Москва 24

Культура

15 августа 2016, 14:55

10 неизвестных: что такое поп-арт и как понять Энди Уорхола

6 августа Энди Уорхолу исполнилось бы 88 лет

Энди Уорхол "Зебра греви", 1983

Обычно мы посвящаем рубрику "10 неизвестных", которая выходит на сайте m24.ru каждый понедельник, забытым и малоизвестным произведениям искусства, хранящимся в собраниях московских музеев, или неочевидным шедеврам, представленным в экспозициях временных выставок. Но в отдельных случаях мы собираем для вас гиды по виртуальному музею одного художника или направления в искусстве, чтобы рассказать о самых ярких или необычных шедеврах мировой культуры, находящихся в разных концах света.

6 августа Энди Уорхолу исполнилось бы 88 лет. О том, как появился поп-арт, какие кинозвезды были частыми гостями "Фабрика" и что такое шелкография – в новом материале рубрики "10 неизвестных".

Энди Уорхол "Автопортрет в женском", 1982

Энди Уорхол "Автопортрет в женском", 1982

Влияние Энди Уорхола на фотографию было колоссально. Как принципиально тиражное и воспроизводимое искусство, фотография была лучшим инструментом для воплощения замыслов Уорхола: в объективе художника оказывались кинодивы, музыканты, светская жизнь и криминальная хроника. Зачастую Энди сам становился героем собственных репортажей и постановочных съемок. Но если в 1960-х это были съемки в фотокабине, то, начиная с 1970-х годов и вплоть до своей смерти, Уорхол делал десятки тысяч polaroid-отпечатков психологических автопортретов. В этих фотопробах он примерял на себя различные образы и экспериментировал с техникой.

Энди Уорхол "Мифы. Дядя Сэм", 1981

Энди Уорхол "Мифы. Дядя Сэм", 1981

В 1981 году Энди Уорхол создал серию работ "Мифы", в которую вошли изображения Санта-Клауса, Дяди Сэма, Микки Мауса и самого Уорхола. В той или иной форме эти персонажи действительно были легендарными. Уорхол всегда стремился создать вокруг себя ореол таинственности и постоянно подпитывал слухи и неправдоподобные истории о своей персоне какими-то абсурдными фактами. И этот культ славы был основой его имиджа как в искусстве, так и в личной жизни.

А: "Я просыпаюсь каждое утро. Открываю глаза и думаю: ну вот, опять начинается."

Б: "А я встаю, потому что мне надо пописать."

А: "Я никогда не засыпаю снова, – сказал я. – Мне кажется, что это опасно. День жизни – это как телепрограмма на весь день. Телевидение никогда не покидает эфир: как включится с утра – так на весь день, вот и я тоже. К концу дня весь день превращается в кинофильм. В кино, снятое для телевидения."

Энди Уорхол "Макинтош", 1985

Энди Уорхол "Макинтош", 1985

Одержимый знаменитостями и идеей популярности, потребительской культуры и механического производства, Энди Уорхол создал изображения некоторых знаковых образов XX века. Банки супа "Кэмпбэлл", знак доллара или логотип фирмы Apple стали чем-то вроде икон своего времени. Конечно, они стали знамениты не благодаря тому, что Уорхол воспроизводил их на своих шелкографиях, а, скорее, наоборот. Согласно философии художника, приобщение к узнаваемому образу делало славу самому Уорхолу. Он говорил:

"В будущем каждый сможет стать знаменитым за 15 минут."

Энди Уорхол "До и после операции", 1976

Энди Уорхол "До и после операции", 1976

Помимо легендарных серийных шелкографий с легендарными кинодивами и музыкантами, Уорхол создал огромное количество графических работ. Он всегда носил с собой блокнот, где мог делать какие-то наброски и зарисовки. Эта его привычка показана в фильме "Баския", посвященном истории ученика Энди, Жана-Мишеля Баскии.

Шелкография – метод воспроизведения текстов, надписей и изображений при помощи трафаретной печатной формы.
Энди Уорхол "Туфли", 1955

Энди Уорхол "Туфли", 1955

Еще один пример графической работы Уорхола. Художник создал целую серию рисунков с изображениями женской обуви и небольшими текстами под ними. Это было что-то вроде упражнения в рекламных слоганах, которые играли огромную роль в художественном мире поп-арта.

Энди Уорхол "Королева", 1971

Энди Уорхол "Королева", 1971

Уорхол был плотью от плоти американской культуры и редко выходил за пределы этого контекста. Но, пробуя перенести методы поп-арта на почву другой культуры, он, конечно, не мог обойти главный символ британского мира – образ королевы. В традиционном для себя формате он создал несколько шелкографических изображений Елизаветы II.

"В этой стране удивительно то, что она породила новую традицию потребления – богатые покупают совершенно те же продукты, что и бедные. Президент пьет Колу, Лиз Тейлор пьет Колу и, только подумай, – ты тоже пьешь Колу."

Энди Уорхол "Chanel № 5", 1985

Энди Уорхол "Chanel № 5", 1985

Уорхол превращал объекты "гламура" в произведения искусства, символизирующие американское общество потребления. Этот принцип стал основой поп-арта. Преодолевая таким образом разрыв между искусством и коммерческой культурой, Уорхол пытался показать, что благодаря возможностям производства более не существует никакой разницы между высоким и низким. Изображение флакона духов Chanel № 5 по-прежнему остается символом гламура. 190 шелкографических изображений Chanel являются сегодня одними из наиболее редких работ Уорхола и высоко ценятся на арт-рынке.

Энди Уорхол "Поцелуи", 1981

Энди Уорхол "Поцелуи", 1981

Параллельно с созданием объектов поп-арта, Уорхол начинает снимать фильмы. В его мастерскую, получившую характерное название "Фабрика" мечтала попасть вся американская богема. С конца 1960-х Уорхол начинает делать черно-белые портретные кинопробы, короткометражные фильмы и видео-портреты.

Энди Уорхол "Черный носорог", 1983

Энди Уорхол "Черный носорог", 1983

Графические изображения животных, созданные Уорхолом, к сожалению, не приобрели такой известности, как образы кинодив. В 1983 году друзья художника Рональд и Фрейда Фельдман заказали художнику десять работ с изображением исчезающих видов диких животных, находящихся под угрозой вымирания. Помимо "Черного носорога", в серии также были созданы шелкографии с изображениями гигантской панды, зебры греви, сибирского тигра, африканского слона и других животных.

Энди Уорхол "Джаггер", 1975

Энди Уорхол "Джаггер", 1975

Мик Джаггер, еще одна икона стиля и американской культуры, также был гостем "Фабрики". Метод его работы был таков: Уорхол делал фотографии, ретушировал их, подрисовывал яркие глаза и губы, наносил поверх изображения графические контуры или закрашивал все кричащими цветами. Среди героев Уорхола также были Лайза Миннелли, Джон Леннон, Дайана Росс, Бриджит Бардо, Грэйс Келли и многие другие.

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

Яндекс.Метрика

Следите за новостями:

Больше не показывать