и лучше справляются со школьной нагрузкой. Однако уже в старших классах они более усердно занимаются, чем мальчики, больше переживают из-за экзаменов, в результате у них чаще развиваются психосоматические нарушения", – объясняют авторы исследования.

Второй – нарушения здоровья чаще встречаются среди учащихся лицеев и гимназий, где нагрузки выше, чем в обычных школах.

Третий – опережающими темпами растут "школьно-обусловленные" функциональные отклонения и хронические заболевания: нервно-психические и сердечно-сосудистые функциональные расстройства, нарушения органов пищеварения и зрения, хронические заболевания опорно-двигательного аппарата.

Четвертый – количество психосоматических заболеваний среди школьников резко подскочило после введения ЕГЭ, а также общегосударственного экзамена в 9-м классе.

Выводы специалистов НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков подтверждают их коллеги из Института возрастной физиологии РАО. Они на основе многолетних исследований даже составили рейтинг школьных факторов риска для здоровья детей, проранжировав их по значимости и силе влияния. На первых местах по ущербу детскому здоровью в этом рейтинге оказались "стрессовая педагогическая тактика", "интенсификация учебного процесса" и "несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников".

Источник: Институт возрастной физиологии РАО

Примечательно, что официальная статистика Минздрава рисует более радужную картину. По информации ведомства, за последнее время доля школьников, относящихся к I и II группам здоровья (то есть полностью или практически здоровых), выросла до 84,6%.

Аналитики отмечают такое расхождение в цифрах низким качеством обязательных медосмотров детей, которые в соответствии с приказом Минздрава проводятся раз в год. На основании этих обследований детей относят к той или иной группе здоровья. Однако такие осмотры обычно оказываются формальными и поверхностными, так что выявляемость нарушений здоровья по их результатам близка к нулю. Отсюда и позитивная статистика Минздрава.

Рубченко Максим

Материалы по тегам

Яндекс.Метрика