26 августа 2015, 15:45
Как правильно защищаться от коллекторов
Ознакомьтесь с законодательством
Коллекторские агентства и подобные организации по взысканию долгов являются не органами полиции или надзорными структурами, а предпринимателями. Поэтому защититься от них можно через банки, заказавшие у них услуги по взысканию долгов.Коллекторы не имеют права:
- Незаконно проникать в жилище
- Незаконное проникновение в жилище, совершенное против воли должника, наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или даже арестом на срок до трех месяцев
- Незаконное проникновение в жилище, совершенное с применением насилия или с угрозой его применения, наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или лишением свободы до двух лет
- Нарушать тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений граждан
- Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений граждан наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей
- Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений граждан, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или лишением свободы на срок до четырех лет
Между коллекторским агентством и должником может быть составлено письменное соглашение, уточняющее способы погашения задолженности.
Важно: каждая из сторон может расторгнуть данное соглашение в любой момент, уведомив другую о своем решении.
Коллекторам запрещено
- Уничтожать или повреждать имущество (или угрожать этим)
- Применять к должнику физическую силу (или угрожать этим)
- Причинять вред здоровью должника (или угрожать ему убийством)
- Применять методы взыскания долгов, опасные для жизни и здоровья людей
- Оказывать психологическое давление на должника или иных лиц, используя выражения или совершая действия, унижающие честь и достоинство
- Скрывать информацию о номере телефона, с которого должнику осуществляется звонок или направляется сообщение, а также адрес электронной почты
- Передавать третьим лицам или делать доступными для них сведения о должнике, просроченной задолженности, ее взыскании или любые другие персональные данные должника (если иное не предусмотрено федеральным законом)
- Вводить должника в заблуждение относительно:
- Правовой природы и размера задолженности, причин, по которым должник не может ее погасить, а также сроков исполнения обязательства
- Принадлежности коллекторов (или коллекторского агентства) к органам государственной власти или местного самоуправления
- Передачи дела в суд, последствий неисполнения обязательства, возможности применения к должнику административных или уголовно-процессуальных мер
Связь коллектора с должником
Коллектор может связываться с должником следующими способами:- По телефону
- Отправляя письма по почте
- Посредством личных встреч
- С помощью текстовых, голосовых или иных сообщений
Коллекторы не могут беспокоить должника:
- В рабочие дни в период с 22:00 до 8:00
- В выходные и нерабочие праздничные дни в период с 20:00 до 9:00 (по местному времени по месту жительства или пребывания должника)
Допустимое количество обращений:
- Не более 2 раз в сутки
- Не более 4 раз в неделю
- Не более 16 раз в месяц
Коллекторы могут взаимодействовать с третьими лицами (родственниками, соседями и т.д.) должника только при соблюдении следующих условий:
- При наличии письменного согласия должника
- При отсутствии несогласия третьего лица на данное взаимодействие
При общении с коллекторами
Выходя на связь с должником, коллектор обязан сообщить:- Собственные Ф.И.О.
- Полное наименование организации, от лица которой он действует
- Сведения о факте наличия просроченной задолженности
- Номер телефона кредитора (или лица, действующего в его интересах, то есть, коллекторского агентства)
Если информация пересылается по почте, дополнительно должны быть указаны:
- Информация о кредиторе (или лице, действующем в его интересах, то есть коллекторском агентстве)
- Почтовый адрес, адрес электронной почты и номер телефона кредитора
- Реквизиты банковского счета, на который могут быть зачислены денежные средства
- Сведения о:
- Договорах или иных документах, подтверждающих полномочия кредитора
- Договорах или иных документах, являющихся основанием возникновения права требования к должнику (к примеру, решение суда)
- Размере и структуре задолженности
- Сроках и порядке ее погашения
Важно: не подписывайте никакие документы, предоставляемые коллекторами, если не уверены в их правовом статусе.
В случае нарушения коллекторами своих полномочий, ведите фото- или видеосъемку, а также записывайте все разговоры на диктофон.
Обратитесь в Центральный банк
Зайдите на сайт Центрального Банка РФ (если коллектор действует от имени банка по доверенности)- Найдите раздел "Интернет-приемная Банка России"
- Кликните "Подать жалобу"
- В графе "Микрофинансовые организации" кликните "Несогласие с действиями организации по возврату задолженности"
- В жалобе опишите ситуацию, ссылаясь на нарушение законов
- Укажите Ф.И.О. и ваши контактные данные
Получите на электронную почту информацию о том, под каким входящим номером принят ваш запрос. В уведомлении будет указан департамент и исполнитель. Вы можете обратиться в банк для уточнения вопросов.
Обратитесь в территориальный орган МВД
Обратитесь с паспортом в территориальный орган МВД. Напишите заявление о возбуждении уголовного дела по фактам оскорбления, угроз побоями, убийством или уничтожением имущества, если звучат такие угрозы.Вы также можете подать заявление в электронном виде. Для этого зайдите на сайт Министерства Внутренних Дел РФ.
- Найдите раздел "Прием обращений"
- Выберите подразделение для приема вашего обращения
- Укажите в заявлении:
- Ф.И.О.
- Почтовый или электронный адрес для направления ответа
- Суть обращения
Важно: если есть факты унижения достоинства и нанесения ущерба деловой репутации, нужно обратиться в суд по этим фактам для получения компенсации.
Обратитесь в ваш банк
- Зайдите на сайт своего банка
- Найдите форму отправки писем и обращений
- Напишите жалобу
- Укажите номер жалобы, отправленной в ЦБ РФ (если вы заранее отправили заявление в ЦБ РФ)
Решите проблему
В течение 30 дней будет рассмотрено заявление и принято соответствующее решение.Ответ будет направлен на вашу электронную почту.
Решите проблему
В трехдневный срок обращение будет зарегистрировано.В течение 30 дней со дня регистрации заявление будет рассмотрено, а решение - принято.
- Ждите звонка (если вы подавали заявление в письменной форме)
- Ждите ответа, который будет направлен на вашу электронную почту (если вы подавали заявление в электронном виде)
Решите проблему
Получите уведомление о принятии вашего заявления.В течение 30 дней будет рассмотрено обращение и будут приняты соответствующие меры.
Ответ будет направлен на вашу электронную почту.