Москва 24

24 сентября, 2015

Атака пауков: в "Гараже" открылась выставка скульптора Луиз Буржуа

Поделиться в социальных сетях:

Фото: m24.ru / Владимир Яроцкий

В рамках специальной программы 6-ой Московской биеннале современного искусства в Музее современного искусства "Гараж" открылась выставка выдающегося американского скульптура "Луиз Буржуа. Структура бытия: клетки".

На выставке вниманию посетителей представлено более 80 работ художницы, среди которых инсталляции, собранные из предметов мебели и одежды, ранние скульптуры, живопись и графические работы. Также на вставку приехали два гигантских бронзовых паука, которые во многом стали визитной карточкой Буржуа, и именно благодаря им ее творчество узнают во всем мире. Паук Maman установлен на площади искусств в парке Горького прямо перед музеем. Скульптура специально была создана по заказу нью-йоркского "Тейт Модерн".

Фото: m24.ru / Владимир Яроцкий. Джерри Горовой, директор фонда Луиз Буржуа

В Москве выставку представил директор фонда Луиз Буржуа Джерри Горовой, который более 30 лет работал вместе с художницей. Он рассказал, что паук был для Буржуа символом матери. Балансирующий на тонких длинных конечностях над землей и защищающий подвешенную к брюшку сеть с восемью мраморными яйцами. Сама Луиз, которой не стало пять лет назад, говорила: "Подобно паукам моя мать была очень мудрой. Паук – заботливое и отзывчивое существо, совсем как моя мама". Этот образ был важен для художницы еще и потому, что ее мать была ткачихой и занималась реставрацией ковров. Поэтому паук, плетущий паутину, ассоциировался у нее с этим кропотливым трудом.

Фото: m24.ru / Владимир Яроцкий

Московская выставка получила название "Структура бытия: клетки". Клетка стала еще одним важным и символичным образом для Буржуа, которому посвящена целая серия работ. Для нее была важна метафоричность и неоднозначность его трактовки: с одной стороны это биологический элемент, с другой – религиозный символ аскезы (монашеская келья), архитектурный элемент или ассоциация с тюремным заключением. Впервые этот термин в ее творчестве возник при подготовке к Международной выставке в Музее искусств Карнеги в Питтсбурге в 1991 году, и с тех пор художница постоянно возвращалась к этой серии.

Фото: m24.ru / Владимир Яроцкий

Однако клетки – это не только символ заключения, но и способ представления ее работ. Зритель как бы путешествует по пространству памяти мастера, заглядывая в ее воспоминания. Художница говорила: "В каждой "Клетке" есть удовольствие вуайериста – трепет от того факта, что ты наблюдаешь или наблюдают за тобой". Некоторые клетки представляют собой инсталляции из дверей, составленных спиралью, внутрь которой можно заглянуть только через щели между ними.

Фото: m24.ru/ Владимир Яроцкий

Внутри оказываются обрывки детских воспоминаний: предметы мебели. Принадлежавшие матери или отцу, одежда, объекты детских/женских страхов или желаний. Горовой говорит, что Буржуа не была фрейдисткой или феминисткой, но она была против патриархата. С отцом у художницы были сложные отношения, что отобразилось в большом количестве ее работ. "Она говорила что искусство – это ее психоанализ и ее религия, через которые она преодолевает свои страхи и в которых она ищет ответы на важные для себя вопросы", - рассказывает директор фонда художницы.

Фото: m24.ru/ Владимир Яроцкий

Психоанализ и самопознание приводят художницу к теме зеркал, которые она активно начинает использовать в серии "Клетки". На выставке в "Гараже" ключевой работой становится монументальная инсталляция "Завладел ли день ночью или ночь завладела днем?" 2007 года, в которой гигантское вращающееся зеркало становится важнейшим самостоятельным элементом. В нем отражается название работы, взятое из заголовка записи в дневнике художницы от 7 февраля 1995 года, и сам зритель, который, оказываясь в пространстве работы, становится ее частью.

Луиз Буржуа неоднократно приезжала в Россию. Первый раз она оказалась здесь в 1932 году, а в 1934-м посетила Московский театральный фестиваль и стала свидетелем первомайской демонстрации. Спустя почти 70 лет, в 2001 году, в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге открылась первая в России крупная ретроспективная выставка. Экспозиция в "Гараже", реализованная в рамках специальной программы биеннале, стала первой ретроспективой выставки в Москве.

Джерри Горовой и Барт де Баре, куратор основного проекта 6-ой Московской биеннале современного искусства. Фото: m24.ru/ Владимир Яроцкий

Новое здание Музея современного искусства "Гараж" открылось 12 июня этого года. Над проектом работал архитектор Рем Колхас, куратор 14-ой архитектурной биеннале в Венеции, автор проекта Штаб-квартиры Центрального телевидения Китая в Пекине, центральной библиотеки в Сиэтле и множества других не менее примечательных проектов. Площадь нового здания составляет 5500 квадратных метров. Пространство формально поделено на несколько зон, каждая из них может предлагать самые разные формы активности, менять свое предназначение, так же, как и внутреннюю конфигурация ширм, перегородок, экспозиционных элементов.

Сюжет: Современное искусство - кто его создает

Поделиться в социальных сетях:

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

Следите за новостями:

Больше не показывать
Яндекс.Метрика