Новости

Новости

23 июля 2014, 18:30

Общество

В ожидании 1 сентября: как меняются столичные школы и школьники

Фото: ИТАР-ТАСС

До 1 сентября осталось чуть больше месяца. В новом учебном году большинство школьников будет учиться пять дней в неделю вместо шести. М24.ru узнал у руководителя лицея "Вторая школа" (ЮЗАО) Владимира Овчинникова и директора лицея № 1580 при МГТУ имени Баумана (ЮАО) Сергея Граськина о том, как меняются учебные заведения, почему школьники хотят больше учиться и зачем на уроках 3D-принтеры.

Объединять и выбирать

Ключевой вопрос, который рано или поздно приходится решать большинству родителей: какую школу выбрать для ребенка? Отправить его в обычную общеобразовательную, чтобы ученик постепенно разобрался, какие предметы ему больше нравятся и легче даются? Или сосредоточиться на поисках специализированной школы с гуманитарным, математическим, языковым уклоном?

Пока еще в школе можно учиться "всему понемногу", откладывая выбор дисциплин и будущей профессии до окончания школы. Но очень скоро ситуация изменится, и выбирать так или иначе придется всем школьникам: новый образовательный стандарт, который уже внедрен в начальной школе, а через несколько лет будет действовать и в старших классах, подразумевает переход на профильное образование. Это означает, что старшеклассникам уже не придется изучать все предметы в полном объеме. Для них оставят шесть обязательных дисциплин: русский язык, объединенный в общий курс с литературой, один иностранный язык, математику, историю (возможно, ее заменит предмет "Россия в мире", соединяющий историю с географией и культурологией), физкультуру и ОБЖ. Все остальные предметы поделят на шесть областей: филология, иностранные языки, общественные науки, математика с информатикой, естественные науки, а также физическая культура, соединенная почему-то с экологией. Из этих областей школьники смогут выбрать еще несколько дисциплин для изучения, причем одни предметы можно будет изучать на углубленном уровне, а другие – только на базовом. Таким образом, все старшеклассники будут еще в школе получать ту или иную специализацию.

У этой системы есть свои плюсы и минусы, отмечают директора школ.

Если ребенок правильно определился с профильными предметами, он сможет глубоко изучить именно то, что ему понадобится в будущем. Но если ребенок перешел на профильное обучение, а с выбором предметов ошибся, рано или поздно перед ним встанет проблема: зачем он тратил, например, по 10 часов в неделю на физику, если ему нужна художественная литература, а главное – как теперь добрать недостающие гуманитарные знания? В каком-то смысле школа, которая всему учила понемногу, страховала от подобных ошибок.
Сергей Граськин
Директор лицея № 1580

Другая проблема заключается в том, что не каждая маленькая школа способна обеспечить ученикам качественное специализированное образование по всем дисциплинам. Впрочем, маленьких школ остается все меньше, ведь сейчас идет процесс объединения школ и детских садов в большие комплексы. Правда, иногда появляются настолько разросшиеся учебные заведения, что в них собирается до 10 тысяч учащихся. Это конечно, перебор, но в целом директора видят в объединении много положительного. Оно дает возможность более широкого выбора основных и дополнительных предметов.

"При объединении нескольких школ в большой комплекс ученик может посещать занятия и кружки по разным предметам, не переезжая в разные концы города, – отмечает Владимир Овчинников, директор лицея "Вторая школа". – Главное, чтобы руководители объединившихся учебных заведений договорились друг с другом, а не начинали конкурировать".

Сергей Граськин тоже признает плюсы новой системы: "Если школа маленькая, сделать ее многопрофильной нереально. А в большом комплексе легче поднять уровень подготовки по разным предметам". Возможно, многопрофильные комплексы смогут даже конкурировать с нынешними специализированными спецшколами.

Фото: М24.ru

Кроме того, по мнению Сергея Граськина, объединение образовательных учреждений разного уровня облегчает детям переход из детского сада в начальную школу, а потом – в среднюю и старшую. Когда все заведения находятся рядом и входят в один комплекс, стресс при "выходе на новый уровень" гораздо меньше.

Однако объективно оценить подобные изменения можно будет только по прошествии ряда лет, когда будет ясно, как они скажутся на качестве образования.

Трудности определения

Пока московские школы не перешли на профильное обучение повсеместно, тем не менее многим детям все равно приходится определяться со своими предпочтениями – например, для того, чтобы перейти в специализированный лицей и готовиться к поступлению в конкретный вуз. Решение принимают в 7-8 классе – как правило, с этого возраста учеников берут в профильные спецшколы. Но и восьмиклассник не всегда может разобраться с своими способностями: зачастую он ориентируется на мнение родителей, поэтому на них ложится особая ответственность.

"С родителями надо заниматься воспитательной работой еще больше, чем с ребенком, - делится опытом Сергей Граськин. – Хотя родители бывают разные. Тем, у кого старшие дети уже учатся в специализированной школе, как правило, объяснять ничего не нужно. Но есть и такая категория, которую я называю "родители эпохи перестройки": им кажется, что занять достойное место в жизни можно и без качественного образования".

Владимир Овчинников чаще сталкивается с другой проблемой: родители нанимают репетитора и заставляют ребенка любой ценой поступить в физико-математическую школу, хотя у него совсем другие склонности. Отбор в лицей серьезный: письменная работа, устное собеседование, на котором выясняют предрасположенность ребенка к занятиям математикой и физикой. Но даже при такой системе вступительных испытаний есть риск принять ученика, который не стремится заниматься точными науками. В результате в первые же месяцы после поступления у него начинаются сложности, он не успевает за товарищами.

Чтобы подобных ситуаций не возникало, мы советуем родителям не заставлять детей поступать куда-то, если есть сомнения. А разобраться, к чему у ребенка способности, не так уж сложно. Например, у нас существует вечерняя математическая школа – что-то вроде большого кружка, где школьники занимаются раз в неделю по вечерам. Эту школу можно посещать без вступительных испытаний, добровольно, и ребята постепенно начинают понимать, интересно им у нас или нет, потянут ли они нашу нагрузку. Такая форма дополнительного образования прекрасно показывает, готов ли ребенок поступать в специализированную школу.
Владимир Овчинников
Директор лицея "Вторая школа"

Тьюторы и ассистенты

В современной школе, особенно специализированной, трудно обойтись без психологов. В лицее "Вторая школа" целый штат психологов, специально ориентированных на работу с творческими детьми. "Бывают трудные, гиперактивные дети, не способные и десяти минут просидеть спокойно, но наши специалисты общаются с родителями и подчас помогают как-то выровнять ребенка, убедить его, что он не один в классе, что он мешает своим товарищам", – рассказывает Владимир Овчинников.

Фото: ИТАР-ТАСС

Кроме того, в его лицее есть тьюторы – эти люди индивидуально работают с детьми, которые нуждаются в помощи или дополнительном внимании. По сути тьютор (от английского слова tutor – домашний учитель, опекун) играет роль старшего товарища. Эту должность может занять студент старших курсов или молодой учитель. По мнению Владимира Овчинникова: "Главное – не диплом, а желание работать со школьниками, искать к ним ключик. Половина преподавателей – наши выпускники, и мы привлекаем их к этой работе, чтобы они попробовали себя: пошло – значит, человек дальше сможет работать с детьми".

Тьюторами "Вторая школа" не ограничивается: ее материальные возможности позволяют на уроках физики и математики "усилить" преподавателя ассистентами, которые помогают детям разобраться с какой-то новой информацией, а зачастую проверяют домашние задания. Однако ассистенты в школах встречаются достаточно редко, и не все учителя видят необходимость в таком помощнике.

В лицее Сергея Граськина тьютерами, напротив, становятся наиболее опытные преподаватели. В целом же он считает, что результаты работы зависят не столько от введения каких-то дополнительных должностей, сколько от создания правильной системы. "У нас на протяжении 25 лет создавалась такая система, определяющая порядок приема, обучения, проведения промежуточной аттестации, методы контроля. Все отработано, и даже если к нам приходит вузовский преподаватель (а у нас многие учителя математики и физики одновременно преподают в вузе), он действует по определенным правилам и законам и легче привыкает к работе со школьниками".

Вообще же директор и управляющий совет школы сами решают, каким должен быть ее штат – в зависимости от стоящих перед учебным заведением задач.

Кто в школе хозяин

"В школах сейчас существуют управляющие советы, состоящие из педагогов, небольшой группы старшеклассников, родителей и других заинтересованных лиц, например, выпускников, – рассказывает Владимир Овчинников. – Совет обладает достаточно большими полномочиями, в хорошей школе он помощник и советчик, а в неважной – ведет борьбу с директором. В компетенции управляющих советов находится широкий круг глобальных вопросов: участие в утверждении учебных программ, плана работы, перспектив школы. Кроме того существует родительский комитет, который также может очень сильно помочь школе".

Загрузить по полной

Фото: ИТАР-ТАСС

"В наше время нагрузка была меньше!" – вздыхают родители, взглянув на список предметов или домашних заданий своего чада. Сергей Граськин тоже признает, что современные школьники сильнее загружены: "Появились новые предметы: право, например. Да и по старым дисциплинам объем знаний сильно вырос. Честно скажу: если сравнить подготовку выпускников 1980 и 2010 года по математике, разница будет существенной. А сутки-то пока еще не увеличились!".

Владимир Овчинников полагает, что нагрузка не так ощутима, если ребенок занимается с интересом. "Наши дети занимаются гораздо больше, чем в обычной школе, но все время пытаются получить еще что-то. Например, часть наших ребят поступают на химические, биологические факультеты, в медицинские вузы, и мы пытаемся дать им возможность в 10-11 классе выбрать соответствующую специализацию. Но когда предлагаем группе учеников сделать поменьше уроков математики и побольше биологии, они просят оставить им математику на прежнем уровне и добавить еще биологии".

Помогает ли снизить нагрузку шестидневная система преподавания, или лучше заниматься в школе пять дней, оставляя детям два выходных – единого мнения на этот счет не существует. Ученики и родители лицея "Вторая школа" против перехода на пятидневку, но директор думает, что за счет свободной субботы, если правильно ее использовать, можно дополнительно развивать детей: водить их в музеи, театры, возить на экскурсии.

Еще одна особенность современных школьников, которую отмечает Владимир Овчинников, тоже, видимо, связана с большей загрузкой в школе: "В 60-70-е годы прошлого века ребята без всякого интереса ходили на уроки физкультуры, их приходилось уговаривать. А сейчас в школе не 2 урока физкультуры, как раньше, а 3, и ребята с удовольствием занимаются любыми видами спорта. Видимо, им требуется физическая разрядка".

25 или 12

При нынешней системе финансирования зарплата учителя зависит от того, сколько учеников в классе, поэтому обычные школы стараются придерживаться нормы – 25 учеников в классе. Бывают, впрочем, и школы, где зарплата учителя чуть ли не вдвое выше средней: добиваются этого директора, оставляя в штате минимум преподавателей и загружая их по полной программе. Нормально готовиться к урокам и думать о содержании образования при такой системе сложно.

В специализированных школах стремятся к более индивидуальному подходу и находят разные способы сократить количество учеников на уроке. Так, в лицее № 1580 более 50 процентов предметов преподают, разделяя классы на группы по 12 человек. Так занимаются не только физкультурой и английским, но и всеми профильными дисциплинами, а также русским языком – к сожалению, у старшеклассников все больше трудностей с этим предметом.

Техника дошла

Фото: М24.ru

Современная школа сильно изменилась в техническом плане: внедрили электронные журналы и дневники, преподаватели ведут в сети свои страницы, оставляют для детей индивидуальные задания и комментарии. На уроках используются интерактивные доски, позволяющие учителям давать больше интересной информации.

"Нынешние дети – совсем другие, они получают знания не только из книг и от учителя, как раньше, они ищут информацию во всем, что их окружает, – замечает Сергей Граськин. – Не секрет, что маленький ребенок сейчас обращается с техникой лучше, чем взрослый. Мы это понимаем, и уже дополняем бумажные учебные пособия электронными книгами, которые школьники могут скачивать".

Владимир Овчинников полагает, что порой школьники уж слишком увлекаются новыми гаджетами: "У каждого ученика есть планшет, и часто нам приходится как-то бороться с тем, что на перемене, вместо отдыха, они сидят и играют в игры".

Но директора согласны, что современная техника позволяет гораздо интереснее проводить уроки, особенно такие, как физика и химия. "У нас есть дистанционный доступ к университетским лабораториям, – рассказывает Сергей Граськин. – Например, тему распространения радиоволн мы можем проиллюстрировать, задействовав лабораторную базу университета в Дмитрове с настоящим локатором.

Кроме того в лицее есть центр технологического прототипирования. Отчасти он напоминает старую систему кружков авиамоделирования и судостроения, но на новой основе: это лаборатория, оснащенная 3D-сканерами и принтерами. Если ребенок изобретает какой-то двигатель, он может увидеть свое изобретение не только в чертежах, но и в качестве образца на 3D-принтере. Это начало обучения азам конструирования".

Учиться – не работать

На вопрос, чего не хватает современным школьникам – кроме, конечно, лишних часов в сутках – Владимир Овчинников ответил, не задумываясь: навыков уборки!

Всевозможные трудовые повинности, которые существовали в школах раньше – дежурство в классах, уборка территорий – теперь под запретом. Вроде бы это и правильно: школьники приходят в школу учиться, а не полы мыть. И все-таки привычки к порядку им, видимо, не хватает.

"У нас существует специальный лагерь, куда мы вывозим детей на осенние и весенние каникулы, – рассказывает директор "Второй школы". – Выезды посвящены и естественно-научным и гуманитарным темам, последняя поездка, например, была посвящена Древней Греции. Ребята с удовольствием занимаются, у них есть круг обязанностей, институт вожатых – старшеклассников, которые едут в лагерь, чтобы помогать учителям. Но при этом выясняется, что дети – большие неряхи: они не следят за собой и устраивают ужасный бардак в комнатах, где ночуют. Возможно, им не помешала бы привычка убирать за собой".

Анна Макарова

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика