Осенью в Москве традиционно начинается сезон современного искусства. 19 сентября открылась 7-я Московская международная биеннале. Как правильно воспринимать необычные арт-объекты и что делать, чтобы время на выставках не было потрачено впустую порталу Москва 24 рассказала искусствовед, историк, основатель школы OPPOPART Анастасия Постригай.
Фото: Москва 24/Юлия Иванко
1. Работайте с информацией
Для понимания контекста, а следом и замысла художника, нужна информация. Ищите сведения в каталогах выставок, табличках рядом с работами, статьях арт-критиков, книгах. Разбираться в современном искусстве – это напряженная работа, которая не заканчивается в момент, когда вы покидаете музей. Вы на правильном пути, если думаете о том, что увидели, и после выставки. Поэтому не ленитесь дополнять свои впечатления новой информацией, найденной самостоятельно.
Фото: Москва 24/Юлия Иванко
2. Дайте себе время
Если на выставке вы ничего не поняли даже после прочтения умной книжки, ничего страшного. Просто дайте себе время. Бывает так, что при встрече с произведением ты ничего не чувствуешь. Но потом, через несколько часов или даже дней, пазл складывается. Современное искусство – чуткая вещь, которая всегда требует нужных обстоятельств и настроений.
Фото: Москва 24/Игорь Иванко
3. Обсуждайте
Иногда современное искусство лучше смотреть в компании. Многие любят встречаться с искусством наедине. Но современное искусство – это как раз та сфера, где в спорах возможно рождение истины. Все люди смотрят на мир под своим углом. Иногда для полноты картины не хватает именно чужих впечатлений.
Фото: Москва 24/Юлия Иванко
4. Делитесь впечатлениями в соцсетях
После похода на выставку поиграйте в арт-критика, расскажите о своих мыслях и впечатлениях в соцсетях. Не лишними будут и музейные селфи. В этом нет ничего зазорного. Напротив, тогда восприятие произведения может выйти на новый глобальный уровень. И может быть, ваши советы и методы помогут кому-то другому сблизиться с современным искусством.
Фото: Москва 24/Юлия Иванко
5. Настройтесь
Звучит банально, но искусством нужно наслаждаться. То есть радоваться любым эмоциям, что вызывает у вас произведение. Современное искусство – это цепочка жестов художника и реакции зрителя. Неважно, какой будет эта реакция. Здесь даже отрицательные эмоции, такие как гнев, возмущение, брезгливость, стоят очень дорого. Пусть и голова, и сердце думают одновременно, тогда случится чудо и родится впечатление.
Фото: Москва 24/Игорь Иванко
Также важно не быть скептиком. Презрительно-разочарованное "Это что, искусство?", а следом "Да я тоже так могу!" – глухая стена, что отделит вас от современного искусства. Успокаивайте себя тем, что если эта работа достойна выставки и места в музее, значит, кто-то другой считает ее искусством. А к чужому мнению иногда полезно прислушиваться.
6. Ищите контекст
Художник всегда сам определяет границы мира, в котором существует, и границы смысла, что несут его произведения. Это и есть контекст. Два столетия назад контекст у художников был невелик: чаще всего они изображали то, что видели, и не придумывали ничего нового. Первыми расширили контекст импрессионисты – без их дерзости человечество осталось бы без модернизма, что правил бал в начале суматошного XX века.
Фото: Москва 24/Игорь Иванко
Контекст художников нашего времени очень широк, в нем запросто можно заблудиться. Не всегда понимаешь, в каких пределах искать смысл работы. Но у каждого автора есть биография – ищите ответы там. Где он родился? Как стал заниматься искусством? Кто на него повлиял? Например, художник Конор МакКриди пишет абстрактные монохромные полотна синего цвета. Но почему, ведь есть и другие цвета. Картина проясняется, когда углубляешься в его биографию и видишь там упоминания о страстной любви к Пикассо и "королю синего" Ив Кляйну.
7. Держите руку на пульсе
Важно, чтобы встречи с современным искусством были регулярными. Следите за тем, что происходит на рынке сейчас, и старайтесь не упускать хотя бы самые громкие выставки. Здесь очень важно быть "в теме", тогда каждое новое событие будет дополнять впечатлениями то, что вы усвоили ранее.
Фото: Москва 24/Игорь Иванко
Читайте также
- Пять главных выставок осени: Биеннале, Такаси Мураками и Константин Бранкузи
- Певица Бьорк примет участие в 7-й Московской биеннале современного искусства
В основном проекте участвуют 52 художника из 25 стран, среди которых исландская певица и художница Бьорк, ее бывший муж – американский художник Мэтью Барни и датчанин Олафур Элиассон, известные своим сотрудничеством с крупнейшими музеями мира – от Tate Modern в Лондоне до нью-йоркского MoMA.
Фото: Москва 24/Алексей Субботин
Разработкой концепции и отбором работ занималась арт-директор Музея современного искусства в Токио Юко Хасегава при поддержке Агентства по делам культуры правительства Японии и Министерства культуры РФ.
"Проект "Заоблачные леса" показывает нам новое креативное племя – художников, которые перестают жить в "лесах" и вслед за развитием технологий перемещаются в "облака", – рассказал Юко Хасегава. По ее словам, внимание при отборе художников было направлено на тех, кто приносил свежий взгляд на новые технологии, придавал новую жизнь старым художественным языкам, не забывал о культурных корнях и рассматривал мир как единую экосистему для того, чтобы осмыслить искусство, – его историю, жанры и медиа.