Новости

Новости

11 сентября 2014, 17:50

Общество

"Черное" лето туристов: что делать клиентам разорившихся фирм

Фото: ИТАР-ТАСС

За последние несколько лет на туристическом рынке произошло банкротство нескольких крупных турфирм. Так, в январе 2011 года Арбитражный суд Москвы признал банкротом туроператора "Капитал Тур", в сентябре 2012 года банкотом стал один из старейших российских туроператором "Ланта-тур вояж". В июле 2013 года об остановке продаж сообщил туроператор "Асент Трэвел".

Однако летом этого года рынок российской туриндустрии "рухнул" в один момент. О том, кто попал в лавину банкротств, как не стать жертвой турфирм-однодневок и что делать, если турфирма разорилась, читайте в материале M24.ru.

Что делать, если турфирма разорилась?

Константин Цыганков - о кризисе на туристическом рынке России

В случае банкротства оператора турист, который решает не ехать в оплаченный тур, должен собрать все документы, указанные на сайте страховой компании. Страховщик принимает решение о выплате компенсации в течение 30 дней.

Клиентам турфирмы, которые полетят на отдых по оплаченным билетам, придется повторно заплатить за проживание, экскурсии, трансфер и т. д, потому что оплаты турфирмы, приостановившей свою деятельность, становятся недействительными. Для последующего получения компенсации от страховщика повторную оплату надо обязательно подтвердить документами.

Клиентам турфирмы-банкрота, оказавшимся за границей, нужно обращаться в ассоциацию "Турпомощь" по телефонам горячей линии:

+7 (495) 981-51-49 (круглосуточно), 8-800-100-41-94 (круглосуточно), факс: +7 (495) 981-51-49

Адрес "Турпомощи": Москва, ул. Мясницкая, 47. Адрес электронной почты: secretary@tourpom.ru, сайт: www.tourpom.ru.

Испорченный отпуск-2014: хроника

16 июля. Турфирма "Нева"

Проблемы с турфирмами в России начались именно с этой компании - 16 июля она объявила о приостановке своей деятельности. Причиной банкротства в самой фирме назвали "невозможность исполнять свои обязательства перед туристами и заказчиками по договорам реализации турпродукта".

Тогда около 7 тысяч клиентов туроператора находились на отдыхе, а не смогли отправиться в путешествие еще около 17 тысяч. Тем не менее, "Нева" смогла реализовать около 60 билетов на регулярные рейсы по разным направлениям, включая Россию и туры по разным направлениям с датами вылета вплоть до Нового года.

При этом ответственность "Невы" была застрахована на 454 миллиона рублей, что, по данным Ассоциации туроператоров России, являлось самой большой банковской гарантией, выданной туроператору.

25 июля. "Роза ветров Мир"

Следом за "Невой" 25 июля приостановила деятельность "Роза ветров Мир". На тот момент путевки у компании купили почти 800 человек, а большая часть путешествий была запланирована на август. При этом тем, кто захотел отправиться в намеченные туры, предложили повторно оплатить свое проживание, а деньги получить позднее от страховщиков.

На рынке туроператора представляли два юридических лица - "Роза ветров Мир" и "РВ Мир". Обе компании были застрахованы в "БИН Страхование" и ОСАО "Ингосстрах", причем утверждалось, что страховки хватит для возмещения всех расходов, понесенных туристами.

В то же время отдыхающим, которые находились за пределами России, обещали оказать необходимую помощь и поддержку. Уже 14 августа "Ингосстрах" начал выплачивать компенсации клиентам турфирмы "РВ Мир". По предварительным данным, пострадал 161 человек. Всего у компании было куплено 66 туров на общую сумму в 11,8 миллиона рублей.

Мнение эксперта

Почему вообще возникают подобные кризисные ситуации в туристической сфере? Во-первых, рынок оказался очень сильно раздут. Авиакомпании набрали в лизинг и приобрели достаточное число самолетов, чтобы предложение по перелетам просто-напросто превысило спрос. Речь идет о наиболее популярных туристических направлениях – Турция, Египет, Кипр, Тунис и др. Вследствие этого начинается демпинг, когда стоимость авиаперевозки устанавливается ниже себестоимости билета, и авиакомпании начинают выбрасывать на рынок дешевые авиабилеты в надежде "убить" конкурентов.

В результате образуется так называемый "горящий" тур, и наш турист может нормально отдохнуть за границей за 1000 долларов и ниже ($300-500), а доплачивать за его отдых будут авиакомпании и туроператор. При этом доплаты компании делают из оборотных средств. Данный механизм работает довольно эффективно, но только тогда, когда растет спрос, что не может продолжаться вечно. Так и случилось: звезды, как говорится, сошлись - и спрос упал. Что это были за звезды? Пойдем по порядку:

1. Деятельность "западных империалистов" (читай – США и их санкции). Изменился регламент выезда за границу госслужащих и работников силовых структур, а они, как это ни странно, представляли собой довольно большую долю клиентов туристических компаний.
2. Общая экономическая ситуация в России. Рост инфляции, снижение доходов и рост расходов населения вынуждают отказывать себе не только в излишествах, но и возможности отдохнуть за рубежом.
3. Страх. Сегодня многие люди просто-напросто боятся ехать за границу – как там отнесутся к нашему брату, особенно ввиду событий на Украине? Пустят ли нас вообще в эту страну и т.д.
4. Тенденция, которая формировалась уже давно: отечественный турист (потенциальный) научился самостоятельно покупать билеты на самолеты и бронировать гостиницы по всему миру, не говоря уже об аренде автомобиля.

Константин Цыганков
экономический обозреватель телеканала "Москва 24"

30 июля. "Экспо-тур"

30 июля по тем же причинам приостановил деятельность еще один петербургский оператор - "Экспо-тур". Размер финобеспечения фирмы составил 30 миллионов рублей, а ответственность "Экспо-тура" была застрахована в фирме "Адвант-Страхование".

От приостановки деятельности туроператора пострадали более тысячи туристов. Из них 400 купили путевки на круиз на теплоходе "Адриана", который был отменен. Еще 640 туристов должны были поехать на российские курорты, в частности, в Крым, Сочи, Анапу и Геленджик. Однако за границей клиентов туроператора сейчас нет.
Одной из причин приостановки деятельности "Экспо-тур" в Российском союзе туроператоров называют проблемы с новым проектом компании - круизом по Черному морю. Круизный теплоход "Адриана" должен был заходить в порты Новороссийска, Ялты, Сочи, Севастополя и Стамбула. Но в этом сезоне маршрут претерпел изменения.

2 августа. "Лабиринт"

2 августа авиакомпания "Оренбургские авиалинии" временно приостановила сотрудничество с туристической фирмой "Идеал Тур" из-за ее проблем с финансированием рейсов, после чего "рухнул" еще один туроператор - "Лабиринт".

По словам представителей турфирмы, причинами такого решения явились резкий рост курса валют, который сказался на покупательской способности, а также "негативная политическая и экономическая ситуация, повлиявшая на количество бронирований".

Впоследствии выяснилось, что клиенты "Лабиринта" получат компенсации в размере не более 10% от стоимости тура. За два дня количество заявлений на компенсации, поданных в страховую компанию, значительно превысило сумму страховки.

Стоить отметить, "Лабиринт" был застрахован в той же фирме, что и турфирма "Нева". В начале сентября страховая компания приняла заявлений от пострадавших туристов "Лабиринта" на сумму почти 2,5 миллиарда рублей.

"Мосгорсправка": Памятка туристам на случай внештатных ситуаций

5 августа. "ИнтАэр"

Группа компаний "ИнтАэр", входящая во вторую десятку крупнейших туристических фирм России, объявила о приостановке своей деятельности 5 августа. Как отметили в компании, одной из причин этого решения стало резкое падение спроса и покупательской способности в связи с резким ростом курса валют и негативной политической ситуацией.

Страховщиком компании является "РЕСО-Гарантия", гражданская ответственность турфирмы застрахована на сумму 30 миллионов рублей.

За рубежом на тот момент находилось 500 клиентов "ИнтАэр". Всего от приостановки деятельности туроператора пострадали около 2 тысяч туристов. При этом ущерб от остановки работы компании составил 40 миллионов рублей, однако компенсаций должно хватить на всех клиентов.

6 августа. "Нордик стар"

Спустя день после "ИнтАэра" объявил о приостановке деятельности российский туроператор по Прибалтике "Нордик Стар". Всего туркомпанией было продано около 40-50 туров. А 9 июня оператор "Нордик Стар" был исключен из реестра туроператоров за то, что вовремя не заплатил взносы. В связи с этим страховщик может выплатить компенсации не всем туристам.

Директор и владелец компании, гражданин Эстонии Оливер Оллин сообщил, что за границу не смогут отправиться около 50 человек, которые ранее приобрели туры в компании "Нордик Стар".

Добавим, что гражданская ответственность турфирмы застрахована в ОАО "Либерти Страхование". Общий размер страхового обеспечения компании составил 30 миллионов рублей.

Туроператор имел офисы в Москве и Санкт-Петербурге и предлагал туристам туры в Данию, Эстонию, Швецию, Норвегию, Исландию и Финляндию. Компания работала с 2001 года.

14 августа. "Ветер странствий"

"Мосгорсправка": Как наказать турфирму за испорченный отдых

Петербургский туроператор "Ветер странствий" приостановил свою работу и вовсе в связи с исчезновением генерального директора. "В связи с внезапным исчезновением генерального директора, Агафоновой Любови Сергеевны, мы не в состоянии продолжать работу, нести ответственность за деятельность компании, обслуживать заказы, осуществлять финансовую и иную деятельность", - говорилось в сообщении туроператора 14 августа.

"Этот случай не имеет ничего общего с той волной банкротств туристических компаний в стране за последние недели, - отметила в эфире телеканала "Москва 24" руководитель пресс-службы федерального агентства по туризму Ирина Щеголькова. - На наш взгляд, здесь случай мошенничества, потому что сотрудники не могут связаться с директором компании. Она же является и ее собственницей. К сожалению, тут не может подключиться к работе "Турпомощь", потому что не было официального заявления туркомпании, что они испытывают финансовые сложности".

Турфирма занималась экзотическими индивидуальными турами. На момент приостановки работы у большинства клиентов билеты на регулярные рейсы были оплачены. Сам туроператор имел страховую гарантию с покрытием в 30 миллионов рублей в компании "Либерти Страхование".

22 августа. "Атлас"

Петербургский туроператор "Атлас" объявил о приостановке деятельности 22 августа, из-за чего пострадали около тысячи туристов. Фирма объяснила закрытие невозможностью исполнять обязательства перед туристами и заказчиками.

Компания была застрахована в страховом обществе "Помощь". При этом сумма договора составляла 49 миллионов рублей. Примечательно, что с 9 сентября должно было вступить в силу соглашение с компанией "Авеста" на сумму 45 миллионов рублей.

Фирма подчеркнула, что невыполненных обязательств по договорам перед туристами за пределами России нет. По словам исполнительного директора Ассоциации туроператоров России Майи Ломидзе, турфирма преимущественно работала как субагент - в основном бронировала туры у других туроператоров, а число собственных туров было ограниченным.

25 августа. Санта Люция

25 августа прекратил существование проработавший на рынке более 15 лет туроператор "Санта Люция" – маленькая компания, которая занималась преимущественно внутренним туризмом.

В момент приостановления деятельности турфирмы 10 человек находились по ее путевкам на курортах России и еще около 10 клиентов оплатили через компанию заграничные путешествия.

Размер финансового обеспечения, которое предоставила компания "Либерти Страхование", составляет 500 тысяч рублей - достаточная сумма, чтобы вернуть клиентам турфирмы деньги за приобретенные путевки.

29 августа. "Авиадиспетчер-ДВ"

"Авиачартер-ДВ" объявил о приостановке своей деятельности 29 августа. Ответственность туроператора была застрахована в компании "Восхождение" на 30 миллионов рублей. По данным ИТАР-ТАСС, от прекращения работы туроператора "Авиачартер-ДВ" пострадали около тысячи человек.

Исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Мая Ломидзе рассказала M24.ru, что суммы страховки хватит для выплат пострадавшим. "Даже с учетом того, что "Авиачартер-ДВ" предлагал достаточно дальние недешевые направление, страховки должно хватить, - сказала она. - Пожалуй, отягчающее обстоятельство – то, что у "Восхождения" отозвана лицензия, и его активы могут, мягко говоря, не совпадать с объемом застрахованных рисков. Но на этот вопрос страховая компания сможет ответить чуть позже".

Улететь на отдых не смогут клиенты "Авиачартера-ДВ", которые приобрели туры на сентябрь-октябрь. На конец лето турпакеты у фирмы практически не покупали из-за проблем оператора с "Оренбургскими авиалиниями". Авиакомпания прекратила выполнять рейсы "Авиачартера-ДВ" с 17 августа. В частности, были отменены девять чартерных рейсов с Дальнего Востока на острова Гуам и Сайпан и обратно.

АТОР составит "черный список" отелей, выселивших клиентов

Компания "Авиачартер-ДВ" принадлежит владельцу компаний "Лабиринт", "Лабиринт-Т", "Компания Лабиринт" и "Идеал Тур" Михаилу Шаманову. Вместе с другим руководителем этих фирм Сергеем Азарсковым его заочно арестовали по делу о мошенничестве. По версии следствия, они, получая деньги от клиентов за авиабилеты, не оплачивали места в самолетах, а переводили средства на счет подконтрольной фирмы.

8 сентября. "Солвекс-Турне"

Один из крупнейших туроператоров Санкт-Петербурга "Солвекс-Турне" приостановил деятельность 8 сентября. За рубежом сейчас находятся около 9 тысяч туристов петербургской компании, в основном - в Греции и Болгарии.

Гендиректор компании Тамара Халецкая подчеркнула, что у отдыхающих в Болгарии никаких проблем не возникнет. Это подтвердил и директор принимающей компании Solvex Bulgaria Галин Георгиев.

Всего туры на ближайшие месяцы в "Солвекс-Турне" купили 8,6 тысячи человек. По данным Ассоциации туроператоров России, суммы страхового покрытия достаточно для возмещения всех расходов, понесенных туристами. По информации Ростуризма, финансовую ответственность туроператора на общую сумму 450 миллионов рублей обеспечивают три страховые компании.

Самая большая финансовая гарантия - 300 миллионов рублей - оформлена в страховой компании "Восхождение", у которой в конце августа была отозвана лицензия, поэтому на эти деньги рассчитывать трудно, отметили в РСТ.

Еще 120 миллионов рублей обеспечения предоставила компания "Авеста" и 30 миллионов - ВСК. Обе страховые компании уведомлены о приостановке деятельности туроператора и выразили готовность осуществить выплаты туристам.

10 сентября. "Южный Крест Трэвел"

10 сентября о приостановке деятельности объявил туроператор "Южный Крест Трэвэл". Это было обусловлено сильным падением спроса на туристский продукт на фоне банкротства ряда крупнейших туроператоров.

Пострадавшим от приостановки деятельности клиентам турфирмы предлагают обращаться в ОСАО "РЕСО-Гарантия", которое предоставило финансовые гарантии компании в размере 100 миллионов рублей. Кроме того, туроператор обещает оказывать всяческую помощь, в том числе и по возвращению домой туристам, которые сейчас находятся за пределами России.

По словам пресс-секретаря Российского союза туриндустрии Ирины Тюриной, за границей сейчас находятся около 5,8 тысячи клиентов турфирмы.

"В основном туристы находятся в Греции, Италии, Китае и некоторых других странах", - сообщила она в эфире канала "Москва 24". Еще около 12,3 тысячи туров куплено на последующие даты, вплоть до марта будущего года.

Тюрина добавила, что финансового обеспечения в размере 100 миллионов едва ли хватит, чтобы выплатить компенсации всем пострадавшим туристам. "Скорее всего, туристы смогут получить только часть компенсаций", - полагает она.

11 сентября. "Скай-Тур"

А в четверг, 11 сентября, В Москве прекратило свою деятельность турагентство "Скай-тур" - директор компании Кирилл Елатов перестал выходить на связь. В данный момент офис фирмы опечатан, туристы подают заявления в полицию.

Сколько всего туристов пострадало от закрытия агентства, сотрудники агентства не знают. Руководитель компании скрылся вместе с деньгами туристов, но общая сумма ущерба пока также не известна.

"В субботу директор перестал выходить на связь. На следующий же день туристы не смогли воспользоваться приобретенными путевками. Мы думали, что он появится в понедельник, но этого не произошло. Наши сотрудники начали обзванивать туристов, сообщать им о сложившейся ситуации. Во вторник сотрудники правоохранительных органов опечатали офис. Теперь у нас не доступа к данным туристов, поэтому многие по-прежнему не знают, что их туры не состоятся", - приводит АТОР слова сотрудницы "Скай-тур" Ольги.

Ранее телеканал "Москва 24" сообщал, что представителей московского агентства "Скай-тур" клиенты обвиняют в мошенничестве. В отдел полиции по Мещанскому району уже поступило около 20 заявлений. Пострадавшие сообщают, что несколько дней не могут связаться c агентством.

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика