Москва 24

17 апреля 2013, 16:19

Электронные учебники вызвали большой интерес у педагогов

Фото: ИТАР-ТАСС

В некоторых московских школах уже начался эксперимент по использованию электронных учебников. Сегодня мы хотим поговорить на эту тему более предметно с директором Технологического центра модернизации образования Александром Осиным.

Скажите, вы стояли у идеи возникновения электронных учебников у нас в Москве?

Нет, по идее, в этой формулировке у истоков стояла Ольга Юрьевна Голодец и дальше некоторые организационные действия, в частности конкурс правительства города Москвы. А вообще у истоков электронного образовательного контента в стране стоял я.

Как скромно. У истоков электронного образовательного контента.

Совершенно верно, я всю жизнь занимался электронным образовательным контентом в стране и у самых-самых первоистоков, поэтому, есть с чем сравнивать.

Давайте тогда обратимся к последним данным – в интернете очень много информации о том, что в 60 московских школах 1 апреля начался эксперимент по введению электронных учебников.

Да, действительно. Давайте уточним. На самом деле эксперимент свалился не с неба. В прошлом году московское правительство, как раз по предложению Ольги Юрьевны Голодец, когда она еще работала в правительстве, провело конкурс грантов на поддержку создания электронных учебников. И все кто этим занимался в стране, не только в Москве подали заявки на этот конкурс.

То есть был конкурс на создание электронных учебников?

Нет, был конкурс не на создание, а на поддержку создания. Стоимость электронного учебника, по некоторым оценкам, десятки миллионов рублей. Конкурс грантов – это конкурс, который по существу, тем, кто уже начал делать, оказывает некоторую поддержку. Эта поддержка, по сравнению с ценой на электронный учебник, не такая большая – 5 миллионов. Но, тем не менее, на этот конкурс подали 88 заявок, из которых было отобрано 11. Только 11 решений получили поддержку московского правительства.

То есть 11 электронных книг, 11 электронных учебников.

11 электронных учебников. На эти деньги на поддержку грантов в конце прошло года победители доработали эти учебники и в этом году, начиная с конца февраля, если быть точным. В разных школах это стартовало по-разному, все зависело от того, насколько сами учителя в школах вошли в проблему. Начиная с конца февраля, эти 11 учебников были приняты в апробацию. Всего таких школ официально по приказу правительства 60 во всех округах Москвы. Но, на самом деле их существенно больше, потому что интерес к электронным учебникам огромный, и начали звонить руководству департамента, мне напрямик из школ Москвы с просьбами "можно и нам поучаствовать?". Все учебники, которые у нас остались после раздачи по официальным школам, мы раздали в эти школы. Так, что по моим оценкам, официально 60, а где-то 70-75 в этом процессе сейчас участвуют.

И 11 учебников – это основные предметы: русский язык, математика, история, алгебра.

Не факт. Я не знаю, что вы называете основными предметами. Там есть, конечно же, русский, математика, но математики в школе много, есть геометрия, есть алгебра. Там есть, конечно же, история, там есть еще изобразительное искусство и музыка. И именно потому изобразительное искусство и музыка, что до сих пор эти предметы были золушками. Практически невозможно описывать живопись или музыку на бумаге, а электронный учебник – это совсем другое. Просто принципиально другая вещь, и важно понимать, что никакого отношения электронный учебник к носителю, к планшету, к ридеру не имеет. На самом деле, давайте подумаем сами, электронный учебник – это информация. Когда мы книгу в руках держим, мы информацию в руках держим – нет. Мы не можем буковки снять со страниц книги, мы держим носитель – бумагу. Ровно тоже самое электронный учебник. Это контент, а не устройство. Это только контент в цифровых форматах, его можно носить на флешке, носить на диске, можно передавать по интернету и воспроизводить этот контент будет любой, заметьте, компьютер. Если у вас есть планшетный компьютер – здорово. К инновационным качествам электронного учебника добавляется еще то, что планшет маленький и легкий. Но, если у вас есть обыкновенный компьютер, вы тоже можете его воспроизвести. Это очень важно, потому что ждать, когда с неба нападает огромное количество планшетов мы просто не стали. Уже завтра, уже сегодня, на самом деле вчера, если мы говорим о феврале этого года, дети наши работают с электронными учебниками на тех компьютерах, которые у них есть. Не в компьютере дело, инновационные качества электронного учебника – это вообще тема отдельного разговора.

Никакого отношения к весу носителя, опять-таки дело не в носителе, не в книжках. На первом месте, отнюдь не вес. Да, это дополнительные медицинские показания, это неплохо. Но я работаю не в департаменте здравоохранения, а в департаменте образования. Ровно так же, как и планшет привносит свои показания – он маленький, но емкий. Точно так же то, что медицина, в эту сторону и это важно, в разработке электронных учебников работают и врачи. Но, это второстепенный и не наш вопрос. Это вопрос наш только в том случае, что я сам родитель и дедушка. Это вопрос другого департамента, а мы говорим об инновационных данных электронного учебника. Он вообще по-другому учит, вообще по-другому. Смотрите, как раньше было устроено образование: учитель что-то диктовал, объяснял, потом детишки шли домой, читали учебники, возвращались в школу, там происходил опрос – это аттестация знаний, и там происходили все практические занятия. Лабораторные сделать – только в школе, хорошие практические занятия, например, по истории с посещением лора – просто забудьте. Замечательное практическое занятие с посещением планетария – забудьте, очень хочется, но не получается. Или еще великолепное практическое занятие, например, на биостанции, тоже в Москве забудьте. И мы об этом всем забыли. Электронный учебник позволяет дома сделать все, что раньше можно было только в школе. А получить информацию в аудиовизуальных форматах, это значит, что в учебнике сейчас звук, музыка, анимация, а для искусства и для учебника музыки – это крайне важно.

И видеоряд красочный.

Видеоряд и звуковой ряд. Но это самое простое, в учебнике сейчас практические занятия. Лабораторная работа по химии дома. Но, это самое простое – посещение Эрмитажа, разобрать можно как устроен нотоносец, это я про музыку говорю. Можно проделать лабораторную работу или практическую по биологии. Можно лягушку препарировать, при этом ни одна лягушка не пострадает. Можно вырастить колосок, можно посмотреть, как развивает семядольное растение – этого никогда в школе не было. Электронный учебник теперь позволяет где угодно, а не только в школе сделать гораздо больше, чем раньше было можно в школе. Это означает, что домашнее задание совсем другое, с другим функционалом или, в переводе на педагогический язык – это значит кардинальное повышение значимости самостоятельной деятельности. Когда я учился в школе, это было полвека назад, самым доблестным поступком было положить кнопку на стул Марьивановны. Теперь мой старший внук говорит, что самая главная доблесть, вот какая – подготовиться к уроку лучше, чем Марьивановна. Для этого нужно полдня потратить, лазить по интернету и так далее. А мы теперь даем всем детям учебник, он приходит на урок, подготовленный нет, не лучше учителя, просто теперь с этим учебником она перестает диктовать, ей не нужен опрос. Все результаты домашней работы к ней приходят на компьютер, она смотрит, кто что сделал дома, ей не нужен опрос. Она теперь весь урок может посвятить, как человек своим воспитанникам, своим детям. Перейти от вещания к дискуссии с учениками. Это самое интересное. Итак, домашнее задание в три раза мощнее, кроме информации, да и только в тексте, она теперь хорошая информация в аудиовизуальных форматах, плюс практические занятия, плюс само-аттестация. И в классе учитель, наконец-то начинает работать как человек, а не как магнитофон с дополнительной функцией поддержания порядка в классе.

С внедрением новых технологий методика преподавания в школе должна измениться. Расскажите, как информационно-образовательный ресурс повлияет теперь на обычный урок. То есть, теперь обычного урока в 75 московских школах нет как такового?

Чтобы было совсем понятно, от простого. Я уже 10 лет говорю: компьютер в урочное время в классе не нужен, компьютер должен быть только у учителя, он должен ему помогать вести урок. Компьютер, доска и так далее. Итак, на уроке классный, современный, творческий учитель, дома – компьютер. Вот в этом сочетании мы добьемся другого качества, другого интереса и другого качества образования. Это первое. И второе, самое забавное вот в чем, я уже говорил, что я уже давно занимаюсь этой проблемой. 20 лет назад, если можно было пошарить по интернету, поговорить на каких-то конференциях, учителя наши и родители были другие. А сегодня я с удивлением обнаруживаю, что самые лучшие учителя именно так проводят урок, они общаются с учениками, а не диктуют им. Но, смысл электронного учебника и новых образовательных технологий именно образовательных. Речь идет именно об образовательных технологиях, а не внедрении внешних ИКТ и так далее. Образовательные технологии меняются, смысл заключается в том, когда появляется электронный учебник, у нас все учителя теперь будут так работать, как лучше. Электронные учебные материалы позволяют каждому учителю почувствовать себя равным среди лучших, а с каждому ученику сильным среди равных.

Но, вот эти учебники действительно прошли доработку, прошли проверку, были учтены какие-то пожелания?

Одну секунду, это очень долгий и дорогой процесс. О цене мы поговорим отдельно. Давайте разберемся, на конкурс в прошлом году были поданы некоторые разработки некоторых компаний 88. Дальше смотрели специалисты-эксперты, говорили, что мы возьмем только 11 и то, только в тех 11 было написано: вам нужно доработать это и это, иначе мы не допустим до наших детей. Они доработали первый раз, сейчас все ушло в школы и сейчас экспертами выступают дети и учителя. И я себе представлю себе, какой список 5 июня (у нас 5 июня формально кончается эксперимент) пожеланий и доработок выкатят сейчас. Я уже знаю, о чем говорят в школах, им нравится в целом, но недоработки мы видели – специалисты, а дети с учителями увидят в три раза больше. И этот список недоработок, пожеланий, мало ли пришло в голову разработчику, совсем другое может прийти в голову учителю, что ему нужно. После этого их еще раз доработают и только после этого, они, может быть, появятся на рынке.

А по времени сколько пройдет?

Мы очень рассчитываем, что к сентябрю этого года некоторые учебники из этого списка появятся на рынке. Не в учебниках дело, мы должны придти к новым образовательным технологиям, с помощь которых учителям будет труднее, но интереснее. А детям интереснее, но продуктивнее. Так вот, если они появятся в сентябре, нужно понимать, что это будет капля в море. Вообще говоря, в школах Москвы по экспертным оценкам появятся более 300 учебников, разрешены же вариативные учебники, а мы предлагаем 5, ну 10. Начало? Да, начало. Но, нужно отчетливо понимать, что это начало необратимого процесса. Необратимого, потому что меня многие журналисты и вообще на разных СМИ спрашивают: стоит ли это делать или нет. Вопрос вообще не стоит, потому что во всем мире это уже сделано.

То есть мы к этому придем тоже?

Да, мы к этому придем тоже, позже, но придем. На сегодня мы не опоздали от мира очень сильно, но если мы не предпримем решительных мер для развития, об этом совсем недавно говорил мэр города, когда ему объясняли, он был в школе около месяца назад. Он спрашивает: как у вас обстоит дело с электронным учебником, ему говорят: все хорошо. Главное, издатели теперь воодушевлены – они что-то будут делать. Не будут, сказал мэр, без нашего участия. И он абсолютно прав. На самом деле, это инновационная штука и без государственно поддержки не то, чтобы в нашей стране, во всем мире ничего не развивается подобного рода. Это огромные риски для издательства, это огромные деньги. Создание электронного учебника в три-пять раз выше, чем каллиграфического.

Почему тогда еще там медленно внедряются новые образовательные технологии у нас, во всем мире то уже давно?

Нет, нет ,нет, вот только не надо, как это говорили при социализме – западнопоклонничества. Нет, я очень хорошо знаю ситуацию в мире. Во всем мире этот процесс идет в плановом порядке, без разрыва от производства, старшие школьники знают, что это такое. Непрерывный процесс, да? Но, я вот только что был на международной выставке. Процесс там идет в плановом порядке и говорить, что там все хорошо и что там все дети учатся по электронным учебникам нельзя. Нет там никаких электронных учебников. Фирма Apple всего полтора года назад показала первый электронный учебник, который показал большой резонанс в мире, до нас известно, что даже в Бразилии были электронные учебники, это были фрагменты во всем мире. Просто Apple – это мощная фирма разрекламировала свой продукт, но всего полтора года назад. В том понимании, в котором мы сейчас говорим, абсолютно инновационный продукт, этих учебников и в мире пока немного.

Ваше ноу-хау, Александр Васильевич.

Нет, это ноу-хау всего мира, на самом деле, если бы Apple не показал, как он сделал. С какой радости Apple, который всегда делал всю жизнь компьютеры, сделал учебник? Понятно, для того, чтобы продвигать свои планшеты. Но, Apple – серьезная фирма, она привлекла для работы огромные деньги и серьезных специалистов для того, чтобы показать свой известный учебник по биологии. Но, они сказали: у нас практики аттестации, интерактивных пока нет, но будут. Поэтому, не надо думать, что мы впереди планеты всей, отнюдь нет, и более того, видны огромные препятствия, которые мы знаем, как преодолеть, но для этого нужна и политическая воля в том числе. Но и то, что мы отстаем от планеты всей безнадежно, вот в этой зоне до уровня автомобилестроения мы пока еще не дошли. Я имею уровня российского автопрома, мы пока не дошли.

Чтобы эти инновационные технологии развивались, нужны инвестиции – деньги или мозги?

Самое интересное, почему конкурс правительства города Москвы 88 заявок? А вот почему, на самом деле наше государство в лице министерства образования и науки с 2007 года ввело подготовку к электронному учебнику и у нас есть замечательные бесплатные для всех пользователей ресурсы, в том числе и те, которые я говорил – для практических занятий, аттестации. Которые находятся на сайтах министерства образования, на порталах. Они, на самом деле, всем известны и они бесплатны, потому что их оплатило государство. И это было недешево, около 2 миллиардов государство потратило на эти продукты. Так вот, 88 заявок мы получили только потому, что в условиях конкурса было сказано: этот текст принадлежит издательствам известным и текст этого учебника в списках рекомендованных учебников. Но, на самом деле текст в электронных учебниках занимает 5%, самое дорогое – электронные образовательные ресурсы, интерактивы, электронные иллюстрации вы можете взять бесплатно сайтов, которые принадлежат народу, потому что это было оплачено государством. Вот почему 88 заявок и понятно, что именно этот путь надо делать.

Вопрос от слушателя. Я хотела бы спросить, есть ли электронная версия физики?

Электронный учебник. Я подчеркиваю, это не электронная версия книги, не ее копия. Электронный учебник физики существует, он тоже в апробации и сделан, кстати, не в Москве, а в Воронеже. И самое забавное, что он работает не только на планшетных, стационарных компьютерах, он работает даже на смартфонах. Это всем очень понравилось, но мы понимаем, что это не очень хорошо, потому что экран у телефона маленький, поэтому это просто дополнительный плюс даже на смартфоне.

Какая-то подсказка, шпаргалка своего рода.

Да. Пожалуйста, электронный учебник, когда мы говорим об электронной версии мы возвращаемся на 20 лет назад, когда сказали: электронное – это обычное, но на экране компьютера. Эта идея умерла, потому что книга намного лучше, она используется всегда и везде, хоть в метро, хоть на лужайке и она привычна. А для того, чтобы прочитать электронную версию я должен бежать туда, где стоит мой компьютер, тогда были только настольные, это же полная ерунда. Поэтому, я настаиваю на полном обозначении – электронный учебник, а не электронная версия полиграфического учебника.

Итак, именно эти 11 компаний, которые из 88 победили в прошлом году, и будут теперь отвечать за образовательные электронные технологии.

Нет, за новые образовательные технологии будет отвечать тот, кому это положено. Департамент образования города Москвы, министерство образования и науки федерации и так далее. А эти компании отвечают за производство электронных учебников. Это один из компонентов новых образовательных технологий.

Производство, так скажем, образовательная часть будет дополняться с учетом всех пожеланий и, соответственно, этого итогового эксперимента, который продлится до конца года. Но уже какие-то отклики есть, вы волнуетесь, ведь это ваше детище?

Есть отклики. Во-первых, мы проводим постоянно вебинары с учителями школ, их все-таки 60-70, как я говорил, есть еще такие фрилансеры, которые подключились, но не числятся в приказе, от этого мало что меняется – люди хотели и попробовали. На вебинарах мы все общаемся, слушаем, но, в основном на вебинаре они задают вопросы технологические, педагогические, речь идет не только о технологиях работы с учебником, методологических методов. Вот когда с ними впрямую пообщаешься с ними или со школьниками и еще почитаешь у нас замечательная окружная пресса. Я недавно читал газету, которая называется "Звездный бульвар Восточный округ" и там как раз были отклики учителей и школьников. Самое поразительное, что все они были положительные, с замечаниями, и даже был выстроен такой быстрый рейтинг учебников. Самое поразительное в этой статье было, что все высказывания учителей и учеников на 100% совпадают с моими и моих экспертов.

Как это было приятно, это же было изнутри. Сколько же людей прочувствовали это на своей шкуре.

На 100% все совпало. О чем люди говорят, они говорят, во-первых, это зоопарк. Каждый учебник составлен на собственной информационной платформе и нужно к ней привыкать, значит, нужны некоторые унифицированные требования, но начало есть. Например, в некоторых школах в учебниках есть флеш-плеер, когда ставишь в Windows на компьютер, он должен ставить автоматически, но многие не ставят. Ну и пришлось проверять и так далее. Дальше, детям очень нравятся практические занятия, это было давно известно, потому что электронные образовательные ресурсы, но, когда вы в виртуальной реальности делаете лабораторную работу – уже хорошо, а когда вы в музей сходите или, когда мы говорили про препарирование лягушек – ничего более умного, я же давно биологию изучал, не приходит просто в голову. Хотя есть, например, взятие крови, оказывается, это проходят в школе. В виртуальной реальности учатся определять группу крови, оказывается, это изучают в школе. Я сам могу показать такой интерактивный модуль. Практические занятия и аттестация в виртуальной реальности совсем не только не отменяют, но и к ним готовят.

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

Яндекс.Метрика

Следите за новостями:

Больше не показывать