12 июля, 2015

От "Таганки" до "Покровки": умер режиссер Сергей Арцибашев

Поделиться в социальных сетях:

Фото: ТАСС/ Валерий Шарифулин

12 июля в Москве на 64-м году жизни умер худрук "Театра на Покровке" Сергей Арцибашев. О режиссере, превратившем хобби в профессию и прошедшем путь от от участника драмкружка до руководителя ведущего столичного театра – в материале m24.ru.

Из подмастерья – в мастеры

В старших классах юный Сергей Арцибашев, сын учителя и мастера участка лесозаготовок, понял, что профессия режиссера его привлекает как ни одна другая. Родители не испытывали по этому поводу ни малейших восторгов. Молодой человек послушался мнения отца, который считал, что его отпрыск должен заниматься серьезным делом, и поступил в Уральский политехникум. Свободное от обслуживания электромеханического оборудования время Арцибашев посвящал самодеятельности и игре в народном театре под руководством О.П. Солдатовой. Труды Станиславского, Немировича-Данченко, Мейерхольда, Вахтангова и Таирова его увлекли настолько, что в политехникуме он организовал драмкружок. Именно в этой лаборатории практически "на коленке" начались его первые режиссерские эксперименты.

Получив профессию техника-электрика, Арцибашев ушел в армию. О театре на время пришлось забыть. Но после демобилизации он решил поехать в Москву и попытаться поступить на режиссерский факультет ГИТИСа. Первая попытка покорения столицы не увенчалась успехом, и молодому человеку ничего не оставалось, как вернуться в глубинку и довольствоваться местом на актерском отделении Свердловского театрального училища.

Это был запасной вариант, временный, но в училище Арцибашеву встретился педагог Василий Константинович Козлов. Он стал первым человеком, который поверил в молодого актера. Родственники, учителя и знакомые не видели в нем артистических способностей. А Козлов доказывал обратное. Арцибашев поступил на амплуа "комик буфф", но всеми способами старался раздвинуть границы и показать свои способности и в пространстве трагедийных произведений. Когда встал вопрос о дипломных спектаклях, то ему предлагали роли Треплева и Протасова.

Спустя четыре года Арцибашев предпринял вторую попытку поступить на режиссерский в ГИТИС, на этот раз успешно – он был зачислен на курс к М.О. Кнебель.

Любимов и "Таганка"

В 1980 году главный режиссер "Театра на Таганке" Юрий Любимов, посмотрев режиссерскую работу Арцибашева по новеллам Володина "Женщины и дети" и Петрушевской "Любовь", пригласил его в свой театр. Тогда ставки режиссера на "Таганке" не было, поэтому единственное, на что мог рассчитывать молодой человек – должность ассистента. Как потом рассказывал Арцибашев, Юрий Петрович, заинтересованный в том, чтобы в его театре выходили лучшие работы, пообещал выбить режиссерскую ставку, и в результате действительно сдержал свое обещание. В этом же году Арцибашев дебютировал на процветавшей в те времена "Таганке" со спектаклем "Надежды маленький оркестрик" (студенческую работу по Володину и Петрушевской переработали и дополнили новеллой Злотникова "Два пуделя"). Из репертуара он был снят через девять лет после премьеры.

Вскоре в жизни любимовской "Таганки" произошло событие, которое до сих пор эхом отзывается и в наши дни. Юрий Петрович был изгнан из страны. Приходы новых худруков Арцибашев воспринимал неоднозначно, но труппу покидать не собирался, так как считал не в праве отрекаться от своего дома (именно так он воспринимал "Таганку"). Свое мнение он поменял с возвращением Любимова. Осознав, что новые реалии не оставляют для него место, Арцибашев взял курс на самоопределение, и согласился возглавить Театр на Покровке. Тогда ему было 37 лет. "Таганка", отполировавшая мастерство молодого режиссера, пропала с горизонта, хотя внутренний диалог с Любимовым продолжался еще долго.

Свой почерк

Оказавшись у руля собственного театра, он быстро выстроил сильный репертуар, обратившись к наследию Цветаевой, Гоголя, Чехова, Тургенева, Островского. Как режиссер Арцибашев испытывал приверженность к русскому реалистическому театральному искусству и внимательно вчитывался в классические произведения, каждый раз открывает их для зрителя с новой, неожиданной стороны.

Фото: ТАСС/ Михаил Гутерман

С "Театром на Покровке" Арцибашев не расставался, даже когда его пригласили в "Маяковку". Все помнят нелицеприятный конец этой истории, но, если взглянуть здраво на заслуги Арцибашева перед вверенным ему театром, то с легкостью можно обнаружить, что его спектакли до сих пор присутствуют в репертуаре и собирают залы.

Сюжет: Персоны

Поделиться в социальных сетях:

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

Следите за новостями:

Больше не показывать
Яндекс.Метрика