29 марта 2018, 00:00
КультураКакие шедевры Лейденской коллекции представили в Пушкинском музее
В Музее изобразительных искусств имени Пушкина начинает работу выставка "Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции". Там представили частное собрание американского миллиардера и филантропа Томаса Каплана и его супруги Дафны, в которое вошли редкие картины лучших мастеров голландской живописи. Подробнее о выставке – в фоторепортаже портала Москва 24.
Фото: портал Москва 24/Владимир Яроцкий
-
Фото: портал Москва 24/Владимир Яроцкий
Коллекцию голландского искусства Томас Каплан начал собирать после покупки небольшого рисунка Рембрандта, на котором изображен молодой лев. Кошки – еще одна любовь бизнесмена, помимо живописи. Им основан фонд, который занимается защитой диких животных.
-
Фото: портал Москва 24/Владимир Яроцкий
Свое название Лейденская коллекция получила в честь родного города Рембрандта, ставшего культурным центром Золотого века Голландии. Собрание насчитывает около 250 экспонатов, среди которых выделяются шедевры Рембрандта, Вермеера, Рубенса, Карела Фабрициуса.
-
Фото: портал Москва 24/Владимир Яроцкий
Но голландцами коллекция не ограничивается. Одной из ее главных жемчужин по праву считается карандашный набросок Леонардо да Винчи "Голова медведя".
-
Фото: портал Москва 24/Владимир Яроцкий
"Своей задачей коллекционера я считаю необходимость отдать должное человеку, который изменил мир. Та свобода, которую нам подарил Рембрандт, относится не только к искусству, но и к политике. С него начинается отсчет Нового времени", — уверен обладатель коллекции.
-
Фото: портал Москва 24/Владимир Яроцкий
Помимо 12 полотен Рембрандта, на выставке представлены работы его учеников и последователей: Говерта Флинка, Геррита Дау, Франса ван Мириса, Яна Ливенса, Якоба ван Лоо и многих других художников. Есть в собрании и полотно Карела Фабрициуса "Явление ангела Агари". Мастер был заново открыт после выхода в свет бестселлера Донны Тартт "Щегол".
-
Фото: портал Москва 24/Владимир Яроцкий
Собрание Рембрандта, представленное в коллекции, охватывает все периоды творчества лейденского гения: от самых ранних до написанных в последние годы жизни.
-
Фото: портал Москва 24/Владимир Яроцкий
Эскиз "Женщина в белом чепце". То, что эта работа принадлежит кисти Рембрандта, было установлено лишь в начале 2000-х. До этого картина находилась в частности коллекции, обладатели которой не смогли достоверно выяснить авторство. "Женщина в белом чепце" стала настоящим подарком для искусствоведов. Исследователи доказали необычный факт: Рембрандт не писал портрет конкретного человека, а использовал сюжет для экспериментов со светотенью.
-
Фото: портал Москва 24/Владимир Яроцкий
Супругам Капланам принадлежит крупнейшее частное собрание Яна Стена. В Лейденской коллекции представлены 13 работ одного из самых ярких художников голландского барокко. Среди них можно выделить "Молитву перед едой" – невероятно выразительное жанровое полотно на бытовой сюжет.
-
Фото: портал Москва 24/Владимир Яроцкий
С Рембрандтом в экспозиции соседствует Ян Ливенс – еще один титан голландского Золотого века. Мастеров связывали непростые отношения. Близкие друзья в жизни, в творчестве они были непримиримыми соперниками. В этом соревновании победил стиль Рембрандта, а Ливенс покинул Лейден, чтобы стать придворным художником английской королевской семьи. На выставке представлено пять работ мастера, среди которых можно выделить "Мальчика в плаще и тюрбане". Это портрет принца Руперта Пфальцского.
-
Фото: портал Москва 24/Владимир Яроцкий
Несмотря на то, что Ливенса и Рембрандта принято противопоставлять друг другу, на выставке их можно увидеть рядом. Это "Портрет Рембрандта в восточном одеянии" кисти Изака де Яудервиля и "Автопортрет" Ливенса.
-
Фото: портал Москва 24/Владимир Яроцкий
Сейчас собрание находится в туре по ведущим музеям мира. Коллекция побывала в Пекине, а после Пушкинского музея отправится в Эрмитаж и затем в Лувр Абу-Даби. Для каждой страны кураторы выбирают свой символ выставки.
-
Фото: портал Москва 24/Владимир Яроцкий
В России выбор пал на картину Рембрандта "Минерва". Как напомнили организаторы, имя римской богини мудрости было прозвищем императрицы Екатерины, которая также была страстным коллекционером голландской живописи.
-
Фото: ТАСС/Валерий Шарифулин
И, возможно, самый ценный предмет коллекции – "Девушка за верджинелом", маленький шедевр Вермеера с непростой судьбой. Долгое время считалось, что картина – одна из множества подделок, написанных фальсификатором Хансом ван Меегереном. Лишь совсем недавно удалось установить, что шаль девушки написана не охрой, а оксидом свинца. Рецепт краски был утерян и восстановлен лишь в середине ХХ века, поэтому ван Меегерен не мог ее использовать. Кроме того, на авторство указывает обивка стула, написанная ультрамарином из афганской ляпис-лазури – своего рода фирменным знаком Вермеера. Так что сейчас у исследователей нет сомнений в подлинности полотна.